Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ПОУЧЕНІЯ ВЕЛИКОПОСТНЫЯ.
186. О говѣніи.

По установившемуся у насъ обычаю, каждый православный христіанинъ, желающій въ теченіе великаго поста исполнить долгъ исповѣданія и пріобщенія св. Христовыхъ Таинъ, избираетъ для сего одну недѣлю и старается провести ее съ большею строгостію относительно употребленія пищи и съ большею внимательностію къ неопустительному посѣщенію храма Божія. Міряне не могутъ на весь постъ отрѣшиться отъ своихъ житейскихъ заботъ, оставлять свои занятія и неопустительно являться ко всѣмъ службамъ церковнымъ. Поститься строго, такъ, какъ предписано Церковію, многіе считаютъ для себя даже вреднымъ и съ трудомъ выдерживаютъ одну избранную для говѣнія недѣлю.

Какъ же должно поститься?

Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія. По ученію Церкви, истинный и благопріятный Господу постъ составляютъ уклоненіе отъ всякаго зла и принужденіе къ добру, воздержаніе отъ страстей и пороковъ. Внѣшніе — тѣлесные посты не всегда необходимы, а сей внутренній постъ необходимъ во всякое время. Внѣшніе посты проходятъ и оканчиваются, а этотъ духовный постъ безпрерывенъ и долженъ окончиться только съ нашею жизнію, когда мы, совлекшись бренной и грѣхолюбивой плоти, облечемся въ нетлѣніе и безстрастіе.

Итакъ, хочешь ли поститься воистину? Воздержи первѣе всего языкъ твой отъ всякаго слова празднаго, тѣмъ болѣе гнилого и неподобнаго. Начни постъ духовный съ малаго члена тѣлеснаго, который однако же есть великій врагъ и упорный противникъ. Побѣдивъ его упорство, ты силенъ будешь обуздать и все тѣло. Въ противномъ случаѣ языкъ твой, какъ конь необузданный, будетъ влачить тебя по дебрямъ лжи, злобы и лукавства.

Хочешь ли поститься воистину? Оставь, вмѣстѣ съ пищею излишнею, всякую ненависть, досаду, ропотъ и пререканіе, сдѣлайся во всемъ и ко всѣмъ тихимъ, кроткимъ, смиреннымъ, благоснисходительнымъ и любовнымъ.

Хочешь ли поститься воистину? Удали отъ себя вмѣстѣ съ снѣдями, чревоугодію потворствующими, и всѣ прочія похоти плотскія. Удали отъ себя всѣ предметы соблазнительные, — книгу непотребную, сладострастіемъ и вольнодумствомъ дышащую, со стѣнъ комнатъ твоихъ — картину изображенія нецѣломудреннаго. А затѣмъ старайся изъ самаго ума и памяти твоей выбросить /с. 593/ всѣ любострастные образы и утверди вмѣсто ихъ въ памяти и воображеніи твоемъ крестъ Христовъ и образъ твоей смерти.

Хочешь ли поститься воистину? Обозри, чѣмъ можешь служить, во имя Господа, меньшей братіи твоей о Христѣ, и не медля приступи къ дѣлу благотворенія: одѣнь нагого, прими сираго, призри недужнаго, посѣти заключеннаго. Вѣдь надобно же произойти какимъ либо плодамъ отъ такого великаго древа, каковъ великій постъ. Какимъ лучше, какъ не плодамъ человѣколюбія, когда ты самъ посредствомъ поста ищешь милости Божіей?

Такой постъ будетъ благопріятенъ для Господа. Соединяющій такимъ образомъ воздержаніе душевное съ тѣлеснымъ не погубитъ мзды своея. Для того и назначенъ тѣлесный постъ, чтобы помогъ онъ намъ укротить свою плоть, облегчить душу, оживить совѣсть, приблизить къ себѣ благодать Божію. Если мы сдѣлаемся въ мысляхъ чище и цѣломудреннѣе, въ словахъ правдивѣе и назидательнѣе, въ нравахъ болѣе кротки и великодушны, въ дѣлахъ справедливѣе и благотворнѣе, то цѣль поста симъ самымъ, при помощи благодати Божіей, будетъ въ насъ уже достигнута. Въ противномъ случаѣ, постъ нашъ будетъ подобенъ лѣкарству, при употребленіи котораго больной, по неразумію или невоздержности, предается всѣмъ прежнимъ привычкамъ, произведшимъ его болѣзнь. Чего ожидать отъ такого лѣкарства, кромѣ ожесточенія болѣзни, тѣмъ опаснѣйшаго, что мы, по надеждѣ на врачеваніе, будемъ думать, что выздоравливаемъ. Постящеся, братіе, тѣлесне, постимся и духовно.

Кромѣ того, особенно во время своего говѣнія, мы должны прилежать къ молитвѣ, неопустительно посѣщать храмъ во всѣ службы церковныя, можемъ и должны подражать подвижникамъ благочестія во время своего говѣнія строгимъ воздержаніемъ въ пищѣ и питіи. Св. отцы могли достигнуть высшей степени постничества. Одни изъ нихъ, напримѣръ, каждый день постились до вечера, иные оставались нѣсколько дней безъ пищи, другіе въ теченіе всего поста только разъ въ недѣлю вкушали пищу, довольствуясь притомъ сухояденіемъ. Такой постъ не многіе изъ нынѣшнихъ христіанъ могутъ выдержать, — но всѣмъ намъ надлежитъ во время говѣнія строго держаться правилъ церковныхъ относительно употребленія пищи, т. е. принимать только постную пищу по окончаніи службъ, съ умѣренностію, не изысканную, не усладительнуто для вкуса и не могущую утучнять тѣло. Хорошо ли это, когда, думая поститься, нѣкоторые приготовляютъ себѣ такую изобильную и сладкую пищу, которая даже лучше скоромной? Достигается ли при этомъ цѣль поста, коимъ должны быть смиряемы наши при/с. 594/хоти? Но болѣе всего намъ во время говѣнія должно помнить, что истинный постъ Богу пріятный, не можетъ ограничиваться однимъ исправнымъ хожденіемъ въ церковь, усердіемъ въ поклонахъ и строгостію въ пищѣ. Постясь тѣлесно, мы должны особенно поститься и духовно.

Древніе св. подвижники удалялись на весъ великій постъ изъ общежитій въ отдаленныя пустыни и тамъ, не видя лица человѣческаго, пребывали въ молитвенной бесѣдѣ съ Богомъ и въ наблюденіи за своими душевными помыслами. Намъ, обязаннымъ жить въ міру, можно послѣдовать примѣру пустынножителей въ томъ отношеніи, если мы, во время поста и особенно во время говѣнія, будемъ удаляться отъ всякихъ развлеченій, отъ праздныхъ разговоровъ, оставимъ житейскую многопопечительность, исправляя только самыя необходимыя свои дѣла, будемъ стараться сохранять свой духъ въ спокойномъ состояніи, не волноваться, не раздражаться, проводя время въ стѣнахъ своего дома и умиротворяя себя усердною домашнею молитвою, душеполезнымъ чтеніемъ и благочестивыми размышленіями. Такимъ образомъ мы устроимъ около себя какъ бы пустыню, гдѣ ни наше око, ни нашъ слухъ, ни другія чувства наши не будутъ развлекаемы суетою и грѣховными соблазнами, и мы будемъ имѣть возможность углубляться въ себя, внимать своимъ помысламъ и сердечнымъ движеніямъ.

Какъ необходимо человѣку для достиженія истиннаго самопознанія избѣгать суетныхъ развлеченій, могущихъ волновать душу, одинъ св. подвижникъ изъяснилъ слѣдующимъ нагляднымъ примѣромъ. Разсуждая о важности пустыннаго уединенія, онъ налилъ воду въ сосудъ и сказалъ ученикамъ своимъ: поглядитесь въ воду. Она была возмущена и въ ней ничего не отражалось. Черезъ нѣсколько времени онъ опять сказалъ: поглядитесь въ воду, когда она устоялась. Взглянувъ, они увидѣли въ ней лица свои какъ въ зеркалѣ. Тогда св. отецъ сказалъ: подобное этому совершается съ человѣкомъ, когда онъ находится посреди человѣковъ, не можетъ видѣть грѣховъ своихъ по причинѣ возмущающаго его непрестаннаго развлеченія, — когда же удалится въ уединеніе, тогда усматриваетъ свои согрѣшенія.

Старайтесь, братія, чтобы ваше говѣніе состояло не въ одномъ только наружномъ подвигѣ тѣлесномъ, но болѣе всего въ удержаніи души отъ привычныхъ ей грѣховныхъ влеченій, въ самообличеніи и сокрушеніи сердечномъ. Не одинъ только постъ чрева мы должны налагать на себя, но и всѣ чувства наши должны быть удерживаемы отъ приманокъ грѣховныхъ. Аминь. (Изъ разн. поученій).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 592-594.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.