Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ПОУЧЕНІЯ ВЕЛИКОПОСТНЫЯ.
188. Бесѣда объ истинномъ покаяніи и обращеніи къ Богу.

Вонмемъ! Святая Святымъ.

Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь всегда, когда касаюся руками небеснаго хлѣба, ангельской манны, Пречистаго Тѣла Господа нашего Іисуса Христа, когда возношу оный горѣ, показуя людямъ, и высшимъ гласомъ возглашаю: Святая Святымъ.

Содрогаюсь, вѣруя, что предложенный и пресуществленный хлѣбъ, и вліянное въ чашу вино суть Святая, суть Святыхъ Святѣйшая, суть истинное на крестѣ Тѣло, и изъ ребръ истекшая Кровь Спаса міра, и чувствуя притомъ что сія Святая должны преподаваться, преподаются и принадлежатъ единственно токмо Святымъ.

Ужасаюсь, чувствуя, что Святая токмо святымъ, и зная притомъ, что ни я, предъ престоломъ Господнимъ служащій, ни сей народъ и люди престолу Божію предстоящіе, не святы.

Смущаюсь, слыша гласъ, какъ царь Давидъ гласъ пророка Наѳана, который говорилъ ему: ты еси мужъ сотворивый прелюбодѣяніе и убійство; и сего ради не отступитъ мечъ отъ дому твоего до вѣка (2 Цар. 12, 7, 9, 10); — смущаюсь, говорю, слыша гласъ совѣсти моей, которая внутренно гласитъ мнѣ, что и руки, коими прикасаемся мы къ Святымъ, окровавлены, тѣло, вмѣщать въ себя Святая долженствующее, нечисто, и душа, объяти ихъ дерзающая, разнообразными мерзостями обезображена; и однако, прикасаемся, раздробляемъ, ядимъ и піемъ; ядимъ и піемъ, не/с. 600/смотря на то, что другія слова, Божій гласъ тотчасъ намъ за сіе и наказаніе изрекаетъ подобно какъ Давиду пророкъ, изрекаетъ вѣчное осужденіе такъ глаголя: иже аще ястъ хлѣбъ сей, или піетъ чашу Господню недостойнѣ, повиненъ будетъ тѣлу и крови Господни, якоже Іуда ядшій со Христомъ на трапезѣ и предавшій Его врагамъ: ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая и не уважая Тѣла Господня (1 Кор. 11, 27, 29).

Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, чувствуя въ недостоинствѣ моемъ всегдашнее совѣсти обличеніе, и слыша за таковое недостоинство строгое отъ гласа Божія опредѣленіе, именно вѣчное осужденіе.

И всѣ мы, христіане, всѣ до единаго должны быть въ таковомъ страхѣ, ужасѣ и смущеніи, всѣ должны имѣть таковыя чувствованія, зная, что мы, которые дерзаемъ приступать и прикасаться къ Святѣйшимъ Святынямъ, всѣ грѣшны, всѣ нечисты и мерзки, и нѣсть ни единаго, который бы обрѣлся чистъ предъ Богомъ, чистъ по душѣ и по тѣлу.

Чтожъ мы, христіане, должны дѣлать, будучи объяты таковыми чувствованіями, имѣя внутри себя таковое смущеніе и волненіе, чувствуя свое обличеніе, и слыша за оное осужденіе? Что мы должны дѣлать въ столь бѣдственномъ и опасномъ состояніи своемъ? Что?

Неужели, услышавъ сей грозный гласъ, должны лишиться надежды на Бога, должны прійти въ отчаяніе и болѣе ожесточиться? Неужели отъ такового страха должны совсѣмъ оставить трапезу сію, никогда не прикасаться къ симъ Священнымъ Тайнамъ, и чрезъ то болѣе и болѣе уклоняться отъ Самаго Бога?

Нѣтъ! Уклоненіе отъ Бога, лишеніе себя духовной пищи слова Божія и Святыхъ Таинъ гораздо опаснѣе самаго дерзновенія нашего. Богъ есть животъ нашъ, свѣтъ Его и любовь Его оживляютъ и сохраняютъ насъ, Слово же и Тайны Его суть пища наша. Такъ ежели мы изъ отчаянія и робости будемъ лишать себя сей духовной пищи и духовнаго питія, будемъ далѣе и далѣе уклоняться отъ свѣта и любви Божіей: то мы непремѣнно лишимся истиннаго живота своего, состоящаго въ свѣтѣ и любви Его, непремѣнно умремъ на вѣки. Вѣчная бо смерть, мука и адъ суть лишеніе свѣта и любви Божіей. Весьма опасно, ужасно уклоняться отъ Бога.

Какъ же намъ поступить въ такомъ случаѣ, когда мы недостойны предстать предъ престоломъ Его, явиться Лицу Его, и насыщаться отъ священныя трапезы Его?

Такъ, христіане, поступимъ, и всегда поступать должны, какъ въ подобномъ случаѣ поступилъ Давидъ. Что онъ сдѣлалъ, падши /с. 601/ въ прелюбодѣяніе и убійство, осквернившись сими гнусными мерзостями? Что онъ сдѣлалъ, когда увидѣлъ предъ собою присланнаго отъ Бога пророка, обличающаго его въ беззаконіяхъ сихъ такими словами: ты сотворилъ такое злодѣяніе; мечъ не отступитъ отъ дому твоего до вѣка? Что сдѣлалъ онъ въ такомъ случаѣ? Лишился ли совсѣмъ надежды? Отчаялся ли во спасеніи своемъ? Уклонился ли совершенно отъ Бога? Нѣтъ! чтожъ онъ сдѣлалъ? Онъ предъ Кѣмъ согрѣшилъ, Тому и исповѣдалъ грѣхи свои; онъ Кого оскорбилъ, Того и умилостивлялъ; онъ отъ Кого уклонился, къ Тому и паки прибѣгъ и просилъ прощеніе. Предъ Богомъ согрѣшилъ онъ, къ Богу и прибѣгъ, предъ Нимъ палъ, и въ глубокомъ смущеніи своемъ и въ печали своей возопилъ: согрѣшихъ ко Господу; помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей, и по множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконіе мое (Пс. 50, 3). И по таковомъ покаяніи получилъ отъ онаго же пророка увѣреніе, что Господь отъя согрѣшеніе его, и что онъ не умретъ (2 Цар. 12, 13); по таковомъ покаяніи паки имѣлъ онъ предъ Богомъ такую благодать, что и бесѣдовалъ съ Нимъ, и наслаждался милостями Его.

Да подражаемъ примѣру сего великаго мужа! Не лишаемъ себя надежды, не отчаяваемся; не уклоняемъ себя далѣе отъ Бога; но будучи въ страхѣ и смущеніи отъ оскорбленія величества и святыни Его своими нечистотами, къ Нему же прибѣгнемъ, припадемъ въ печали своей къ пречистымъ стопамъ Его, простремся по земли предъ Сотворившимъ и искупившимъ насъ, разобьемъ и сокрушимъ ожесточенныя сердца свои, и возопіемъ всѣ вмѣстѣ, и каждый порознь внутрь себя сію же самую покаянную Давидову пѣснь: Помилуй мя Боже, по велицѣй милости Твоей, и по множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконіе мое.

Покаемся, братія, истиннымъ покаяніемъ, да возможемъ паки пользоваться благодатію Божіею, да возможемъ паки достойно и спасительно причащатися Святымъ Тайнамъ Его здѣсь нынѣ, и въ будущей жизни со дерзновеніемъ предстать предъ самое величественное Лице Его. Покаемся не на часъ, но навсегда, такъ покаемся, какъ покаялся Давидъ: такъ покаемся, какъ научаетъ насъ каяться сей покаянный Давидовъ псаломъ, который такъ начинается: Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей. Сими словами царь Давидъ признаетъ себя за такого грѣшника, который всякаго наказанія достоинъ а ничѣмъ себя избавить отъ онаго не можетъ, кромѣ единой Божіей благости. А сіе научаетъ и насъ, христіане, что первая степень покаянія есть познаніе бѣдности и окаянства своего, познаніе мерзости и нечистотъ своихъ, признаніе /с. 602/ грѣховъ и совершеннаго ничтожества своего. Взгляни сперва всякій во внутренность свою, и разсмотри прилежно, чего она исполнена? Посмотри, какой въ ней нѣтъ нечистоты, какими душа и тѣло не обременены пороками и беззаконіями? И увидишь, что всякія скверны въ нихъ сокровенны, и гордость, и ярость, и блудъ, и піянство, кратко: нѣтъ порока, которымъ бы онѣ не были осквернены и нѣтъ беззаконія, котораго бы не учинили. Усмотрѣвъ же въ себѣ таковыя скверны, всѣ мы должны признать оныя явно, публично, предъ Богомъ, и предъ людьми должны признаться, что мы по причинѣ таковыхъ мерзостей ничто есмы, и нѣтъ ничего въ насъ, кромѣ грѣха, что грѣхъ такъ нами овладѣлъ, взялъ надъ нами власть, что нѣтъ средства, которымъ бы мы могли избавиться отъ рабства его, нѣтъ заслуги, которая бы загладила грѣхи наши, очистила беззаконія наша, и подала утѣшеніе смущенной душѣ нашей. Мы должны увѣрить себя, что ни мы сами не можемъ себя избавить отъ таковой бѣдности и окаянства, и очистить сквернъ своихъ ни устными своими молитвами, ни наружными одними поклонами, ни тѣлеснымъ постомъ, ниже другіе могутъ насъ освободить отъ сего. Братъ не избавитъ; избавитъ ли человѣкъ? Такъ говоритъ Псалмопѣвецъ. Великой цѣны стоитъ искупить душу отъ грѣховнаго плѣненія. А человѣкъ не дастъ Богу измѣны и за ся (Пс. 48, 8).

Но когда вникнемъ въ себя, и узнаемъ смрадъ и нечистоту душъ и сердецъ своихъ, узнаемъ, что единый грѣхъ владѣетъ нами, и нѣтъ средства въ насъ самихъ ко избавленію отъ онаго; когда мы узнаемъ, что мы беззаконіями своими прогнѣвили и оскорбили Бога, и грѣхи наши часъ отъ часу далѣе уклоняютъ насъ отъ Него; ибо грѣси ваши, говоритъ пророкъ Исаія, разлучаютъ между вами и между Богомъ, и грѣхъ ради вашихъ отврати лице Свое отъ васъ, еже не помиловати (Ис. 59, 2); тогда должны взойти на вторую степень покаянія, должны вспомнить, что намъ надобно обратиться паки къ Тому, отъ Котораго уклонились, надобно просить прощенія у Того, Котораго оскорбили и прогнѣвали, надобно умилостивлять Того, Который помиловать, простить и очистить можетъ, вспомнивъ же сіе, должны самымъ дѣломъ обратиться ко Господу Богу, должны прибѣгнуть къ Нему, повергнуть себя къ священнымъ стопамъ Его, и отъ чистаго и сокрушеннаго сердца возопить: согрѣшихъ къ Тебѣ, Господи! Помилуй мя, Боже, помилуй мя не по заслугамъ какимъ моимъ, не за добродѣтели мои, но помилуй мя по велицѣй милости Твоей, помилуй по единой благодати, долготерпѣнію и милосердію Твоему. Кромѣ Твоея благодати не нахожу другого средства ко избавленію своему.

/с. 603/ А чтобы мы со дерзновеніемъ, безъ страха могли приступить ко Господу, могли припасть къ Нему, и просить у Него помилованія: то Самъ Господь Богъ въ данномъ намъ отъ Него словѣ возбуждаетъ насъ къ сему, Самъ поощряетъ и даетъ смѣлость, такъ говоря: Аще обратитися ко Мнѣ, и Азъ обращуся къ вамъ (Захар. 1, 3). И паки: не хощу смерти грѣшника: но еже обратитеся ему и живу быти (Іезек. 33, 11). Сіе Онъ подтверждаетъ и примѣромъ блуднаго сына, который, хотя жестоко оскорбилъ отца своего, далеко уклонился тъ него, и развратную проводилъ жизнь; но однакожъ не былъ отвергнутъ отъ отца, когда паки обратился къ нему, когда пришелъ, палъ предъ нимъ и сказалъ: Отче, согрѣшихъ на небо и предъ Тобою; не былъ, говорю, отвергнутъ, а отецъ принялъ его, облобызалъ его, облекъ его въ первую одежду его, возвелъ его на первое достоинство его, посадилъ съ собою на вечери своей, и весьма радъ былъ, что сынъ его, уклонившійся отъ него, паки обратился къ нему, радъ былъ, что сынъ его изгиблъ бѣ, и обрѣтеся, мертвъ бѣ, и оживе (Лук. 15, 21, 32). Вотъ какъ милосердіе Божіе насъ грѣшныхъ призываетъ!

Но ежели и сіе еще не отваживаетъ тебя прибѣгнуть и возопить ко Господу: Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей: то вспомни, что у насъ есть великій Ходатай за насъ, Который пришелъ въ міръ, воплотился отъ Дѣвы Маріи, пострадалъ за насъ, Который, яко Агнецъ Божій пожерлся, и взялъ на Себя грѣхи всего міра, и Который нынѣ горѣ на небеси, сидитъ одесную Бога Отца, и ходатайствуетъ за насъ, какъ Моисей ходатайствовалъ о израильскомъ народѣ, воздѣвая руки на горѣ; Онъ примиряетъ Бога съ нами заслугами Своими, и проситъ у Него прощенія нашихъ грѣховъ, только бы мы сами къ Господу обратились. И не только Іисусъ Христосъ ходатайствуетъ о насъ, но и Самый Духъ, по свидѣтельству Писанія, ходатайствуетъ о насъ воздыханіями неизглаголанными (Рим. 8, 26). Имѣя убо мы таковыя подпоры надежды нашей, таковыхъ Попечителей о спасеніи нашемъ, обратимся ко Господу, приступимъ къ Нему съ дерзновеніемъ, и возопіемъ: Помилуй насъ, Боже, по велицѣй милости Твоей.

Ежели же осмѣлимся приступить, и припадемъ къ священнымъ ногамъ Его; ежели откроемъ Ему болѣзни свои, скажемъ: согрѣшили, помрачили въ себѣ Твой образъ, Господи, и живя блудно, приняли на себя образъ діавольскій, и образъ скотскій, предались гордости житейской и похоти плотской, скажемъ, что нѣтъ въ насъ никакого добра, нѣтъ свѣта Твоего въ сердцѣ, но единое зло, темный адскій змій, вмѣсто Твоего свѣта, вокругъ онаго обвился, звѣрскіе нравы, и скотскія свойства, ярость и гнѣвъ, злоба /с. 604/ и мщеніе, блудъ и піянство въ оное водворились, вмѣсто святыни Твоея; ежели признаемся, что мы точно таковы, и сами себѣ помочь не можемъ а ищемъ и просимъ у Него Единаго помилованія, говоримъ: помилуй насъ, Боже, по велицѣй милости Твоей: то въ тоже самое время и третіе дѣйствіе покаянія возродиться въ насъ должно, именно, желаніе, чтобы Господь Богъ не только помиловалъ насъ, простилъ, но и грѣхи наши, живущіе въ нась, истребилъ, изгладилъ, и уничтожилъ силою Своею; въ то же самое время должны возжелать и сказать Ему: очисти беззаконіе мое, изглади какъ изъ небесной книги, для нашего осужденія блюдомой, такъ и изъ самыхъ сердецъ нашихъ грѣхи наши, истреби ихъ, и уничтожи, дабы совѣсть наша, всегдашній нашъ судія, успокоилась. Должны мы непремѣнно сего просить. Ибо истинное покаяніе не въ одномъ словесномъ признаніи нашемъ состоитъ, не въ одномъ помилованіи Божіемъ заключается, но оно еще состоитъ въ сильномъ желаніи, стремленіи и прощеніи, чтобы Господь Богъ, простивъ насъ въ злыхъ дѣяніяхъ нашихъ, разорилъ и грѣховное жилище въ насъ, истребилъ и изгналъ пороки изъ насъ такъ, дабы они послѣ и не обитали въ насъ, совсѣмъ не имѣли мѣста и дѣйствія ни въ душахъ, ни въ тѣлесѣхъ нашихъ. Въ семъ то состоитъ покаяніе, въ сей перемѣнѣ сердца состоитъ истинное дѣйствіе онаго!

А чтобы намъ, христіане, и въ семъ дѣйствіи покаянія не быть сомнительными, чтобы не мало не сомнѣваться; что Богъ пріиметъ насъ, проститъ, и даже изгладитъ грѣхи наши и очиститъ беззаконія наша: то мы должны подкрѣплять сію надежду свою щедротами Божіими, благодатію Его, тѣмъ, что Онъ долготерпѣливъ и многомилостивъ, и что нѣтъ грѣха побѣждающаго великое человѣколюбіе Его (Исх. 34, 6), должны, въ сердцѣ и въ умѣ говоря, очисти беззаконія наша, присоединять, по множеству щедротъ Твоихъ, не по заслугамъ нашимъ, но по той единой любви, по которой Ты, Боже, изъ небытія насъ воззвалъ, по которой Сына Своего послалъ для искупленія падшихъ, и по которой Онъ блудниковъ, разбойниковъ, и всѣхъ грѣшныхъ принималъ, по сей любви, по сему множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконія наша.

Вотъ, христіане, какъ мы должны начинать покаяніе свое, обращеніе къ Богу, перемѣну сердца своего; но какое долженствуетъ быть продолженіе покаянія, какая польза, и какія плоды онаго, сіе мы увидимъ въ продолженіи изъясненія сего покаяннаго Давидова псалма: Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей, и по множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконіе мое. Аминь. (Изъ бесѣдъ Михаила Десницкаго, митр. С-Петербургскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 599-604.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.