Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ОБЪ ИСПОВѢДИ.
189. О подробномъ раскрытіи грѣховъ на исповѣди.

Когда вы пойдете, братія, на исповѣдь къ вашему духовнику, то старайтесь припомнить всѣ ваши грѣхи и имѣйте при этомъ твердое, рѣшительное намѣреніе разсказать ему все, что знаете за собою худого, и разсказать безъ всякаго извиненія и оправданія. Вы хотите, чтобы духовникъ оть лица Божія простилъ вамъ грѣхи, — но какъ же онъ вамъ проститъ грѣхи, когда вы не вполнѣ ихъ ему откроете? Вы хотите излѣчиться отъ грѣховной болѣзни; но какъ же духовный врачъ излѣчитъ васъ, когда вы не скажете ему прямо всей болѣзни? Стыдно какъ то бываетъ открывать все духовнику? — Стыдись грѣшить, а открывать грѣхъ ужъ нечего стыдиться. Тяжело это для тебя? Чтожъ дѣлать! грѣхъ и прощенъ быть можетъ только когда грѣшникъ восчувствуетъ и, такъ сказать, вынесетъ всю его тяжесть. Чѣмъ тягостнѣе и мучительнѣе на исповѣди, тѣмъ легче будетъ послѣ исповѣди. Лучше какой нибудь часъ помучиться, чѣмъ мучиться всю жизнь, а можетъ быть и всю вѣчность: ибо грѣхъ будетъ находиться въ душѣ нашей, доколѣ не выбросимъ его на исповѣди. Ты боишься, чтобы духовникъ не перемѣнилъ о тебѣ хорошаго мнѣнія, чтобы не сталъ думать о тебѣ худо, когда ты признаешься ему во всѣхъ своихъ слабостяхъ и порокахъ? Повѣрь, что никогда не скажешь ему ничего такого, что привело бы его въ изумленіе. Духовникъ самъ человѣкъ со слабостями и, можетъ быть, грѣшнѣе тебя; онъ знаетъ болѣе другихъ немощи и паденія людей. Чѣмъ болѣе ты откроешь ему грѣховъ, тѣмъ усерднѣе онъ будетъ о тебѣ молиться Богу; чѣмъ откровеннѣе ты ему признаешься, тѣмъ лучшее онъ будетъ имѣть о тебѣ мнѣніе. Много на свѣтѣ грѣшниковъ, но мало такихъ, которые откровенно признаются во грѣхахъ. Отъ духовника ты можешь скрыть грѣхи, но отъ Бога не скроешь; Онъ знаетъ всѣ твои грѣхи; знаетъ самыя потаенныя твои грѣховныя намѣренія. Предъ духовникомъ ты будешь чистъ, правъ, но предъ Богомъ мерзокъ, осужденъ за то, что постыдишься одного человѣка, своего духовника. Лучше всего не ходить на исповѣдь, нежели исповѣдаясь скрывать грѣхи; ибо какъ тяжело грѣшитъ тотъ, кто на исповѣди утаиваетъ грѣхи! Онъ обманываетъ духовника, — но и предъ человѣкомъ лгать грѣшно; онъ обманываетъ Бога, а предъ Богомъ лгать вовсе безстыдно; онъ прикрываетъ свои грѣхи новымъ грѣхомъ. Ибо почему ты не все сказываешь духовнику? По гордости. Не иное что, какъ гордость, запрещаетъ тебѣ пргонаться, что ты обре/с. 606/мененъ тяжкими, гнусными, низкими пороками. Тебѣ не хочется раскаяться предъ духовникомъ? Такъ будутъ открыты грѣхи твои на страшномъ судѣ, предъ милліонами людей и ангеловъ. Вотъ тогда ужъ подлинно будетъ стыдно, — такъ стыдно, что ты станешь просить горы и холмы, чтобы они скрыли тебя отъ стыда.

Итакъ, братія, если хотите исповѣдываться, то исповѣдуйтесь со всею откровенностію: открывайте все, что знаете за собою худого; показывайте себя такими, каковы вы на самомъ дѣлѣ. Оправданія и извиненія на исповѣди вовсе неумѣстны.

Се чадо, говоритъ духовникъ, Христосъ невидимо стоитъ, пріемля исповѣданіе твое.

Какое дивное у насъ, братія, таинство — исповѣдь.

Откроешь предъ духовникомъ, въ чемъ ты грѣшенъ; духовникъ скажетъ, обращаясь къ тебѣ: прощаю и разрѣшаю тя отъ всѣхъ грѣховъ твоихъ, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и въ это время, тотчасъ, грѣхи тебѣ простятся, и ты новымъ, бодрымъ и покойнымъ дѣлаешься, какъ будто ты никогда ни въ чемъ не грѣшилъ, будто бы былъ всегда чистъ и правъ предъ Богомъ.

Когда бумагу раздерешь, уничтожится все, что было написано на ней; и когда духовникъ скажетъ: прощаю и разрѣшаю: прощаются всѣ грѣхи, какіе были на насъ, раздирается рукописаніе грѣховъ. Какъ водою омывается отъ ничистотъ наше тѣло, и, омываясь, чрезъ то оживляется и укрѣпляется въ силахъ: такъ покаяніемъ омывается отъ грѣховъ наша душа, и чрезъ это омовеніе дѣлается тверже, крѣпче противъ грѣховныхъ искушеній, сильнѣе, болѣе готова на дѣла добрыя.

Какую силу при крещеніи имѣетъ погруженіе крещаемаго въ воду, съ произношеніемъ словъ: крещается во имя Отца и Сына и святаго Духа, ибо съ этимъ вмѣстѣ очищаются всѣ грѣхи крещаемаго; точно ту же силу имѣетъ разрѣшеніе духовника, съ произношеніемъ словъ: прощаю и разрѣшаю, ибо вмѣстѣ съ этимъ прощаются всѣ грѣхи кающемуся. И потому то покаяніе называется вторымъ крещеніемъ и банею обновленія души.

Какъ духовникъ имѣетъ такую власть, когда прощать такъ грѣхи можетъ только одинъ всевѣдущій, всемогущій Богъ? Власть эта Божеская духовнику дается отъ Самого Бога, Господа Іисуса Христа: Господь Іисусъ Христосъ вначалѣ далъ ученикамъ и апостоламъ Своимъ Свою Божескую эту власть, и отъ тѣхъ она преемственно переходитъ ко всѣмъ пастырямъ Церкви Христовой, ко всѣмъ духовникамъ.

Да, духовникъ прощаетъ грѣхи кающемуся не по своей власти, но властію Іисуса Христа, Іисусомъ же Христомъ ему дан/с. 607/ною: и потому, когда онъ прощаетъ, это все равно, что Самъ Іисусъ Христосъ прощаетъ. Духовникъ на исповѣди представляетъ, изображаетъ Іисуса Христа, прощающаго грѣхи грѣшнику кающемуся.

Какъ же, за что же Іисусъ Христосъ прощаетъ намъ на исповѣди наши грѣхи? Чѣмъ мы заслуживаемъ это прощеніе? — спросите вы. А чѣмъ мы заслужили то, что Іисусъ Христосъ для нашего спасенія съ неба сошелъ, и за наши грѣхи пострадалъ, умеръ? Конечно, ничѣмъ. Іисусъ Христосъ все сдѣлалъ для насъ, по одному Своему человѣколюбію, по тому одному сдѣлалъ, что Онъ человѣколюбивый Богъ, что Онъ людей любитъ и желаетъ имъ спасенія.

Вотъ поэтому же Іисусъ Христосъ и на исповѣди прощаетъ наши грѣхи, т. е. прощаетъ по одному Своему человѣколюбію, прощаетъ за то намъ, что мы человѣки, Его созданія.

Бывайте же, братія, на исповѣди съ полною увѣренностію, что грѣхи ваши простятся вамъ, если только вы исповѣдуетесь со всею откровенностію; чтобы получить прощеніе во грѣхахъ, открывайте все, что знаете за собою худого; показывайте себя такими, каковы вы на самомъ дѣлѣ; ничѣмъ себя сами не извиняйте и никакъ не оправдывайте. На исповѣди чѣмъ сознательнѣе и откровеннѣе, тѣмъ лучше. Аминь. (Сост. по поучен. прот. Р. Путятина, № 111 и 112).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 605-607.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.