Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ОБЪ ИСПОВѢДИ.
190. Отчего мы каемся и не исправляемся?

Благодареніе Господу, мы уже проходимъ святое поприще великаго поста. Многіе изъ насъ уже очистили свою совѣсть покаяніемъ, исповѣдію и причащеніемъ Тѣла и Крови Христовыхъ. Но многіе ли изъ насъ послѣ исповѣди и причащенія дѣлаются лучшими? Большая часть начинаетъ жить такъ же, какъ жили прежде, своихъ грѣховныхъ привычекъ не оставляютъ, своего образа жизни не перемѣняютъ. Отчего же это?

Прежде всего вина этого заключается въ неискреннемъ раскаяніи въ грѣхахъ. Какъ многіе, и каясь повидимому, на самомъ дѣлѣ не приносятъ должнаго, истиннаго покаянія, идутъ на исповѣдь, а грѣхъ оставить намѣренія не имѣютъ, соединяются со Христомъ, но въ то же время не теряютъ любви и ко грѣху! Посудите, чего же ждать отъ такихъ кающихся? Будутъ ли они стараться оставить страсть, которую лелѣютъ, которую пожалуй еще и открыть не хотятъ? Будутъ ли таковые обучать себя добродѣтелямъ христіанскимъ, къ которымъ ни малѣйшей наклонности не имѣютъ? /с. 608/ Очевидное дѣло, какими они были до исповѣди, такими останутся и послѣ нея, улучшенія нравственнаго отъ нихъ ждать нечего.

Но не всѣ же приносятъ покаяніе ложное. Многіе, очень многіе, когда идутъ на исповѣдь думаютъ о перемѣнѣ жизни своей; но и изъ этихъ очень не многіе устаиваютъ въ своемъ добромъ намѣреніи, очень не многіе дѣйствительно перемѣняютъ себя. Это отчего? У нихъ недостаетъ терпѣнія, постоянства въ борьбѣ съ грѣхомъ. Побѣдить грѣхъ можно только постоянною, продолжительною борьбой, постояннымъ противленіемъ ему. А гдѣ въ насъ это противленіе грѣху? Представился случай къ совершенію его, и мы не въ силахъ удержать себя. Присоедините къ этому примѣръ другихъ, во грѣхахъ живущихъ, совѣты друзей, установившійся порядокъ жизни, располагающій больше къ нарушенію, чѣмъ къ исполненію заповѣдей евангельскихъ и церковныхъ, и вы поймете, какъ человѣку трудно становится противиться этому напору искушеній. Но если ты, христіанинъ, дѣйствительно имѣлъ твердое намѣреніе измѣниться, отчего бы не попытать, какъ только представится случай ко грѣху, бѣжать отъ него дальше; какъ только возникло въ тебѣ поползновеніе къ грѣху, подавить его вначалѣ? Но ты не сдѣлалъ этого, не употребилъ усилія надъ собою, не воззвалъ въ минуты искушенія съ слезною мольбою ко Господу, — и вотъ только что полученную въ таинствахъ покаянія и причащенія чистоту ты опять запятналъ. Часто мы сами ищемъ поводовъ ко грѣху. Зачѣмъ мы послѣ исповѣди и святаго причастія вскорѣ и съ радостію идемъ въ тѣ мѣста, гдѣ прежде губили себя, въ тѣ общества, къ тѣмъ лицамъ, которыя служатъ или соучастниками намъ во грѣхахъ, или орудіемъ ихъ? Что же удивительнаго, если мы снова впадаемъ въ грѣхи, нами любимые? Развѣ возможно быть въ огнѣ и не обжечься, играть острымъ ножемъ и не обрѣзаться? Не такъ дѣлали люди истинно кающіеся. Давши намѣреніе исправить себя, они не стремились, а бѣжали отъ того, что какимъ бы то ни было образомъ могло располагать ихъ ко грѣху. Они налагали на себя новыя правила, устраивали новый порядокъ жизни, — и достигали желаемаго. Посмотрите на Марію Египетскую, рѣшившуюся оставить путь беззаконія своего. Зачѣмъ это она бѣжитъ въ пустыню отъ людей, отъ общества, отъ удовольствій, развлеченій жизни и начинаетъ совершенно новый порядокъ жизни? Она знала и чувствовала, что безъ этого она видѣла бы одни препятствія къ исполненію своего намѣренія, и что оставленіе всего этого есть единственное, самое лучшее средство укрѣпить себя на пути добродѣтели. Но мы не подражаемъ подобнымъ кающимся; отъ этого и не измѣняемся къ лучшему послѣ покаянія.

/с. 609/ По большей части, мы каемся безъ надлежащаго сознанія своихъ грѣховъ, не знаемъ даже, въ чемъ и каяться, мы каемся, по большей части, безъ должнаго сокрушенія, — ибо, не имѣя яснаго взгляда на самихъ себя, не углубляясь въ тайники своей совѣсти, не ощущаемъ довольно тяжести своихъ грѣховъ, не чувствуемъ своей виновности предъ Господомъ — Сердцевѣдцемъ; мы каемся, по большей части, безъ искренней рѣшимости исправиться, каемся какъ бы для того только, чтобы снова грѣшить, — отдаемъ, какъ иногда выражаются, грѣхи на исповѣди, а потомъ опять копимъ ихъ до новой исповѣди. И такъ то проходитъ жизнь наша.

Есть еще причина, отчего послѣ исповѣди и св. причастія мы не измѣняемся къ лучшему. Это то, что мы ничѣмъ не возгрѣваемъ эту рѣшимость на добро. Ее нужно глубже укоренить въ себѣ чрезъ благочестивыя размышленія, чтеніе Слова Божія, чрезъ постъ, молитву, посѣщеніе храма Божія; иначе доброе намѣреніе, не питаемое, не укрѣпляемое ничѣмъ, начинаетъ слабѣть, и тотъ, который полагалъ его въ своемъ сердцѣ, среди суеты мірской, среди заботъ житейскихъ, начинаеть забывать о немъ; отчего все доброе, въ немъ таившееся, или остается въ одномъ намѣреніи, или совсѣмъ исчезаетъ, и онъ опять служитель грѣха.

Вотъ, братія, причины, по которымъ мы послѣ исповѣди и св. причастія не дѣлаемся лучше: это наша привязанность ко грѣху, которую мы не оставляемъ даже и тогда, когда идемъ на исповѣдь; это недостатокъ твердости для борьбы съ грѣхомъ; это, наконецъ, недостатокъ усердія къ поддержанію въ себѣ духовной жизни соотвѣтствующими ей духовными упражненіями. Не будемъ предаваться разсѣянію и облѣненію, чтобы таинства покаянія и св. причащенія были плодотворны въ насъ; усугубимъ вниманіе къ себѣ, употребимъ усилія надъ собой. Все въ жизни достигается трудомъ и усиліемъ; трудиться, бороться съ собой намъ нужно, и тогда только выйдемъ побѣдителями.

Неизреченная милость Божія въ томъ, что намъ грѣшнымъ даровано право приносить покаяніе; ибо по суду правды нарушитель воли Божіей долженъ былъ бы подлежать вѣчному гнѣву Божію: можно ли намъ безчувственно злоупотреблять дарованною милостію? Безмѣрное долготерпѣніе Господа Бога, что Онъ, не хотящій смерти грѣшника, готовъ семьдесятъ кратъ седмерицею отпускать ему грѣхи: но можно ли намъ безчувственно своимъ небреженіемъ искушать Божіе долготерпѣніе? Подобная безчувственность не можетъ быть и безнаказанною. Св. Іоаннъ Предтеча, требуя отъ каявшихся грѣшниковъ плодовъ достойныхъ покаянія, при этомъ предостерегалъ ихъ, что всяко древо, еже не творитъ пло/с. 610/да добра, посѣкаемо бываетъ и во огнь вметаемо (Мѳ. 3, 10). А св. апостолъ Павелъ, вразумляя грѣшника къ исправленію, говоритъ: или о богатствѣ благости Его (Бога) и кротости и долготерпѣніи нерадиши, по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія праведнаго суда Божія (Рим. 2, 4, 5). Да, настанетъ время, когда и покаяніе будетъ уже неблаговременно и исправленіе неумѣстно, — Господь милосердый явится нѣкогда Судіею нелицепріятнымъ, и воздастъ коемуждо по дѣломъ его.

Усвоимъ же и запомнимъ, братія, ту истину, что покаяніе установлено Богомъ именно для уврачеванія нашихъ духовныхъ недуговъ, для вспомоществованія въ нашихъ немощахъ на пути къ духовному совершенству, — но отнюдь не въ потворство нашему нерадѣнію, нашему самоугодію. Надобно намъ дорожить Божіею милостію, чтобы быть достойными милости; надобно намъ бояться суда Божія, чтобы не подвергнуться осужденію праведному. Сотворите плодъ достоинъ покаянія. Аминь. (Сост. по «Душеп. чт.», 1885 г., февраль. стр. 231).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 607-610.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.