Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ОБЪ ИСПОВѢДИ.
191. Предъ исповѣдью.

Какое важное для души нашей время, какое неоцѣненное сокровище подается намъ милосердіемъ Господа Искупителя нашего! Теперь пріиди токмо и исповѣдуй грѣхи свои, и пріимешь оправданіе: глаголи беззаконія твоя, да оправдишися (Ис. 43, 26).

Принесемъ, братія, исповѣданіе полное и совершенное, не скрывая ничего отъ постыднаго дѣйствія до безумнаго слова, до нечистаго помысла, до преступнаго желанія; раскроемъ предъ Богомъ всю душу и сердце, всѣ тайны страстей и грѣховныхъ вожделѣній. Сердцевѣдецъ видѣлъ всѣ беззаконія наши еще тогда, когда зачались они въ тайныхъ помышленіяхъ сердца нашего. Вездѣсущій былъ съ нами и тогда, когда мы, скрывшись отъ взора человѣческаго, и почитая себя невидимыми ни для кого, безразсудное мыслили, безстыдное дѣлали. Предъ Нимъ ли думаемъ укрыть наши грѣхи? Теперь Онъ долготерпѣливо ожидаетъ, пока мы сами добровольно возгнушаемся нечистотою своею, исповѣдуемъ предъ Нимъ беззаконія свои; но придетъ день суда, когда Онъ Самъ обнаружитъ всѣ постыдныя дѣла наши предъ всѣмъ соборомъ ангеловъ и человѣковъ.

Принесемъ исповѣданіе искреннее и чистосердечное, не скрывая побужденій къ беззаконіямъ, которыя таятся въ развращеніи сердца, въ тайной любви ко грѣху, въ услажденіи сердца грѣхов/с. 611/ными вожделѣніями и чувствами, не изыскивая ложныхъ извиненій въ грѣхахъ своихъ, тѣмъ болѣе не обвиняя другихъ вмѣсто самихъ себя. Мы приходимъ сюда врачевать свои язвы, а не скрывать ихъ отъ врача, исповѣдывать свои грѣхи, а не осуждать другихъ, чтобы вмѣсто прощенія, не наслѣдовать сугубаго и неразрѣшимаго осужденія. Судъ Божій тѣмъ и различается отъ судовъ человѣческихъ, что на немъ оправдывается тотъ, кто искреннѣе открываетъ нечистоту свою. И предъ кѣмъ намъ извинять себя? Предъ священникомъ? Но онъ только свидѣтель исповѣданія нашего, и самъ изъ числа грѣшниковъ, ищущихъ оправданія и спасенія въ единомъ Спасителѣ. Для того то Господь и предалъ власть отпущать грѣхи подобострастнымъ намъ человѣкамъ, чтобы они могли спострадать намъ и быть внимательными къ тяжкой болѣзни души нашей. Чѣмъ искреннѣе открываешь сердце твое предъ отцемъ духовнымъ, чѣмъ чистосердечнѣе исповѣдаешь предъ нимъ жизнь свою; тѣмъ болѣе возбудишь его споболѣть съ тобою, успокоить мятущуюся совѣсть твою, искреннѣе воздохнуть къ Богу о тебѣ.

Принесемъ исповѣданіе слезное, сокрушенное и смиренное. Одна благопріятная Богу жертва есть духъ сокрушенъ. Станемъ подобно кающемуся мытарю и возопіемъ: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Если бы мы могли видѣть ту участь, которая ожидаетъ грѣшника за гробомъ; тѣ мученія, которыя терпятъ души, не принесшія истиннаго покаянія: мы попяли бы всю силу слова Господня: блажени плачущіи нынѣ, яко возсмѣетеся; обаче горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко восплачетеся и возрыдаете. Мы плакали бы плачемъ неутѣшнымъ, какъ плакали во всю жизнь свою тѣ, коимъ открыто было состояніе душъ, разлучившихся съ тѣломъ.

Принесемъ покаяніе твердое и неизмѣнное. Что пользы исповѣдать грѣхъ, безъ намѣренія оставить его навсегда? Возставать, чтобы упадать опять еще глубже. Обращаться къ Богу только затѣмъ, чтобы, похитивъ, такъ сказать, прощеніе, опять измѣнять Ему? Получивъ прощеніе грѣховъ своихъ, изгонимъ ихъ немедленно не только изъ жизни и дѣятельности, — а изъ самаго воображенія и памяти нашей. Давъ предъ престоломъ Христовымъ обѣтъ вести жизнь чистую и благую, будемъ повторять себѣ обѣтъ сей въ храмѣ Божіемъ и въ дому своемъ, вечеръ и утро, сидя за трапезою и покоясь на ложѣ своемъ, чтобы дѣло спасенія нашего никогда не выходило изъ нашей памяти и обратилось въ главное и первое дѣло нашей жизни. Да будетъ непрестанно въ умѣ и на языкѣ нашемъ оное слово Іосифа цѣломудреннаго: како сотворю глаголъ сей злый и согрѣшу предъ Богомъ?

/с. 612/ Св. Церковь учитъ насъ, братія, просить у Господа, чтобы Онъ помогъ намъ Своею благодатію сохранять въ себѣ навсегда покаянное чувство умиленія и сокрушенія сердечнаго, — сдѣлаться непрестанно кающимися.

Неужели недостаточно того, что мы исповѣдуемся и каемся въ опредѣленное на то время св. поста? Было бы достаточно, если бы мы могли, по очищеніи себя покаяніемъ, по примиреніи съ правосудіемъ Божіемъ, по соединеніи съ Господомъ Іисусомъ Христомъ въ причащеніи, разрѣшиться тотчасъ отъ узъ плоти съ живущимъ въ ней грѣхомъ. Было бы не нужно каяться непрестанно, если бы мы были увѣрены, что смерть не можетъ застигнуть насъ безъ покаянія. Но пока мы во плоти съ живущимъ въ ней грѣхомъ, пока есть возможность ежеминутно пасть и сдѣлаться опять грѣшникомъ, повиннымъ суду Божію и умереть неоправданнымъ; — намъ нужно не только чаще обновлять свое покаяніе въ извѣстныя, опредѣленныя на то времена, но и пребывать въ покаяніи постоянно — все время своей жизни. Для сего истинно кающіеся грѣшники отлучали сами себя даже отъ общества человѣческаго, чтобы ничто не препятствовало имъ быть всегда съ единымъ Господомъ, изгоняли себя въ пустыни, чтобы ничто не могло погасить въ душѣ ихъ святой ревности къ очищенію себя отъ всякія скверны плоти и духа; чтобы не утратить среди соблазновъ міра сокровища оправданія и непорочности, пріобрѣтаемыхъ всегдашнимъ покаяніемъ. Если мы не можемъ отлучиться отъ общества, бывъ связаны съ нимъ многими узами, освященными самимъ Богомъ; то ничто не препятствуетъ намъ удаляться отъ дружескаго общенія съ тѣми, содружество которыхъ ведетъ къ соблазну и грѣху. Если не можемъ удалиться въ пустыню, то можемъ и должны углубляться чаще въ пустыню сердца своего, и тамъ бесѣдовать съ Богомъ, можемъ заключать чувства свои отъ соблазновъ міра, ограждая ихъ страхомъ Божіимъ, памятію смерти и суда будущаго: ты же, егда молишися, вниди въ клѣть твою, и затворивъ двери твоя, помолися Отцу твоему иже въ тайнѣ; и Отецъ твой, видяй въ тайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ. Если не можемъ обречь себя на постоянныя лишенія и скорби, то необходимо стяжать нищету духовную, которая состоитъ въ безпристрастіи ко всему земному; необходимо пріучить себя къ воздержанію и терпѣнію, къ благодушному перенесенію всѣхъ скорбей и напастей, которыя попускаются на насъ или испытующею премудростію, или наказующею правдою Отца небеснаго. Вообще, должно всемѣрно сохранять и возгрѣвать въ собѣ духъ умиленія и сокрушенія сердечнаго, — каждодневно приносить Господу молитвенное исповѣданіе грѣховъ своихъ, — /с. 613/ всегда начинать какъ бы вновь отвращаться отъ грѣха, — во всякое время воздыхать ко Господу въ сердцѣ своемъ, и изъ глубины души взывать Ему: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Помилуй мя, Господи, яко немощенъ есмь! Не отвержи мене отъ лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми отъ мене! Сердце чисто созижди во мнѣ, Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей! Аминь. (Сост. по поучен. Димитрія, архіеп. Херсонск., т. 5-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 610-613.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.