Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

О ТАИНСТВѢ ПРИЧАЩЕНІЯ.
193. Объ истинномъ Тѣлѣ и истинной Крови Христовыхъ въ таинствѣ Причащенія.

Нынѣ скажемъ нѣсколько словъ о томъ, какъ въ таинствѣ Причащенія, подъ видомъ хлѣба и вина, мы вкушаемъ самаго Тѣла и Крови Христовой для вѣчной жизни.

Въ предварительной бесѣдѣ о семъ таинствѣ Іисусъ Христосъ прямо училъ: Азъ есмь хлѣбъ животный: грядый ко Мнѣ, /с. 615/ не имать взалкатися, и вѣруяй въ Мя не имать вжаждатися никогдаже (Іоан. 6, 35). Возроптали на Него іудеи, что Онъ сказалъ: Я есмь хлѣбъ животный, и говорили, что Онъ такое говоритъ? Не Іисусъ ли это, сынъ Іосифовъ, Котораго отца и мать знаемъ? Какъ же Онъ говоритъ: Азъ есмь хлѣбъ животный, иже сшедый съ небесе? Іисусъ говоритъ имъ: «не ропщите между собою. Отцы ваши ѣли манну въ пустынѣ и умерли. Хлѣбъ же, сходящій съ небесъ, таковъ, что ядущій его не умретъ. Я хлѣбъ живый, сшедшій съ небесъ: ядущій хлѣбъ сей живъ будетъ во вѣкъ». И такъ ясно по словамъ Самого Іисуса Христа, что Онъ Самъ есть хлѣбъ жизни, хлѣбъ сходящій съ небесъ, хлѣбъ такой, что ядущій его не умретъ, но будетъ жить во вѣкъ, хлѣбъ такой, который нужно ѣсть, чтобы жить и жить вѣчно. Но что же это за хлѣбъ? Что именно нужно ѣсть? Хлѣбъ же, который Я дамъ, есть плоть Моя, которую Я отдалъ за жизнь міра, — отвѣтствуетъ Самъ Христосъ ясно, точно и опредѣленно.

Такъ поняли Его іудеи. Поняли слова Его просто и буквально, что хлѣбъ, который Онъ дастъ, есть именно плоть Іисуса Христа, та самая плоть, которую Онъ имѣетъ отдать за жизнь міра. Но здѣсь у іудеевъ возникаетъ плотской, низменный помыслъ о невозможности. Іудеи стали тогда спорить между собою, говоря: какъ Онъ можетъ дать намъ ѣсть плоть Свою? Іисусъ сказалъ имъ: аминь, аминь глаголю вамъ: если не будете ѣсть плоти Сына Человѣческаго, и пить крови Его, то не будете имѣть жизни въ себѣ. Ядущій Мою плоть и піющій Мою кровь, имѣетъ жизнь вѣчную, и Я воскрешу его въ послѣдній день. И такъ сомнѣнія нѣтъ. По слову Христову, буквально, плоть Его есть пища, и кровь Его есть истинное питіе. Сей то есть хлѣбъ, — продолжаетъ Господь, подтверждая и разъясняя, — сей то есть хлѣбъ, сшедшій съ небесъ. Не такъ какъ отцы наши ѣли манну въ пустынѣ и умерли; ядущій хлѣбъ сей живъ будетъ во вѣкъ.

Господь высказался несомнѣнно, что небесная пища есть плоть Его, которую нужно ѣсть; небесное питіе — кровь Его, которую нужно пить. И теперь уже не іудеи только заспорили, говоря: какъ Онъ можетъ дать намъ ѣсть плоть Свою, но возроптали многіе и изъ учениковъ Его и говорили: какія странныя слова! Кто можетъ Его слушать! Соблазнившись Его ученіемъ именно о причастіи Тѣла и Крови Его, отошли и не ходили за Нимъ. Тогда Іисусъ говоритъ и двѣнадцати избраннымъ ученикамъ: не хотите ли и вы отойти? Симонъ же Петръ отъ лица двоюнадесяти отвѣчалъ Ему: Господи! Къ кому намъ идти? Ты имѣешь глаголы жизни вѣчной. И мы увѣровали и познали, яко Ты еси Христосъ /с. 616/ Сынъ Бога Живаго. Сіи то слова апостола Петра каждый изъ насъ и повторяетъ предъ лицемъ Господа, присущаго въ св. Евхаристіи: «Вѣрую, Господи, и исповѣдую, яко Ты еси воистину Христосъ Сынъ Бога Живаго, пришедый въ міръ грѣшныя спасти... Еще вѣрую, яко сіе есть самое пречистое Тѣло Твое и сія есть самая честная Кровь Твоя».

И вотъ, когда предъ страстію Господнею приспѣлъ часъ учредить новый завѣтъ и первоосновное его таинство св. Причащенія на тайной вечери, Іисусъ, взявъ хлѣбъ и благословивъ, преломилъ и раздавая ученикамъ Своимъ, сказалъ: пріимите, ядите, сіе есть Тѣло Мое. И взявъ чашу и благословивъ, подалъ имъ и сказалъ: пійте отъ нея вси: Сія чаша новый завѣтъ Моею кровію яже за вы проливается (Лук. 22, 20), сіе творите въ Мое воспоминаніе (1 Кор. 11, 25). Когда священнослужитель, совершающій, по заповѣди Спасителя, таинство Евхаристіи, призывая Духа Святаго на предложенные Дары, благословляетъ ихъ съ молитвою къ Богу Отцу: сотвори убо хлѣбъ сей честное тѣло Христа Твоего, а еже въ чаши сей честную кровь Христа Твоего, преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ, хлѣбъ и вино дѣйствительно прелагаются въ Тѣло и Кровь Христовы наитіемъ Духа Святаго, — такъ что, хотя и послѣ сего мы видимъ хлѣбъ и вино на св. трапезѣ, но въ самомъ существѣ, невидимо для чувственныхъ очей, это суть истинное Тѣло и истинная Кровь Господа Іисуса, только подъ видомъ хлѣба и вина». (Догм. Богосл. Макарія).

Посему, научаетъ насъ апостолъ Павелъ, кто будетъ ѣсть хлѣбъ сей, или пить чашу Господню недостойно, повиненъ будетъ противъ Тѣла и Крови Господней. Да испытываетъ же себя человѣкъ, и такимъ образомъ пусть ѣсть отъ хлѣба сего и пьетъ отъ чаши сей. Ибо кто ѣсть и пьетъ недостойно, тотъ ѣсть и пьетъ во осужденіе себѣ, не разсуждая о Тѣлѣ Господнемъ (1 Кор. 11, 28, 29). Аминь. («Моск. Церк. Вѣдом., 1886 г., № 23).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 614-616.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.