Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

О ТАИНСТВѢ ПРИЧАЩЕНІЯ.
196. По причащеніи святыхъ Таинъ.

Съ чѣмъ привѣтствовать васъ, возлюбленные? Съ окончаніемъ, или съ началомъ добраго подвига? Можно привѣтствовать и съ окончаніемъ: но кажется, лучше съ началомъ. Ибо, — ссылаемся на васъ самихъ, — можете ли вы сказать, что дѣло вашего спасенія кончено? Нѣтъ, оно окончится не нынѣ, не завтра, а если дастъ Господь, вмѣстѣ съ нашею жизнію!

Что же кончилось теперь? Окончилось обыкновенное и видимое, такъ называемое, говѣніе, окончилось урочное хожденіе въ церковь на Богослуженіе; окончилось приготовленіе къ таинству исповѣди и св. причастію; — а дѣло спасенія, это великое и святое дѣло еще не кончено.

Если бы хотя началось теперь во всѣхъ, какъ должно! И начало спасенія дѣло не малое, — больше всѣхъ, такъ называемыхъ, великихъ дѣлъ міра. Ибо, что имъ предполагается? Предполагается, что душа, спавшая сномъ смертнымъ, бывшая добычею врага Божія, воспрянула, пробудилась, пришла въ чувство и начала жить и дѣйствовать по законамъ истины и правды; — предполагается, что узы грѣха разорваны, плѣнъ страстей кончился, плоды плоти сокрушены; знамя вѣры и любви чистой поднято; путь изъ Египта въ Ханаанъ начатъ: есть съ чѣмъ привѣтствовать того, въ коемъ положено это начало!

Есть ли оно въ васъ? Вѣруемъ, что есть; ибо, не вы ли исповѣдывали вчера свои грѣхи, дали обѣтъ не возвращаться на прежнія беззаконія, и вести отнынѣ мужественную брань съ порокомъ и соблазномъ? Откуда могла произойти эта исповѣдь и сіи святые обѣты, какъ не изъ-за отвращенія ко грѣху и беззаконію? Не вы ли, вслѣдствіе вашей исповѣди, пріяли вчера отпущеніе грѣховъ вашихъ, вступили въ миръ съ Богомъ и своею совѣстію? Что это, какъ не возвращеніе вамъ первобытнаго состоянія невинности, не дарованіе свободы духа и совѣсти, не новое рожденіе для новой жизни въ Богѣ, для новаго образа мыслей, и чувствъ и дѣйствій? Не вы ли, наконецъ, пріобщились нынѣ самаго Божественнаго Тѣла и Крови Спасителя? Что можетъ служить лучше сего и къ укрѣпленію въ духовной жизни, и въ борьбѣ со страстями, и залогомъ обѣтованій вѣчныхъ?

Итакъ, въ васъ есть теперь все, изъ чего слагается начало нашего спасенія — и желаніе быть добрыми, и силы на добро, и рѣшимость сражаться съ пороками, и свобода отъ нихъ, и вожделѣніе жизни вѣчной, и самый залогъ и обрученіе ея. Съ симъ то благимъ началомъ привѣтствуемъ мы васъ теперь; привѣтствуемъ и молимъ хранить и продолжать начатое, вопользоваться преимуще/с. 622/ствами новаго благодатнаго состоянія, устремиться по пути правды, къ вамъ приближенному и для васъ открытому, употребить въ дѣло благодать помилованія и освященія, а для сего немедленно размыслить, какъ вамъ вести себя отселѣ, что оставить, что начать и что продолжать. Ибо, отчего пропадали плоды прежнихъ говѣній, исповѣдей и причащеній? Именно оттого, что не было взято необходимыхъ мѣръ для ихъ охраненія; — оттого, что съ окончаніемъ говѣнія, кончилось самое дѣло спасенія; — оттого, что, вышедъ по причащеніи изъ храма, паки тотчасъ предались прежнему образу мыслей и дѣйствій. Погибнутъ сіи драгоцѣнные плоды и теперь, если поступимъ такъ же, какъ поступали прежде; погибнутъ и теперь, если не поспѣшимъ удалиться отъ всего, что соблазняло и погубило насъ; погибнемъ, если не будемъ бодрствовать надъ собою, хранить свое сердце и совѣсть, ограждать непрестанно себя страхомъ Божіимъ и тайною молитвою.

Стойте же, возлюбленные, трезвитесь, бодрствуйте, мужайтесь, укрѣпляйтесь, возрастайте, усовершайтесь! Преподавъ вамъ вчера отпущеніе грѣховъ, а нынѣ — Тѣло и Кровь Господа, мы уже ничего больше не можемъ сдѣлать для васъ, какъ только продолжить наши молитвы о спасеніи вашемъ, и быть готовыми руководить васъ на пути къ небу. А вамъ надобно изыти на дѣло и на дѣланіе свое до вечера вашей жизни. Господь Всемудрый, подавшій вамъ духа покаянія и молитвъ, да даруетъ вамъ и духа постоянства и терпѣнія въ дѣлѣ благѣ, и да предохранитъ отъ пагубнаго возвращенія вспять. Аминь. (Поучен. Иннокентія, архіеп. Херсон., т. 3-й, стр. 119).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 621-622.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.