Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

О ТАИНСТВѢ ПРИЧАЩЕНІЯ.
197. О соединеніи въ таинствѣ Причащенія съ Іисусомъ Христомъ.

Настоящая бесѣда будетъ съ вами, братія, о томъ, что въ св. причащеніи мы соединяемся съ Спасителемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ.

Когда Господь въ первый разъ причащалъ святыхъ апостоловъ, подавалъ имъ хлѣбъ и вино; но подавая хлѣбъ и вино, къ хлѣбу сказалъ: сіе есть тѣло Мое, а къ вину: сія есть кровь Моя. И какъ Онъ есть Богъ, то какъ сказалъ, такъ и сдѣлалось: хлѣбъ сталъ тѣломъ, а вино кровію; по виду только казались они хлѣбомъ и виномъ. Какъ тогда Онъ причащалъ свв. апостоловъ, такъ потомъ Онъ же причащалъ и причащаетъ всѣхъ вѣрующихъ. На литургіи — это Онъ приходитъ и совершаетъ таинство: архіерейскія или священническія тутъ только руки и языкъ, а соверши/с. 623/тель Самъ Господь. Самъ Онъ претворяетъ хлѣбъ, въ Тѣло Свое; а вино — въ Кровь Свою. Потомъ Самъ же Онъ и причащаетъ: наши только руки и лжица, а причащаетъ чрезъ нихъ Самъ Господь. Кто будетъ вкушать Его Плоть и Кровь, говоритъ Онъ, тотъ будетъ живъ Его ради, или будетъ имѣть животъ въ себѣ; а кто не будетъ вкушать Его Плоти и Крови, тотъ живота не будетъ имѣть въ себѣ (Іоан. 6, 50-57). Постарюсь пояснить вамъ сіе слѣдующимъ подобіемъ.

Посмотрите вы на деревья. На каждомъ деревѣ есть много вѣтвей, большихъ и малыхъ; всякая вѣтка, которая держится на деревѣ, жива, зелена, имѣетъ листья, даетъ въ свое время цвѣтъ и плодъ; какая же вѣтка отломится отъ дерева, та сначала завянетъ, потомъ совсѣмъ высохнетъ и умретъ; ни цвѣта, ни плода, уже не ожидай отъ нея. Отъ чего это вѣтка зелена, жива, цвѣтъ и плодъ даетъ, когда держится на деревѣ? Оттого, что держась на большомъ деревѣ, въ которомъ много соку, она пьетъ этотъ сокъ, питается имъ и живетъ. Отчего вѣтка засыхаетъ и умираетъ, когда отломится отъ дерева? Оттого, что отломившись отъ дерева, она уже не можетъ получать изъ него сока, а тотъ, который былъ въ ней, то вытекаетъ, то высыхаетъ; безъ соку же нечѣмъ ей питаться и жить: вотъ она и умираетъ.

Примѣнимъ теперь это къ себѣ. Что вѣтви на деревѣ, то всѣ мы — христіане православные, и что само дерево, то Господь и Спаситель нашъ. Какъ вѣтки тогда только живутъ и плодъ приносятъ, когда соединены съ деревомъ, такъ и мы тогда только истинно живемъ и истинный плодъ приносимъ, когда соединены бываемъ съ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Такъ сказалъ Самъ Онъ: Я, говоритъ, лоза, а вы вѣтви, кто пребываетъ во Мнѣ и Я въ немъ, тотъ приноситъ много плода. Кто же не пребудетъ во Мнѣ, извержется вонъ, какъ вѣтка и засохнетъ (Іоан. 15, 5. 6). Какъ вѣтка, соединенная съ деревомъ, беретъ изъ него сокъ и тѣмъ живетъ, такъ и мы, когда соединены съ Господомъ, пріемлемъ отъ него силы и жизнь, и живемъ; а когда не соединены съ Господомъ, не живемъ, хотя и кажемся живущими.

Когда же и какъ съ Господомъ соединяются? Чрезъ причащеніе пречистаго Тѣла Его и пречистой Крови Его. Кто причащается Тѣла и Крови Христовыхъ, тотъ принимаетъ въ себя Самого Господа и самъ бываетъ въ Господѣ. Ядый Мою плоть и піяй Мою Кровь, во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ — говоритъ Господь (Іоан. 6, 56). Чрезъ св. причащеніе беремъ отъ Господа силы, какъ бы соки изъ дерева, соединяемся съ Нимъ, и начинаемъ жить Его жизнію, жизнію истинною, которая изъ Него.

/с. 624/ Видите теперь, какъ справедливо, что кто причащается, тотъ живетъ подобно вѣткѣ, которая держится на деревѣ; а кто не причащается, тотъ не живетъ, а подобенъ вѣткѣ, отломившейся отъ дерева и засыхающей, или уже засохшей. Чѣмъ чаще кто причащается, тѣмъ ближе бываетъ къ Господу, тѣмъ ему лучше бываетъ, и самъ онъ лучше становится. Работающій лучше работаетъ, хозяинъ лучше хозяйничаетъ, начальникъ лучше становится отъ св. причастія, становится живѣе, добрѣе, умнѣе! Много помощи отъ св. причастія тому, кто послѣ причащенія не позволяетъ себѣ дѣлать ничего худого, а только объ одномъ добромъ думаетъ и одного добраго желаетъ. А кто послѣ св. причастія сдѣлаетъ недоброе, тотъ портитъ и уничтожаетъ силу его; онъ опять отдѣляется отъ Христа Спасителя, подобно тому, какъ вѣтка отламывается отъ дерева. Чрезъ причастіе онъ привился ко Христу, а чрезъ какое либо дѣло недоброе опять отпадаетъ отъ Него. Такому причастіе не въ причастіе.

Вотъ теперь и заботьтесь причастившіеся о томъ, чтобы, причастившись, не лишиться плода св. причастія, а непричастившіеся, — чтобы соединиться съ Господомъ въ св. причастіи во оставленіе грѣховъ и въ жизнь вѣчную. Аминь. (Поучен. еп. Ѳеофана Затвор. стр. 129).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 622-624.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.