Церковный календарь
Новости


2019-05-22 / russportal
Минея Дополнительная (СПб., 1909)
2019-05-22 / russportal
Служба преп. Ѳеодосію, Тотемскому чудотворцу (1909)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 7-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 6-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Богородичны воскресны осми гласовъ (1855)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Служба обща преподобному единому (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба собору препод. Дальнихъ пещеръ (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба преп. Кукшѣ и Пимину Постнику (1855)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 5-я (1986)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 4-я (1986)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пр. Алипію, иконописцу Печерскому (1855)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пренесенію мощей преп. Ѳеодосія (1855)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 1-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
203. О единствѣ вѣры.

Единъ Господь, едина вѣра (Еф. 4, 5).

Какъ единъ Господь всѣхъ, такъ должна быть у всѣхъ въ мірѣ и едина вѣра Христова. Аще же кто предложитъ ино благовѣствованіе, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 6, 9).

Такъ, братія, должно быть! Но то ли мы видимъ въ дѣйствительности? Нѣтъ! Современное состояніе христіанскаго міра невольно заставляетъ недоумѣвать съ апостоломъ: еда раздѣлися Христосъ? (1 Кор. 1, 13), еда превратися благовѣствованіе Христово? (Гал. 1, 7). До того велико разновѣріе и разномысліе въ дѣлахъ вѣры, господствующее теперь! Гдѣ же причина, гдѣ источникъ тому?

Разновѣріе и разномысліе въ дѣлахъ вѣры имѣютъ своимъ источникомъ то, что люди, мнящіеся быти премудри не понимаютъ, или не хотятъ понять той простой истины, что Божія никто же вѣсть, точію Духъ Божій (1 Кор. 1, 11); воинствуя по плоти, утверждаютъ вѣру не на силѣ Божіей, а на мудрости человѣческой, и такимъ образомъ отклоняются отъ того внутренняго начала, которое единственно можетъ охранить чистоту и непорочность вѣры и которое состоитъ, по слову апостола, въ плѣненіи всякаго разума въ послушаніе Христово (2 Кор, 10, 5). Всѣ самопроизвольно мудрствующіе въ области вѣры вносили и вносятъ въ эту область не созиданіе, а разрушеніе.

Человѣкъ не есть творецъ. По самому свойству своей природы онъ не можетъ творить что либо новое. Это вѣрно какъ отно/с. 644/сительно предметовъ міра видимаго, такъ и относительно истинъ высшихъ — содержанія вѣры. Истины эти превышаютъ его естественныя силы, и многія изъ нихъ вовсе не были бы ему извѣстны, если бы не были открыты. Вступать поэтому въ область сихъ предметовъ безъ руководства онъ не можетъ безнаказанно; вступать сюда самонадѣянно для него значитъ подвергаться такой же опасности, какой подвергается осмѣливающійся смотрѣть прямо на солнце.

Дѣйствуя безъ руководства въ этой области, человѣкъ непремѣнно вносилъ и вноситъ въ нее такія догадки и соображенія, которыя не только не уясняютъ, но часто и совсѣмъ затемняютъ, или даже извращаютъ тайны вѣры.

Сколько, въ самомъ дѣлѣ, было образцовъ такъ называемаго самостоятельнаго умствованія о предметахъ вѣры въ древнемъ мірѣ? Сколько было и есть ихъ въ новомъ? Но св. апостолъ всѣ древнія времена называетъ временами невѣдѣнія, потому что язычники искали Бога и не нашли Его, — не нашли, хотя Онъ и не далекъ отъ каждаго изъ насъ. Что же сказать о временахъ новыхъ? Довольно указать на то разновѣріе, какое господствовало и господствуетъ въ христіанскомъ мірѣ. Сколько однихъ только наименованій усвояемыхъ христіанскихъ вѣроисповѣданіямъ! Есть, напримѣръ, у насъ на Руси толки ѳеодосѣевцевъ, филипповцевъ и т. д., есть значитъ понятія о предметахъ вѣры, составленныя Ѳеодосіемъ, Филиппомъ и т. д.

Чрезъ всѣ эти и подобныя имъ наименованія вѣроученій видится не духовная мудрость, а плотская, мудрость вѣка сего (1 Кор. 2, 6). Истинная вѣра не называется, да и не можетъ называться именами даже такихъ проповѣдниковъ, каковы были Павелъ и Петръ апостолы (1 Кор. 3, 4, 22). И это потому, что для вѣры никто не можетъ положить инаго основанія, кромѣ положеннаго, еже есть Іисусъ Христосъ. Онъ есть единый Начальникъ и Совершитель вѣры и днесь, тойже и во вѣки (Евр. 12, 2, 13, 8), и вѣра потому пребывала и пребываетъ едина и неизмѣнна.

Но гдѣ же пребываетъ эта единая, гдѣ блюдется эта чистая и непорочная вѣра Христова? Въ Церкви Православной! Она одна во всемъ христіанскомъ мірѣ хранитъ правую вѣру, которую содержатъ, по выраженію апостольскому, «сограждане святыхъ и присніи Богу, бывъ утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя краеугольнымъ камнемъ Самого Іисуса Христа». Что созидалось и созидается на этомъ основаніи, то было принимаемо и пріемлется Церковію, а что строилось или нововводилось помимо того основанія, то ею было отвергаемо и отвергается. Въ Право/с. 645/славной Церкви не было и нѣтъ отклоненія отъ истинной вѣры — излишествъ, наростовъ и усѣченій — этихъ наглядныхъ, живыхъ послѣдствій суетнаго человѣческаго мудрованія. О томъ свидѣтельствуетъ безпристрастный судъ исторіи. О томъ и сама она въ слухъ всего міра возвѣщаетъ всѣмъ: сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди. И блюдетъ сію вѣру Христову Православная Церковь, блюдетъ въ чистотѣ и неповрежденности, и будетъ блюсти твердо и неизмѣнно, ибо она вѣрна тому охранительному, указанному апостоломъ, началу, которое состоитъ въ плѣненіи всякаго разума въ послушаніе Христово.

Вѣра сообщена человѣчеству Богомъ, сообщена во всей полнотѣ и законченномъ совершенствѣ. Развитіе ея довершилось съ воплощеніемъ Сына Божія и проповѣдію апостоловъ, а болѣе и далѣе идти она не можетъ. Возможно только развитіе человѣческаго ума для усвоенія ея вѣчныхъ истинъ и приложенія ихъ къ жизни. Человѣкъ и къ Богодарованной вѣрѣ имѣетъ такое же отношеніе, какое имѣетъ и къ Богосозданному видимому міру. Но въ видимомъ мірѣ все существуетъ, подчиняясь законамъ, однажды навсегда, положеннымъ Творцемъ. Люди не нашли и не найдутъ въ мірѣ ничего новаго; они только разгадываютъ тайны природы, — мало-по-малу познавая существующее; только расширяютъ область своего вѣдѣнія, но ничего не прибавляютъ, ни убавляютъ, ни даже что-либо измѣняютъ въ существующемъ.

Блаженный народъ русскій, ибо ему ввѣрены словеса Божія (Рим. 3, 2) Новаго Завѣта, чистая вѣра Православная, непоколебимый оплотъ его общественнаго благоустойства, залогъ человѣческаго спасенія; но даровано намъ Православіе не ради правдъ нашихъ: сознаніе сего да охраняетъ насъ отъ самомнѣнія и превозношенія и да научаетъ ходити достойно своего званія со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію, и долготерпѣніемъ (Еф. 4, 1, 2). Да возбуждаетъ оно въ насъ желаніе и рѣшимость больше и больше одушевляться духомъ Православія и полагать его всегда въ основу своей жизнедѣятельности: да тихое и безмолвное житіе поживемъ (1 Тим. 2, 2) и достигнемъ въ мѣру возраста исполненія Христова (Еф. 4, 13). («Московск. Церк. Вѣд.», 1884 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 643-645.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.