Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 2-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
207. Оправданіе въ таинствѣ покаянія внушаетъ намъ спасительный страхъ.

Что есть удобнѣе рещи разслабленному: отпущаются тебѣ грѣси или рещи: востани, и возми одръ твой и ходи? (Марк. 2, 9), слова изъ слышаннаго нами Евангелія. Такъ спрашивалъ Іисусъ Христосъ книжниковъ іудейскихъ, соблазнявшихся тѣмъ, что Онъ сказалъ разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси. И дѣйствительно, что удобнѣе: исцѣлить неисцѣлимую болѣзнь или отпустить грѣхи? То и другое равно невозможно для собственныхъ силъ человѣка; въ томъ и другомъ случаѣ одинаково потребна Божественная сила Искупителя нашего: Онъ воскрешаетъ мертвыя и живитъ однимъ Божественнымъ словомъ Своимъ; тѣмъ же словомъ воскрешаетъ и духовныхъ мертвецовъ, очищаетъ и оправдываетъ грѣшниковъ, — да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческій на земли отпущати грѣхи (ст. 10).

Эту Божественную власть, столь необходимую для грѣшниковъ, Господь не взялъ съ Собою на небо; Онъ оставилъ ее на землѣ, ввѣрилъ подобострастнымъ намъ человѣкамъ: пріимите Духъ Святъ, говорилъ Онъ св. апостоламъ, посылая ихъ на проповѣдь Евангелія, имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся (Іоан. 20, 22). Какъ во время Его земной жизни, приходившіе къ Нему грѣшники съ покаяніемъ, получали прощеніе грѣховъ отъ одного слова Его: чадо, отпущаются тебѣ грѣси: такъ и нынѣ каждый приходящій съ покаяніемъ къ престолу благодати обрѣтаетъ прощеніе грѣховъ своихъ отъ одного слова служителя Христова: чадо, отпущаются тебѣ грѣси. Аминь глаголю вамъ, увѣряетъ насъ Самъ Господь: елика аще свяжете на земли, будутъ связана на небеси, и елика аще разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на небесѣхъ (Мѳ. 18, 18). «О, чудо милосердія и человѣколюбія Божія, восклицаетъ при семъ св. Златоустъ. Господь утверждаетъ приговоръ рабовъ Своихъ, и слово, произнесенное на земли, подтверждается и запечатлѣвается на небеси!» Такъ безконечно благъ къ намъ Господь и Судія нашъ, что туне даруетъ намъ прощеніе грѣховъ, которое купилъ Онъ цѣною Крови Своея, тяжкими страданіями и крестною смертію! Теперь — одно слово: согрѣшихъ ко Господу, — и Господь отъемлетъ беззаконія наша; теперь каждый только глаголи беззаконія твоя — и оправдишися! Но, братія мои, сіе неизреченное снисхожденіе /с. 656/ Божіе сколько утѣшительно для насъ, столько же, съ другой стороны, внушаетъ намъ и спасительный страхъ.

Чѣмъ легче и удобнѣе можемъ получать прощеніе грѣховъ, тѣмъ безотвѣтнѣе будемъ, когда явимся на судъ Божій неоправданными, и что скажемъ въ оправданіе свое? Извинимся ли недостаткомъ времени: но мало ли времени для покаянія проведшему десятки лѣтъ жизни, тогда какъ для истиннаго покаянія нуженъ только часъ? Разбойникъ и въ краткое время страданій крестныхъ успѣлъ исповѣдаться и наслѣдовать рай. Сошлемся ли на какія либо препятствія, или на обремененіе дѣлами житейскими? Но развѣ могутъ быть такія препятствія, которыя не дали бы возможности пойти въ храмъ Божій и исповѣдать грѣхи свои? Развѣ есть дѣла важнѣе дѣла спасенія? Такъ сугубой достойны будемъ казни, какъ за содѣянные грѣхи, такъ и за то, что не воспользовались богодарованнымъ средствомъ къ снисканію прощенія грѣховъ.

Чѣмъ легче и удобнѣе можемъ получить прощеніе грѣховъ, тѣмъ преступнѣе нерадѣніе наше о покаяніи. Оставаться во грѣхахъ, когда готово для насъ прощеніе и помилованіе, не есть ли крайнее неразуміе и жестокая неблагодарность къ Искупителю? Богъ безконечно милостивъ къ намъ, а мы презираемъ Его благодѣянія. Благодать Божія толкаетъ по временамъ въ двери сердца нашего — то гласомъ совѣсти, то вразумительными обстоятельствами жизни, то посѣщеніемъ бѣдствій и скорбей, а мы подобныхъ внушеній не чувствуемъ. Думаемъ ли, что долготерпѣнію Божію не будетъ конца, и что имъ можно воспользоваться всегда, по собственному своему произволу? Правда, покаяніе никогда не поздно до послѣднихъ минутъ жизни. Но можетъ ли надѣяться на милосердіе Божіе тотъ, кто во всю жизнь злоупотреблялъ имъ? Мирная, христіанская кончина живота съ добрымъ исповѣданіемъ грѣховъ есть даръ Божій, который заслуживается добродѣтельною жизнію и благовременнымъ раскаяніемъ во грѣхахъ. А за гробомъ уже нѣтъ покаянія: тамъ торжество правосудія, а не долготерпѣнія и милосердія.

Чѣмъ болѣе являетъ намъ Господь Своего милосердія, тѣмъ осторожнѣе должны мы вести себя, чтобы, по полученіи прощенія, не оскорблять опять своего Владыку и Господа новыми грѣхами. Какъ намъ не быть благодарными Искупителю нашему, Который чрезъ таинство покаянія спасаетъ насъ отъ вѣчной погибели, исторгаетъ насъ изъ челюстей адовыхъ, усыновляетъ Отцу Своему небесному, содѣлываетъ наслѣдниками царствія Божія, участниками славы Своей, спосаждаетъ насъ на престолѣ Своемъ? Что же дѣ/с. 657/лаетъ послѣ того тотъ, кто и приходитъ къ таинству покаянія безъ намѣренія исправленія, и отходитъ безъ рѣшимости оставить, при помощи Божіей, исповѣданные грѣхи, и паки возвращается къ прежнимъ беззаконіямъ? Злоупотребляетъ онъ долготерпѣніемъ и милосердіемъ Божіимъ.

Премилосердый Господь, не хотяй смерти грѣшника, да сохранитъ насъ отъ страшной участи грѣшниковъ нераскаянныхъ, да возбудитъ нашу совѣсть отъ сна грѣховнаго, да оживитъ ее святою ревностію къ исправленію своей жизни, да дастъ намъ прочее время живота нашего въ мирѣ и покаяніи скончати. Надежда на долготерпѣніе и милосердіе Божіе да не будетъ намъ поводомъ къ нашей безпечности, напротивъ: болѣе и болѣе должна возбуждать насъ къ истинному покаянію. Аминь (Сост. по пропов. Димитрія, архіеп. херсонск., т. 4-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 655-657.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.