Церковный календарь
Новости


2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Два слова новобрачнымъ (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Я Свѣтъ міру" (1985)
2019-02-18 / russportal
Еп. Митрофанъ Бостонскій. Память св. Апостола Андрея Первозваннаго (1985)
2019-02-18 / russportal
Еп. Митрофанъ Бостонскій. Воздвиженіе Честнаго и Животвор. Креста (1985)
2019-02-18 / russportal
Блаж. Августинъ. "О жизни блаженной", одна книга (1879)
2019-02-18 / russportal
Блаж. Августинъ. "Противъ академиковъ", книга 3-я (1879)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 22 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 2-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
208. Іисусъ Христосъ есть истинный Богъ.

Нынѣ св. ап. Павелъ учитъ о величіи Іисуса Христа, какъ истиннаго Сына Божія, какъ истиннаго Бога, Который сидитъ одесную Бога Отца, т. е. имѣетъ равную съ Богомъ Отцемъ силу, власть и прославленіе отъ всѣхъ сотворенныхъ существъ. Вся первая глава изъ посланія къ Евреямъ, изъ которой читался нынѣ Апостолъ, есть прославленіе Божественнаго величія Сына Божія.

О Божествѣ Сына Божія мы и побесѣдуемъ нынѣ.

Всѣ пророки Божіи, Духомъ Святымъ движимые, возвѣстили объ Немъ, какъ объ истинномъ Богѣ, и въ ряду ихъ, изряднѣйшій Исаія, наименовавшій Его Еммануиломъ, Богомъ крѣпкимъ, Отцемъ будущаго вѣка.

Всѣ слова и дѣла Господа нашего Іисуса Христа свидѣтельствовали о Немъ, что Онъ истинный Богъ; всѣ чудеса, чудеса безчисленныя, являвшія Его божественное всемогущество надъ злыми духами, Его власть надъ ангелами, надъ человѣками, надъ небомъ и землей, надъ раемъ, надъ жизнію, смертію и адомъ, Его собственное воскресеніе изъ мертвыхъ не оставляли никакого сомнѣнія въ томъ, что Онъ Богъ истинный.

Затѣмъ Его божественные ученики, получившіе отъ Него, какъ отъ Бога всесильнаго, власть творить чудеса — исцѣлять всякія болѣзни, изгонять злыхъ духовъ, воскрешать мертвыхъ, прощать грѣхи людей, — и творившіе все это, — громко свидѣтельствовали и являли въ себѣ Его Божество, Его всесильную власть.

Особенно же то величайшее чудо, что простые, неученые рыбари сдѣлались, по благодати Христовой, величайшими въ мірѣ /с. 658/ мудрецами, покорившими вѣрѣ Христовой весь міръ, — изъ робкихъ — мужественными и неустрашимыми, изъ слабыхъ — сильными, ибо они сами говорили — вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Филип. 4, 13); изъ грѣшныхъ — праведными и святыми, — сильнѣе всякаго доказательства удостовѣряетъ всякаго благоразумнаго въ божественности ихъ Учителя.

А если еще возьмемъ во вниманіе безчисленные сонмы мучениковъ и мученицъ, претерпѣвшихъ съ твердостію и даже съ радостію неизобразимо ужасныя мученія за Христа, — мученія часто медленныя, самыя изысканныя, — величайшія и поразительныя чудеса, совершавшіяся во время и послѣ ихъ мученій и видѣнныя тысячами очевидцевъ и записанныя безпристрастной исторіей, — то какой безумный дерзнетъ открыть уста и утверждать, что Іисусъ Христосъ, укрѣплявшій св. мучениковъ, по собственнымъ ихъ словамъ, не есть всемогущій Богъ?

При томъ всегда были, и нынѣ есть, между христіанами благочестивыми и обыкновенные люди, которые вѣрою въ Іисуса Христа побѣждали и побѣждаютъ свои страсти, ощущали и ощущаютъ въ себѣ безчисленныя силы Іисуса Христа надъ борющими ихъ демонами и страстями, послѣ сердечнаго призыванія имени Его; творятъ о имени Его добродѣтели, совлекаются ветхаго человѣка и одѣваются въ новаго, побѣждаютъ въ себѣ смерть и чувствуютъ въ себѣ царство жизни духовной о Іисусѣ Христѣ: не величайшее ли это чудо и въ нынѣшнее время, чудо, совершаемое втайнѣ многими вѣрующими благодатію Христа Бога!

Живите по ученію Христову, исполняйте волю Его: и вы увидите, осяжете, ощутите сами Божество Христово, тогда какъ нечестивецъ, невѣрующій и беззаконникъ и изъ явныхъ чудесъ, творимыхъ Христомъ, не познаетъ Его Божества; ибо сердечныя очи его слѣпы по причинѣ страстей; потому что сатана ослѣпилъ ихъ.

Самъ Господь въ Евангеліи свидѣтельствуетъ о Своемъ единствѣ съ Отцемъ: Моя вся Твоя суть и Твоя Моя: и прославихся въ нихъ. Если все, что принадлежитъ Богу Отцу, принадлежитъ и Сыну, то безъ сомнѣнія и вѣчность, всемогущество, и премудрость, и всеблагость Отца и всѣ божественныя свойства.

Итакъ, всѣ да вѣруемъ твердо и дѣятельно въ Іисуса Христа, Сына Божія, и да подражаемъ святымъ Его, чтобы изъ самыхъ свойствъ и дѣлъ нашихъ люди видѣли Божество Начальника нашей вѣры. (Сост. по «Полн. собр. сочин.» прот. Іоанна Кронш., т. 1-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 657-658.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.