Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 3-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
210. Для чего износится крестъ Христовъ и что внушаетъ намъ его изнесеніе.

По милости Божіей, мы теперь достигли средины поприща постнаго. Чтобы подкрѣпить и воодушевить насъ къ продолженію подвиговъ поста, святая Церковь нынѣ представляетъ нашимъ взорамъ Животворящій Крестъ Христовъ. Симъ представленіемъ напоминая намъ о тѣхъ страданіяхъ и подвигахъ, которые Господь Іисусъ Христосъ подъялъ за насъ и для нашего спасенія, она поощряетъ насъ сострадать и сораспинаться Христу, чтобы достигнуть участія съ Нимъ въ славѣ и радости воскресенія.

Созерцая Крестъ Христовъ, помысли, христіанинъ, какъ драгоцѣнна душа твоя для Господа. Онъ вообразился въ твой образъ для возстановленія въ тебѣ образа Божія, вознесся на крестъ, чтобы тебя вознести на небо, пролилъ безцѣнную Кровь Свою, чтобы искупить тебя изъ мучительства адова; учредилъ друтое крещеніе — таинство покаянія для очищенія грѣховныхъ сквернъ, приготовилъ трапезу изъ Своего пречистаго Тѣла и Животворящей Крови, чтобы напитать тебя въ жизнь вѣчную; сдѣлалъ все, что могла сдѣлать безпредѣльная любовь для спасенія души твоей. Дорожи же и ты своею душею, которая столь драгоцѣнна Богу; смири плоть постомъ, чтобы утасить въ ней страсти; напитай душу молитвами, /с. 664/ омой слезами покаянія, украси дѣлами правды и милости, облеки въ одежду цѣломудрія и чистоты; чтобы украшенная, какъ невѣста, красотою духовною, могла она достойно срѣтить и узрѣть Царя Христа, отъ гроба, яко жениха происходяща.

Представляя намъ для подкрѣпленія въ подвигахъ поста святый крестъ, святая Церковь вмѣстѣ съ тѣмъ нынѣ предлагаетъ нашему вниманію евангельское ученіе о христіанскомъ самоотверженіи. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе (Марк. 8, 34), учитъ насъ Господь Богъ. Почему же Онъ учитъ, чтобы мы отвергались самихъ себя, чтобы не слушались себя, не исполняли многихъ своихъ пожеланій?

Потому, что мы большею частію сами желаемъ только грѣховнаго. А грѣхи губятъ насъ, заставляютъ страдать и бѣдствовать. Жестоко обманывается въ своихъ разсчетахъ всякій грѣшникъ, мечтающій вкусить въ грѣхѣ сладость. Если и вкуситъ онъ ее, то на краткое время. А затѣмъ слѣдуетъ горечь отъ терзанія совѣсти, пока страсти не заглушили ее, отъ скуки и пустоты душевной, неизбѣжной послѣ удовлетворенія грѣховнымъ пожеланіямъ — страстямъ. Каждая страсть сама по себѣ горька, болѣзненна. Потому и называется она страстію, что соединена съ страданіемъ. «Кая житейская сладость печали есть не причастна?» (Чинъ погреб. свящ.), говорится въ одной церковной пѣсни. Такъ, невоздержаніе въ пищѣ и питіи, особенно неумѣренное употребленіе вина, доводятъ до разстройства здоровья, до разоренія, до преждевременной и скоропостижной смерти. Любострастіе истощаетъ тѣлесныя силы, притупляетъ душевныя способности и потрясаетъ семейное счастіе. Гнѣвъ вводитъ въ непріятныя столкновенія съ ближними; злоба мщенія увеличиваетъ вражду. Не подчиняющіеся благой заповѣди Господа о самоотверженіи дѣлаются рабами страстей, грѣха. Творяй грѣхъ, говоритъ непреложная истина, рабъ есть грѣха (Ін. 8, 3). Вмѣсто Единаго благого Господа, они служатъ многимъ владыкамъ, самымъ опаснымъ, злымъ тиранамъ, которые часто до того порабощаютъ ихъ подъ свою власть, что они плачутъ отъ пагубнаго владычества ихъ, и не перестаютъ раболѣпствовать имъ. И что было бы на землѣ, если бы люди удовлетворяли всѣмъ своимъ грѣховнымъ влеченіямъ? Тогда жили бы на землѣ, какъ въ аду, весь міръ погибъ бы отъ грѣховъ своихъ.

Если хотимъ любить себя любовію совершенною, христіанскою; если желаемъ себѣ временнаго счастія и вѣчнаго спасенія, то непремѣнно должны мы смирить свое грѣховное самолюбіе; должны, по заповѣди Спасителя, отвергнуться себя, ограничить свои грѣховныя желанія, научиться отказывать себѣ во всемъ, когда /с. 665/ этого требуетъ законъ Божій и заповѣдь церковная. Не будемъ послушны грѣховнымъ влеченіямъ плоти: она ненасытима; чѣмъ больше будемъ поблажать ей, тѣмъ болѣе она становится неукротимою. Какъ бы не лелѣяли ее, назначеніе ея одно — могила и тлѣніе. Обуздаемъ ее, охладимъ ея похоти воздержаніемъ. Будемъ бдительны: она лукава, прикрываетъ свои требованія то немощію нашей, то мыслію о невозможности тѣлеснаго воздержанія.

А чтобы легче было отречься себя, не слушать, не исполнять своихъ грѣховныхъ пожеланій, будемъ чаще взирать на крестъ Христовъ. Іисусъ Христосъ умеръ на крестѣ за грѣхи наши, чтобы исходатайствовать намъ прощеніе у Отца небеснаго. Такъ вотъ какое зло грѣхи наши: Іисусу Христу, Сыну Божію надобно было для спасенія насъ отъ грѣховъ сойти съ неба, пострадать, умереть. Имѣй же это въ мысляхъ своихъ, когда ты долженъ отречься отъ себя, отказать себѣ въ грѣховномъ, какъ бы ни было для тебя это мучительно. Такія ли мученія Іисусъ Христосъ претерпѣлъ за грѣхи твои!

Каждый разъ, когда, по церковному чиноположенію, воздвигается предъ нами животворящій Крестъ Господень, мы должны воспоминать при этомъ: зачѣмъ Господь восшелъ на крестъ.

Восшелъ Онъ на крестъ по неизреченной любви къ намъ, чтобы загладить предъ безконечнымъ правосудіемъ Божіимъ безчисленныя наши беззаконія и вынести на Себѣ Единомъ всѣ тѣ страданія, которыя надлежало бы каждому изъ насъ и всѣмъ вообще претерпѣть.

Законъ правды требуетъ за грѣхъ наказанія, за добродѣтель — награды. Безъ страданій и крестной смерти Іисуса Христа Богъ не могъ простить насъ, хотя милосердіе Его безконечно. Но тогда оскорблено было бы правосудіе Божіе, которое такъ же безконечно, какъ и милосердіе. Мы сами отъ всего сердца жалѣемъ преступниковъ, подлежащихъ наказанію, но глубоко возмущаемся, когда преступникъ закона остается безнаказаннымъ. Правда человѣческая иногда измѣняетъ себѣ; правда Божія — непреложна!

Осталось единое и единственное средство, чтобы и милосердіе Господне явилось къ намъ въ высочайшей степени, и было принесено полное удовлетвореніе правды Божіей: Единородный Сынъ Божій принялъ на Себя тяжкую вину всего человѣческаго рода предъ Божіимъ правосудіемъ и претерпѣлъ за нее страшныя страсти.

Пройдемъ кратко исторію страстей Господнихъ: есть ли хотя одна казнь, карающая пороки и беззаконія людей, которой бы Онъ, безгрѣшный и Святѣйшій Богъ, не понесъ на Себѣ?! Господь /с. 666/ нашъ претерпѣлъ и это страшное мученіе совѣсти, когда вдругъ на чистую безгрѣшную Его душу пали всѣмъ своимъ бременемъ грѣхи всѣхъ людей, жившихъ прежде, теперь живущихъ и которые будутъ жить до скончанія вѣка, — и Онъ, подобно величайшему грѣшнику, падаетъ на Свое лице, не смѣя и взглянуть на небо. Господь Спаситель нашъ претерпѣлъ и всѣ страшныя истязанія для тѣла и души: заушенія и заплеванія, терновый вѣнецъ и бичеванія, и эту медленную, позорную и мучительную смерть на крестѣ; а ученикъ, предавшій Его, Петръ отрекающійся, бѣгство прочихъ, мать рыдающую у самаго креста, поношеніе и поруганіе отъ тѣхъ, за кого страдалъ — какія острѣйшія стрѣлы въ сердцѣ Его! Богъ Отецъ на время отступилъ отъ Него, какъ отъ величайшаго грѣшника. Отринутый Отцемъ Сынъ взываетъ къ Нему: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ (Мѳ. 27, 46), — и Отецъ услышалъ этотъ вопль и съ благоволеніемъ пріемлетъ отъ Сына умилостивительную о грѣсѣхъ нашихъ жертву! Затѣмъ Господь нашъ изрекъ: совершишася, т. е. исполнено все, что надлежало сдѣлать для нашего спасенія! Грѣхи наши очищены пречистою Кровію, тяжкая вина снята съ насъ; истины, необходимыя для нашего спасенія преподаны; въ жизни Богочеловѣка данъ образецъ всѣхъ добродѣтелей; Богъ, Отецъ Его, есть и нашъ Богъ и Отецъ, и мы можемъ съ дерзновеніемъ сыновней любви взывать къ Нему: Отче нашъ! Исходатайствовано у Него сошествіе на землю Св. Духа, Который пребудетъ въ Церкви до скончанія вѣка и подастъ намъ всѣ силы, яже къ животу и благочестію. Наконецъ съ трогательнымъ словомъ любви: Отче, въ руцѣ Твои предаю Духъ Мой (Лук. 23, 46), Господь Спаситель преклонилъ пречистую главу Свою и испустилъ духъ.

Такъ на крестѣ Богочеловѣка «милость и истина встрѣтитились, правда и міръ облобызались». Какъ ни велика бездна грѣховъ нашихъ, они всѣ покрыты въ очахъ Божіей правды этою жертвою безконечной цѣны и достоинства, и милосердію Божію открыто безграничное поприще прощать, щадить и миловать насъ грѣшныхъ. Но миловать только тѣхъ, которые прибѣгаютъ къ Его неизреченному милосердію! Безъ насъ Господь не можетъ спасти насъ. Нужна живая вѣра въ Спасителя нашего и жизнь по вѣрѣ, — нужно исполненіе Его святыхъ заповѣдей, а, въ случаѣ паденія, — немедленное раскаяніе и исправленіе.

Если Спаситель нашъ все претерпѣлъ ради нашего спасенія и былъ распятъ за насъ, не тѣмъ ли болѣе мы должны ради себя, ради своей духовной пользы взять на себя крестъ, отвергнуться себя, чтобы слѣдовать по стопамъ Его! Не тѣмъ ли болѣе мы должны /с. 667/ распинать плоть свою со страстьми и похотьми? Какъ бы ни казался труднымъ намъ постъ, какъ бы ни представлялись трудными для нашей плоти молитвенные подвиги, мы должны помнить, что нѣтъ другого пути ко спасенію, какъ нѣтъ иного имени подъ небесемъ, о немже подобаетъ спастись, кромѣ имени Іисусова. Пусть плоть вопіетъ противъ нашего духа, выставляетъ свои препятствія, слабость, уныніе, недовольство, — при крестѣ Христовомъ, какъ всеоружіи божественномъ, борьба съ нею не должна казаться страшною, неодолимою; мы должны быть убѣждены, что пострадавшій за насъ Христосъ Спаситель не оставитъ насъ Своею божественною силою, осѣнитъ насъ и поможетъ въ этой борьбѣ, что все возможемъ о укрѣпляющемъ насъ Іисусѣ, — должны вѣровать, что только подражаніемъ Христу и исполненіемъ заповѣди можемъ явить себя достойными спасающей благодати Божіей и неосужденно во спасеніе совершить подвигъ поста. Не мы первые на этомъ пути, и считать его невыносимымъ, значитъ идти противъ самихъ себя. Постомъ и молитвою спасались всѣ Святые Божіи, и показали намъ примѣръ и возможность. Труденъ подвигъ поста! Но что и дается намъ безъ труда и подвиговъ? Воздержаніемъ и молитвою святые люди укрощали всѣ нечистыя вліянія и дѣйствія плоти, силою креста отражали всѣ злые навѣты діавола и побѣждали міродержителей тьмы вѣка сего. Поистинѣ крестъ Христовъ есть вѣрныхъ держава, благочестивыхъ хранитель, вѣрныхъ знаменіе, бѣсовъ отгонитель, страстей умерщвленіе и плоти пригвожденіе.

Братіе! Слѣдуемъ ли мы внушеніямъ и завѣтамъ св. Церкви? Отвѣчаемъ ли ея заботамъ? Не мало именующихъ себя христіанами живутъ не по христіански. Блуждая въ суетѣ мірской, внѣ ограды церковной, они нерадятъ о своихъ христіанскихъ обязанностяхъ, о крестѣ Христовомъ и страданіяхъ Спасителя забываютъ, постъ для нихъ какъ бы не существуетъ. То же невоздержаніе, тѣ же мірскія и чувственныя удовольствія и во время поста, какъ и въ другіе дни. Тамъ, гдѣ думаютъ найти себѣ жизнь, они теряютъ ее, — гдѣ предполагаютъ найти здоровье, разстраиваютъ, теряютъ его. Достойно вниманія особенно то, что всѣ печальныя явленія въ жизни послѣдовали тогда, когда ослабѣло послушаніе завѣтамъ св. Церкви, когда открылся видимый разрывъ съ нею. Будемъ внимательны къ теченіямъ жизненнымъ, имѣющимъ поучительную сторону. Примемъ урокъ св. Церкви, предложенный въ святомъ крестѣ, предлежащемъ предъ нами, и взирая на него, укрѣпимся въ подвигѣ поста и молитвы, дабы нессужденно достигнуть, и, при помощи благодати Божіей, поклониться и святому Воскресенію Христову. Аминь. (Изъ разн. поученій).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 663-667.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.