Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 3-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
212. О крестныхъ страданіяхъ Спасителя.

Въ срединѣ поприща постнаго св. Церковь представляетъ нашимъ взорамъ животворящій Крестъ Христовъ и тѣмъ напоминаетъ намъ о тѣхъ ужасныхъ страданіяхъ, которыя Спаситель нашъ подъялъ нашего ради спасенія. Для подкрѣпленія въ подвигахъ поста и покаянія, посвятимъ нѣсколько минутъ слышанію повѣствованія о крестныхъ Его страданіяхъ.

Надъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ произведенъ былъ судъ во дворцѣ Пилатовомъ. По этому суду безгрѣшный Господь, въ угожденіе народу израильскому, былъ осужденъ на крестную казнь. Измученный, поруганный, весь покрытый кровавыми язвами, съ судилища Онъ былъ выведенъ на улицу, чтобы идти на Голгоѳу. Здѣсь готовъ былъ уже и крестъ — орудіе казни. Сначала Самъ Іисусъ Христосъ несъ крестъ на Голгоѳу, но изне/с. 674/могая подъ нимъ, не могъ донести его до Голгоѳы. Исполнители казни озлобились: начали терзать и бить Господа нашего Іисуса Христа. Однакоже Божественный Крестоносецъ не могъ нести креста Своего далѣе: нужно было возложить его на кого-либо другого: и вотъ на встрѣчу является язычникъ киринейскій, Симонъ, и сему задѣша понести крестъ Іисусовъ (Мѳ. 27, 32). Облегченный отъ несенія креста, но весь измученный и израненный, съ терновымъ на головѣ вѣнцомъ, облитый потомъ и кровію, Іисусъ былъ веденъ далѣе на мѣсто казни. Не одинъ Онъ шелъ; съ Нимъ ведены были два злодѣя или разбойника, также осужденные на распятіе. Наконецъ, страстный путь конченъ: Іисусъ возведенъ на самую Голгоѳу. Исполнители казни приготовляли все нужное къ распятію Іисуса. На самой вершинѣ горы Голгоѳской рыли и яму для водруженія древа казни — креста. Крестная казнь была самая жестокая и самая позорная. Ее употребляли римляне надъ великими злодѣями. А крестъ, на коемъ распинали злодѣевъ, былъ не всегда одинаковаго вида, Онъ былъ иногда трехконечный: состоялъ изъ продольнаго столба или толстой доски и изъ перекладины, которая укрѣпляема была на самомъ верху прямого дерева, для пригвожденія къ ней рукъ преступника. Крестъ другого вида былъ четвероконечный и состоялъ изъ прямого столба и перекладины, которая придѣлывалась къ продольному дереву ниже верхняго конца его. На четвероконечномъ крестѣ былъ распятъ нашъ Спаситель. И способъ распятія былъ неодинаковъ. Иногда крестъ первоначально водружали въ землю, а потомъ на него поднимали преступника и прибивали гвоздями. Иногда, напротивъ, сначала полагали крестъ на землю, возлагали на него преступника, прибивали его гвоздями, потомъ поднимали крестъ вмѣстѣ съ распятымъ на немъ и укрѣпляли его въ ямѣ. Надъ Іисусомъ Христомъ былъ употребленъ послѣдній способъ распятія, какъ утверждаютъ это нѣкоторые свв. отцы и учители церковные. Дщица, съ надписью на ней вины распятаго, была поставлена на крестѣ по совершеніи распятія, поверхъ главы Его; на дщицѣ этой начертана была на трехъ языкахъ — еврейскомъ, греческомъ и римскомъ, вмѣсто означенія вины, такая надпись: Іисусъ Назорянинъ, Царь Іудейскій.

Когда было все приготовлено къ распятію, распинатели взяли Іисуса изъ темницы, возвели на самую вершину Голгоѳы и посадили недалеко отъ ямы, приготовленной для водруженія креста, на камнѣ: сняли съ главы Его терновый вѣнецъ и всего обнажили Его — окровавленнаго. Потомъ надѣли опять вѣнецъ, взяли Іисуса, положили на крестъ и пригвоздили къ нему руки и ноги Его, /с. 675/ — распяли Его. Надобно было поднять крестъ. Гвоздинныя язвы должны теперь расширяться болѣе и болѣе съ жгучею нестерпимою болью; кровь первоначально должна течь струями, доколѣ не истощится наконецъ капля по каплѣ, и едва ли не самое лютое и невыразимое страданіе у распятаго было первое опущеніе его съ крестомъ въ назначенную для него яму. Такъ кресть вознесъ на себѣ Искупителя міра и поставилъ Его между небомъ и землею. Самый адъ съ ужасомъ почувствовалъ ударъ креста, вонзившагося въ утесъ Голгоѳскій. Но Богочеловѣкъ и въ эти предсмертныя минуты молился о распинателяхъ своихъ. Отче, отпусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. 23, 24). Одинъ изъ распятыхъ вмѣстѣ съ Іисусомъ разбойниковъ, услышавъ такую молитву Господа, сказалъ Ему: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ (Лук. 23, 42). Аминь глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи, отвѣчаетъ ему Іисусъ. Въ 6-мъ, по нашему въ 12-мъ, часу дня, наступила тьма — чудесная, сверхъестественная. Распространился всеобщій ужасъ. Вся тварь измѣняшеся страхомъ. Подъ этимъ то таинственнымъ мракомъ, среди глубокой тишины, для Господа наступали теперь, провидѣнныя нѣкогда пророками, минуты самыхъ лютыхъ и невыразимыхъ скорбей и страданій. Отдавши Матерь Свою Іоанну и Іоанна — Матери, Господь Самъ остался сирымъ и одинокимъ въ цѣломъ мірѣ, безъ всякой помощи человѣческой, и безъ надежды на какое либо земное утѣшеніе. Оставленъ и Отцемъ Своимъ небеснымъ, Невиннѣйшій и Святый святыхъ страдалъ за все человѣчество, дабы искупить это человѣчество отъ осужденія его на мученія вѣчныя, безконечныя. О девятомъ же часѣ возопи Іисусъ гласомъ веліимъ, глаголя: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ (Мѳ. 27, 26).

Наконецъ, къ этимъ скорбямъ и мученіямъ, присоединилось новое для Господа страданіе, это — жажда, боль отъ ранъ, круженіе въ головѣ, тоска въ сердцѣ, пламень во всей внутренности усилились до высочайшей степени; свѣтильникъ жизни Его началъ уже погасать, и Онъ готовился положить душу Свою за людей всего міра: въ сіи-то предсмертныя страданія онъ потребовалъ отъ человѣка, и какъ бы отъ цѣлаго человѣчества, одной милости, послѣдней помощи. Дайте Мнѣ пить: жажду, воскликнулъ Онъ.

Безсмертный вступалъ въ борьбу съ смертію. Уже послѣднія капли крови орошали землю. Дѣло искупленія уже кончено. Наступилъ и часъ Господень. Онъ умиралъ; послѣ знаменательнѣйшаго возглашенія: совершишася, Онъ поднялъ главу Свою, вѣнчанную терніемъ, угасающій взоръ Свой устремилъ къ небу, возо/с. 676/пилъ веліимъ гласомъ: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой (Лук. 23, 46), и склонивъ главу, предаде духъ (Іоан. 19, 30). Совершишася, — т. е. исполнено все, что надлежало совершить для спасенія нашего. Вся вселенная услышала гласъ сей, и узнала своего Владыку и Господа. Въ одно мгновеніе со смертію Его произошелъ трусъ. Земля потряслась; камни распались; утесъ Голгоѳскій раскололся; завѣса въ храмѣ Іерусалимскомъ разодралась пополамъ. Волненіе достигло высшей степени, когда во многихъ мѣстахъ около Іерусалима отверзлись гробы и вышедшіе изъ нихъ мертвецы начали показываться тамъ и здѣсь. Все исполнено было онѣмѣнія и ужаса.

Такъ крестъ, какъ орудіе, послужилъ къ совершенію нашего спасенія. Онъ былъ на Голгоѳѣ, какъ жертвенникъ, на которомъ принесена жертва искупленія нашего. И вотъ онъ нынѣ предлагается нашимъ взорамъ, чтобы напомнить намъ о тѣхъ ужасныхъ страданіяхъ и крестной смерти, которыя Господь нашъ претерпѣлъ нашего ради спасенія, и тѣмъ возбудилъ насъ къ надлежащему провожденію спасительнаго времени поста и покаянія. (Христ. Чтен., 1888 г., мартъ-апрѣль, стр. 241).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 673-676.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.