Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 4-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
213. О средствахъ пріобрѣсти и сохранить спасительную вѣру.

Нѣкто изъ народа, окружавшаго Іисуса Христа, пришелъ къ Нему и привелъ съ собою сына своего, мучимаго злымъ духомъ нѣмоты и глухоты — съ намѣреніемъ получить избавленіе страждущему.

Но онъ пришелъ съ сердцемъ невѣрнымъ, жаловался Спасителю на учениковъ Его, что они не могли изгнать бѣса изъ его сына, какъ повѣствуетъ нынѣ чтенное Евангеліе. Учителю, говорилъ онъ, приведохъ сына къ Тебѣ, имущаго духа нѣма: и рѣхъ ученикомъ Твоимъ да изженутъ его, и не возмогоша. Спаситель, при всей Своей божественной кротости, обнаружилъ Свой гнѣвъ на таковое невѣріе: о роде невѣренъ, доколѣ въ васъ буду, доколѣ терплю васъ? но, сжалившись надъ страждущимъ сыномъ несчастнаго отца, повелѣлъ привести его къ Себѣ: и приведоша его къ Нему. И видѣвъ Его, абіе духъ стрясе его и падъ на землю валяшеся пѣны теща. Духъ злобы, приблизившись ко Іисусу, паденіемъ своимъ на землю невольнымъ образомъ показалъ свою Ему покорность. Но отецъ страждущаго, и послѣ этого, къ Самому Господу силъ приступилъ не съ молитвою вѣры въ Его всемогущество, но /с. 677/ съ духомъ колеблемымъ невѣріемъ: аще что можеши, говорилъ онъ Всемогущему, помози намъ, милосердовавъ о насъ. Милосердый и Всемогущій Спаситель для исцѣленія страясдущаго отрока нашелъ необходимымъ исцѣлить прежде отца его отъ недуга невѣрія: еже аще что можеши вѣровати, сказалъ ему Іисусъ, вся возможна вѣрующему. И когда невѣрующій прежде отецъ возопилъ со слезами: вѣрую, Господи, помози моему невѣрію: тогда Господь Всемогущій, словомъ Своимъ, тотчасъ изгналъ изъ отрока духа нѣмого и глухого.

Видите, братія, что невѣріе этого человѣка самой божественной силѣ Господа, которой ничто противиться не можетъ, препятствовало воздѣйствовать надъ исцѣленіемъ его сына; а коль скоро началась въ сердцѣ его вѣра, тогда вдругъ исцѣленіе послѣдовало. Что прежде невозможно было по невѣрію, то по вѣрѣ сдѣлалось весьма легко и весьма скоро. Такъ вѣрѣ нашей Господь сообщаетъ Свою божественную силу, и вѣрующему дѣлается все возможно. Спаситель Христосъ такъ рѣшительно увѣряетъ насъ въ этой великой истинѣ, что развѣ только развращенный невѣръ можетъ въ томъ усумниться. Когда ученики вопросили Его наединѣ: Почто мы не возмогохомъ изгнати изъ отрока духа нѣмаго? Іисусъ отвѣтствовалъ имъ: за невѣрствіе ваше. Аминь бо глаголю вамъ: аще имате вѣру, яко зерно горушно, — речете горѣ сей: прейди отсюда тамо, и прейдетъ, и ничтоже невозможно будетъ вамъ (Ме. 17, 20).

Эту то спасительную и побѣдоносную вѣру надлежитъ намъ, братія, стяжать и хранить, какъ нѣкое драгоцѣннѣйшее наше сокровище.

А чтобъ стяжать таковую вѣру, надобно, во-первыхъ — вѣрить слову Божію, въ евангеліи намъ преданному, въ простотѣ и искренности сердца, — вѣрить всему съ дѣтскимъ и младенческимъ сердцемъ, что говоритъ Богъ. То не есть вѣра, когда мы пріемлемъ только то, что разумъ нашъ постигаетъ, — а то отвергаемъ, чего не постигаемъ. Это значитъ безсмысленно хотѣть малою и ничтожною мѣрою своего растлѣннаго грѣхомъ разума измѣрить неизмѣримую Божію премудрость.

Когда говоритъ Богъ, то не есть ли непростительная дерзость твари противорѣчить Господу? Поэтому то Христосъ Спаситель говоритъ: аще не обратитеся и будете яко дѣти, не внидите въ царствіе небесное (Мѳ. 18, 3), надобно смирить умъ и покорить его въ послушаніе слову Божію, чтобы небесный свѣтъ вѣры озарилъ омраченную грѣхами душу нашу; — иначе останемся въ собственной своей тьмѣ, хотя бы мы пріобрѣли всю мудрость зем/с. 678/ную, — подобно какъ непокорное и упрямое дитя остается навсегда, при своемъ невѣжествѣ, ежели не станетъ вѣрить и слушать ни родителей, ни наставниковъ своихъ.

Для изгнанія изъ души нашей всякаго мрака сомнѣнія и невѣрія, мы должны всегда, когда почувствуемъ въ себѣ противорѣчіе какому нибудь догмату вѣры, вопіять ко Господу: вѣрую, Господи, слову Твоему, помози моему невѣрію. — И Господь, видя искренность нашу, пошлетъ намъ новый свѣтъ вѣры, поведетъ насъ отъ свѣта къ свѣту, доколѣ Самъ пріидетъ и содѣлается свѣтомъ души нашей.

Во-вторыхъ, — надобно съ вѣрою соединять любовь ко Господу, и вѣру свою показывать самымъ дѣломъ, тщательнымъ исполненіемъ заповѣдей евангелія и твореніемъ добрыхъ дѣлъ; — ибо вѣра безъ дѣлъ мертва есть: и бѣсы вѣруютъ и трепещутъ (Іак. 2, 19), говоритъ Писаніе: но поелику не имѣютъ любви къ Богу, то и остаются во тьмѣ.

Въ дѣлѣ спасенія нашего Господь такъ устроилъ, что всегда сообщаетъ свѣтъ Свой вѣрующимъ, по мѣрѣ преуспѣянія ихъ во всякомъ благочестіи и добродѣтели; ибо храненіемъ заповѣдей Господнихъ очищается сердце вѣрующаго отъ сквернъ грѣховныхъ, и дѣлается способнымъ къ принятію свѣта истины: блажени чистіи сердцемъ, говоритъ Спаситель, яко тіи Бога узрятъ (Мѳ. 5, 8). Безъ этой чистоты сердца, самое ученіе и многовѣдѣніе въ догматахъ вѣры останется безполезнымъ. Поэтому то въ исторіи Церкви находимъ мы весьма многихъ святыхъ, которые были не книжны и проводили жизнь свою въ пустынѣ и уединеніи, но такъ какъ очистили свои души богоугодными трудами, молитвами и постомъ, то сообщили Церкви самыя глубокія и спасительныя истины и правила духовной христіанской жизни.

Для достиженія этой чистоты сердца надлежитъ намъ, братія, не тѣ только заповѣди евангелія исполнять, которыя находимъ для себя очень легкими, — но всѣ безъ исключенія, хотя бы онѣ для слабаго и растлѣннаго естества нашего казались трудными и невозможными. Въ такомъ случаѣ мы должны вопіять ко Господу, вопреки льстивому шептанію самолюбія нашего: вѣрую, Господи, помози моему невѣрію! я не нахожу въ самомъ себѣ силъ исполнить свято всѣ заповѣди Твои; но вѣрую, что всемогущая сила Твоя, Господи, въ немощахъ совершается. — И Господь, всегда вѣрный въ обѣщаніяхъ своихъ, видя таковую вѣру нашу и усердное желаніе хранить заповѣди Его, вѣрно, облечетъ слабость нашу Своею божественною силою, съ которою невозможное прежде содѣлается для насъ не только возможнымъ, но и легкимъ. Не Онъ /с. 679/ ли, Спаситель нашъ, всемогущимъ и милосердымъ гласомъ Своимъ приглашаетъ всѣхъ грѣшниковъ, и слабыхъ и немощныхъ, дабы облечь ихъ Своею силою: — пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы: возмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Мѳ. 11, 28-30).

Наконецъ, должно имѣть вѣру и любовь ко Господу твердую и постоянную, — не колеблющуюся ни бѣдами, ни несчастіями, ни болѣзнями, ни соблазнами міра, ни гоненіями враговъ вѣры.

Вѣрить Господу и любить Его только во время счастія, это — не Господа, а себя любить. — Таковыхъ вѣра подобна сѣмени, падшему на каменистую землю: оно восходитъ, — но при первомъ солнечномъ зноѣ засыхаетъ, и не приноситъ плода. Истинная вѣра и укореняется и возрастаетъ терпѣніемъ; ибо претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ, по слову Спасителя. Истинно вѣрующій, со дня на день преуспѣвая въ любви ко Господу, долженъ всегда отъ сердца говорить съ апостоломъ: кто ны разлучитъ отъ любве Божія? Скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ! Извѣстихся бо яко ни смерть, ни животъ, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 8, 35-39).

Да дастъ и намъ, братія, милосердый Отецъ небесный эту вѣру и эту любовь святыхъ! Ежели мы истинно вѣруемъ и съ молитвою вѣры просимъ то Онъ несомнѣнно подастъ намъ это сокровище душъ нашихъ: Иже убо Своего Сына не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его: како убо не и съ Нимъ вся намъ дарствуетъ? (Рим. 8, 32). Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ кн. «Бесѣды», говоренныя Филаретомъ, митр. кіевск. и галицк., Кіевъ, 1863 г., т. 3-й, стр. 55).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 676-679.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.