Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 4-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
215. Какой постъ и какая молитва могутъ быть для насъ спасительны?

Нынѣшнее Евангеліе повѣствуетъ намъ объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ бѣсноватаго, т. е. такого человѣка, въ которомъ жилъ діаволъ и которому причинялъ не мало бѣдъ и напастей. Отецъ бѣсноватаго говорилъ Іисусу Христу, что духъ, т. е. живущій въ отрокѣ діаволъ, часто повергаетъ его и въ воду, чтобы утопить, и въ огонь, чтобы сгорѣть ему, и ломаетъ его и доводитъ его до того, что бѣсноватый дѣлается какъ бы мертвымъ. Этотъ бѣсноватый прежде былъ приведенъ для исцѣленія къ ученикамъ Іисуса Христа, но ученики не могли выгнать изъ него бѣса; когда же онъ приведенъ былъ къ Іисусу Христу, то Господь исцѣлилъ отрока и выгналъ изъ него діавола. Ученики, послѣ этого, спрашивали Іисуса Христа: почему они не могли изгнать бѣса? Господь отвѣтилъ имъ, что этотъ родъ, т. е. діавола, ничѣмъ не можно выгнать, кромѣ молитвы и поста. Слышите, братія, что только постомъ и молитвою можно прогонять отъ себя діавола; только постомъ и молитвою можно препобѣждать въ себѣ и страсти грѣховныя, худые и злые помыслы, нерѣдко возникающіе въ насъ отъ діавола. Какой же постъ и какая молитва могутъ быть спасительны для насъ?

Постъ у насъ полагается въ томъ, чтобы не вкушать скоромной пищи, а вмѣсто нея употреблять постную и притомъ немного и не часто. Но это еще не все. Истинный постъ состоитъ не въ томъ только, чтобы немного и не часто вкушать постную пищу. Мы состоимъ изъ тѣла и души, поэтому и постъ у насъ долженъ быть, какъ тѣлесный, такъ и духовный.

«Постящеся тѣлеснѣ постимся и духовнѣ», — заповѣдуетъ намъ св. Церковь. И насколько душа важнѣе и дороже тѣла, настолько и постъ духовный важнѣе и пріятнѣе Богу. Что же это за постъ духовный? Это объясняетъ намъ также св. Церковь; она говоритъ: «злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отчужденіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія оскудѣнія», т. е. удаленіе или воздержаніе отъ всего худого и грѣховнаго и занятіе добрыми дѣлами — вотъ въ чемъ состоитъ духовный постъ.

Къ сожалѣнію, соблюдая тѣлесный постъ, мы нерѣдко не соблюдаемъ поста духовнаго. Но посудите сами: одинъ тѣлесный постъ безъ духовнаго можетъ ли быть Богу угоднымъ и намъ полезнымъ? Въ самомъ дѣлѣ, если мы однажды въ день и даже по захожденіи солнца вкушаемъ постную пищу, но въ то же время не бережемъ себя отъ грѣховъ, сердимся, бранимся, обижаемъ ближ/с. 682/няго и проч., то, очевидно, нашъ постъ тѣлесный не можетъ принести намъ пользы и послужить къ нашему спасенію оружіемъ для прогнанія діавола.

Итакъ, чтобы постъ былъ спасителенъ для насъ — пріятенъ Богу и убійственъ діаволу, для этого непремѣнно надобно поститься и тѣломъ и душой, т. е. при умѣренномъ употребленіи постной пищи быть кроткими, не гнѣваться, не браниться ни съ кѣмъ, менѣе говорить, а особенно беречься отъ скверныхъ словъ, со всѣми быть въ мирѣ, — никого не обижать, чаще воспоминать о своихъ грѣхахъ, жалѣть о нихъ, каяться въ нихъ на исповѣди.

Кромѣ поста, Господь Іисусъ Христосъ указалъ и на молитву, какъ на оружіе къ прогнанію діавола. Молитва же, какъ постъ, бываетъ двоякая: тѣлесная и духовная. Одна внѣшняя — тѣлесная молитва, безъ внутренней, какъ и одинъ постъ тѣлесный безъ духовнаго, не спасительна для насъ и не пріятна Богу. Такъ, когда мы языкомъ и устами призываемъ имя Божіе, рукой изображаемъ на себѣ крестное знаменіе, тѣломъ кладемъ поклоны, а умомъ думаемъ о другомъ, а не о Богѣ и молитвѣ, тогда мы молимся только тѣломъ. О такой молитвѣ — тѣлесной Господь сказалъ: «приближаются ко Мнѣ людіе сіи усты своими и устнами чтутъ Мя, сердце же ихъ далеко отстоитъ отъ Меня, а потому напрасно они чтутъ Меня». Что сказали бы мы сами, если бы кто пришелъ къ намъ просить насъ о чемъ нибудь, да и сталъ бы говорить съ нами отворотясь? Исполнили ли бы мы его просьбу? Очевидно, нѣтъ. Какъ же Господь можетъ услышать нашу молитву, когда, молясь тѣломъ Вму, въ душѣ то и не думаемъ о Немъ?

Поэтому, возлюбленные, чтобъ молитва наша была Богу угодною, мы должны не только устами произосить имя Бога, рукою изображать на себѣ крестное знаменіе и дѣлать поклоны, но въ то же время — умомъ и сердцемъ возноситься къ Богу, — думать только о Богѣ, а не о чемъ-либо постороннемъ. Тогда молитва наша какъ истинная и Богу угодная, будетъ страшна для врага нашего спасенія — діавола; тогда молитва наша поможетъ намъ преодолѣть и свои грѣховные навыки.

Будемъ же, братія, и поститься богоугодно, что будетъ тогда, когда мы съ постомъ тѣлеснымъ будемъ соединять постъ духовный, и молиться богоугодно, т. е. не словами только, но и умомъ и сердцемъ. (Сост. по «Рук. для сельск. паст.», за 1896 г., мартъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 681-682.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.