Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 5-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
219. Объ оскудѣніи вѣры въ нашемъ поколѣніи.

Когда мы проникаемъ мыслію къ свитку жизни, на которомъ пишутся помыслы и дѣянія живущаго поколѣнія, насъ — и не однихъ насъ — поражаетъ одинъ грѣхъ, крупными буквами начертанный на немъ, — грѣхъ, влекущій за собою множество другихъ грѣховъ. Мы разумѣемъ оскудѣніе вѣры, такъ замѣтное въ нашемъ поколѣніи. На этомъ печальномъ явленіи мы и думаемъ остановить ваше вниманіе.

Вѣра есть корень, поддерживающій нашу духовную жизнь и доставляющій питательные соки нашей духовной природѣ, — та чистая и святая вѣра, насадить и утвердить которую на нивѣ сердецъ нашихъ приходилъ на землю Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Въ Своемъ евангельскомъ ученіи Онъ постоянно внушаетъ намъ, что вѣра — начало высшей жизни, съ которымъ мы все пріобрѣтаемъ и съ утратою котораго все теряемъ. Слушаяй словесе Моего (говоритъ Онъ) и вѣруяй пославшему Мя, имать животъ вѣчный (Іоан. 5, 24); вѣруяй въ Мя не имать вжаждатися никогда же (Іоан. 6, 25). Призываемые нынѣ Церковію чистосердечно повѣдать предъ Всевѣдущимъ свои дѣла и помышленія, можемъ ли мы предъ лицемъ неба и земли открыто исповѣдать, что въ насъ цѣлъ этотъ корень духовной нравственной жизни, что мы хранимъ святую богопреданную вѣру и въ своей дѣятельности повинуемся ея внушеніямъ?

Мы не скажемъ, что нѣтъ вѣры въ насъ и въ нашемъ поколѣніи. Нѣтъ, она есть въ насъ, по крайней мѣрѣ, еще въ значительномъ большинствѣ нашего поколѣнія. Но эта вѣра не служитъ для /с. 694/ насъ источникомъ, изъ котораго ключемъ бьетъ и развивается живая и освѣжающая вода. Эта вѣра, если не мертвая, то вялая и сухая. Мы вѣруемъ въ Бога, учили и помнимъ тѣ завѣты, въ какихъ Церковь заключила святое исповѣданіе вѣры, но живемъ... живемъ большею частію такъ, какъ будто эти завѣты не касались нашего слуха. Иныя, чуждыя Церкви, вѣянія вторгаются въ кругъ жизни нашей и подчиняютъ себѣ нашу волю, а нерѣдко и самую мысль. Уяснимъ примѣромъ наше слово. Всѣ мы знаемъ, что въ Церкви существуютъ посты, пріуроченные къ опредѣленнымъ временамъ года и днямъ недѣли, что это учрежденіе святое и древнее, идущее отъ временъ апостольскихъ, что эти посты учреждены для нашей пользы, облегчая намъ путь спасенія. Но соблюдаемъ ли мы, какъ слѣдуетъ, святую заповѣдь о постахъ? Наши предки дорожили этимъ спасительнымъ учрежденіемъ и боялись оскорбить и Церковь и Бога прямымъ нарушеніемъ его. Въ не такъ далекія времена дерзали попирать уставы Церкви о постахъ только люди, получившіе воспитаніе внѣ ограды Церкви Православной и привыкшіе жить по началамъ, чуждымъ нашей вѣрѣ и родинѣ. Но мало-по-малу ихъ заразительный примѣръ увлекъ въ этомъ отношеніи, на путь противленія Церкви, людей и среднихъ, и низшихъ слоевъ. И нынѣ много ли такихъ семей, гдѣ бы свято соблюдались всѣ посты церковные? Много ли такихъ людей, которые бы не дозволяли себѣ нарушенія древнихъ уставовъ Церкви? И, что хуже всего, попирая ногами святую заповѣдь о постахъ, мы нисколько не безпокоимся объ этомъ, не думаемъ, что этимъ оскорбляемъ святую Церковь, матерински пекущуюся о насъ, и не ставимъ этого въ грѣхъ себѣ. По долгу благочестія мы идемъ въ нарочитые, чествуемые Церковію, дни въ храмъ Божій на молитву. Но малѣйшее искушеніе, — вмѣстѣ съ зовомъ Церкви встрѣчается другой зовъ, положимъ, въ мѣста увеселеній, или къ доброму сосѣду — и забытъ нами голосъ долга вѣры, и мы не думаемъ о борьбѣ съ вліяніями, отвлекающими насъ отъ исполненія долга благочестія, и охотно идемъ служить духу міра, враждебному Церкви. Наши отцы и дѣды канунъ великихъ праздниковъ посвящали молитвѣ и проводили въ скромной тишинѣ семейнаго дома, боясь преданностію суетѣ мірской нарушить святость дня Божія и оскорбить матерь свою — Церковь, пекущуюся о нашемъ спасеніи. А нынѣ много ли изъ насъ такихъ, которые готовы противодѣйствовать обычаямъ свѣта, такъ мало согласнымъ съ духомъ Церкви? Не больше ли такихъ, которые безъ всякаго стѣсненія совѣсти готовы пренебречь долгомъ благочестія и, оставивъ Церковь, послѣдовать зову міра, чтобы принять участіе въ какой-либо забавѣ и потратить /с. 695/ на нее не вечеръ только, но и большую часть ночи? Подобныхъ примѣровъ много можно привести изъ современной намъ и окружающей насъ жизни.

Скажутъ, что это частности и мелочи, которымъ не слѣдуетъ придавать слишкомъ большого значенія. Но изъ такихъ частностей слагается вся жизнь наша, и если святы начала жизни, которыми мы руководимся, святъ духъ, который управляетъ нашею дѣятельностію, то не могли бы имѣть мѣста среди насъ и частныя явленія, прямо противныя уставамъ Церкви. И можно ли назвать мелочами, не имѣющими значенія, такія явленія, въ которыхъ видно пренебреженіе къ Церкви, и которыя обнаруживаютъ наше подчиненіе нехристіанскому духу, — особенно, когда эти явленія случаются не разъ, не два, а повторяются ежедневно и входятъ въ обиходъ жизни, узаконяемый обычаемъ? Такія явленія служатъ явнымъ показателемъ ослабленія въ насъ чувства вѣры и благочестія; они свидѣтельствуютъ о томъ, что въ насъ и въ нашемъ обществѣ перестала дѣйствовать съ надлежащею бодростію и свѣжестію та сила вѣры, которая служитъ корнемъ доброй нравственной жизни, и что предъ очами Божіими и предъ очами Церкви мы являемся больными, капризными или забывшимися дѣтьми.

Христіанская совѣсть тѣмъ сильнѣе должна безпокоить насъ, что между нами все болѣе и болѣе является людей, вовсе утерявшихъ благо вѣры, и только по одному имени и по рожденію въ христіанской семьѣ принадлежащихъ Церкви. Тлѣнію вмѣсто Бога поклоняются глаголющіеся быти мудрыми, и родства себѣ ищутъ не на небѣ между высшими твореніями Божіими, а между гадами земными и между низшими животными, преклоненными долу и живущими однимъ настоящимъ. Отъ ихъ ума далека и имъ непостижима и истина паденія нашего, неизгладимыми письменами начертанная на всемъ лицѣ земли и на всѣхъ входахъ и исходахъ нашихъ, и тайна искупленія — предметъ неискоренимыхъ чаяній всѣхъ вѣковъ и народовъ.

Почему такія явленія, какъ ослабленіе духа благочестія и умноженіе невѣрія въ обществѣ, останавливаютъ на себѣ вниманіе наше и заставляютъ говорить о себѣ? Потому, что служатъ зловѣщими признаками, способными возбудить тяжелыя опасенія касательно благопріятнаго теченія будущей жизни. Во всѣ времена и у всѣхъ народовъ, жизнь достигала высшей степени своего развитія и благосостоянія тогда, когда у нихъ оставались неприкосновенными хранилища вѣры, и когда умы и сердца съ благоговѣйною преданностію обращены были къ Богу, Верховному Управителю жизни. Но какъ скоро въ среду народную вторгался разлагаю/с. 696/щій духъ сомнѣнія и отрицанія, какъ скоро терялось уваженіе къ священному закону божественному, — тотчасъ же начиналось шатаніе и паденіе жизни, не нравственной только, но и общественно-гражданской. Въ обществахъ и государствахъ открывалось то же самое, что замѣчается въ ветшающемъ зданіи, когда подгниваютъ и колеблются его устои. Съ особенною поразительностію истину этого представляютъ для насъ бытописанія народа Божія. Страницы ихъ, начертанныя боговдохновенною рукою, всюду указываютъ оправданіе этого непреложнаго закона. Израиль одерживалъ побѣды надъ врагами, получалъ обильное благословеніе и въ плодахъ воздѣлываемой имъ земли, и въ стадахъ скота своего, богатѣлъ и укрѣплялся внутри, когда вѣренъ былъ Богу и Его завѣту. Но лишь только онъ уклонялся отъ единаго истиннаго Бога и позволялъ себѣ отступать отъ повелѣній Божіихъ, начертанныхъ въ законѣ, — его преслѣдовала клятва Божія: онъ являлся безсильнымъ въ борьбѣ съ врагами, терпѣлъ униженіе и опустошеніе своей страны; небо надъ главою его было мѣдяно, и земля подъ ногами его превращалась въ камень, и въ концѣ концовъ онъ подпадалъ тяжкому плѣну и рабству. Что видимъ мы въ царствахъ и народахъ, то-же самое повторяется и въ болѣе тѣсныхъ кругахъ. Представьте семейную жизнь. Когда въ семействахъ живутъ по закону Божію, тогда царитъ въ нихъ миръ, согласіе и любовь; тогда въ нихъ крѣпки освященныя Церковію семейныя узы; на всемъ замѣтно благословеніе Божіе и вездѣ видно преуспѣяніе. Если и испытаніе постигнетъ богобоязненную семью, члены, ее составляющіе, въ вѣрѣ и преданности Промыслу Божію найдутъ себѣ утѣшеніе и успокоеніе. Но гдѣ, въ какихъ домахъ, слабѣютъ и совсѣмъ порываются семейныя узы? Гдѣ мужъ и жена не хотятъ считать себя связанными неразрывнымъ союзомъ отъ Бога? Гдѣ дѣти выходятъ изъ повиновенія своимъ родителямъ? Гдѣ разстройство въ дѣлахъ и отсутствіе добраго порядка въ жизни? Не въ тѣхъ ли домахъ, въ которыхъ законъ Божій пересталъ заправлять умами и волею людей?

Посмотрите, какова была жизнь тѣхъ, которые не заботились имѣть Бога въ разумѣ и не носили въ душѣ страха Божія, насаждаемаго вѣрою, хотя имѣли дѣло законное, написанное въ сердцахъ своихъ. Богъ предалъ ихъ постыднымъ страстямъ, по изображенію святаго апостола Павла, и они, руководствуемые неискуснымъ или превратнымъ умомъ, стали творить неподобная и явили собою людей, исполненыхъ всякія неправды, блуженія, лукавства, лихоиманія, злобы, исполненыхъ зависти, убійства, рвенія, льсти, злонравія и т. д. (Рим. 1, 29). И нынѣ что встрѣчаете вы /с. 697/ въ тѣхъ кругахъ, откуда изгнанъ страхъ Божій? Ужели безупречную нравственность? Нѣтъ, тамъ вмѣсто чистоты цѣломудрія — грязный развратъ, вмѣсто дѣлъ любви и милосердія — хищенія и частнаго, и общественнаго достоянія, извѣстіями о которыхъ не перестаютъ наполняться лѣтописи дней нашихъ, вмѣсто повиновенія властямъ и почтенія къ старшимъ — духъ непокорства и противленія, вмѣсто подвиговъ самоотверженія — стремленіе къ угожденію своимъ страстямъ, не знающее никакихъ предѣловъ. Правда, паденія вездѣ бываютъ, гдѣ дѣйствуетъ слабый человѣкъ: отъ нихъ не спасаетъ и среда, преданная вѣрѣ. Но тамъ, гдѣ вѣруютъ въ Бога и чтутъ законъ Его, тамъ грѣхъ считаютъ грѣхомъ, и потому, когда по слабости воли, впадаетъ человѣкъ и при вѣрѣ въ какой либо грѣхъ, онъ мучится сознаніемъ своего преступленія и старается освободиться отъ тяжести грѣха и загладить его покаяніемъ. А у людей безъ вѣры и страха Божія утеряно сознаніе грѣховности того или другого преступнаго дѣянія. Потому, валяясь въ тинѣ грѣховной, они не думаютъ освободиться отъ нея и свой грязный видъ перемѣнить на видъ чистый и достойный человѣка-христіанина.

Отчего, вообще, невѣры не хотятъ принимать во вниманіе ни голоса Церкви, ни свидѣтельства Откровенія, ни другихъ доказательствъ божественности ученія Хрпстова? Оттого, что невѣріе освобождаетъ ихъ отъ узды, сдерживающей ихъ своеволіе, какую налагаетъ на насъ законъ Божій. Имъ дорого ихъ заблужденіе: при немъ они не знаютъ ни постовъ, ни молитвенныхъ бдѣній, при немъ не напрягаютъ своихъ душевныхъ силъ для борьбы съ своими страстями и живутъ беззаботно въ похотяхъ сердецъ своихъ, не думая ни о какихъ обязанностяхъ, налагаемыхъ на насъ званіемъ христіанина, не думая объ отвѣтственности, лежащей на человѣкѣ, и судѣ, его ожидающемъ. Отчего отпавшій отъ Церкви сектантъ упорствуетъ въ своемъ отступничествѣ? Оттого, что держась своего заблужденія, онъ чувствуетъ себя свободнымъ отъ многихъ не легкихъ обязательствъ, лежащихъ на членахъ Церкви: оттого, что при немъ онъ не знаетъ тѣхъ ограниченій, какимъ Церковь подчиняетъ нашу волю, направляя ее на путь спасенія; отъ того, что въ своемъ самовольномъ обществѣ онъ самъ себѣ господинъ, тогда какъ, живя въ Церкви, онъ долженъ подчиняться ея уставамъ и быть въ повиновеніи. Когда вѣра зоветъ къ самоотреченію, къ подвигу, а заблужденіе потворствуетъ страстямъ нашимъ, тогда наша плоть всею силою возстаетъ противъ непріятныхъ ей глаголовъ Божіихъ, и покорствуя ей, человѣкъ не станеть слушать ихъ, какъ бы ясно и громко ни раздавались они предъ /с. 698/ нимъ, а останется самодовольный въ той тинѣ, въ которой погрязъ.

Вѣра, повидимому, такое легкое дѣло: стоитъ только воспринять сердцемъ, что открылъ намъ Господь и возвѣщаетъ Церковь. А между тѣмъ какъ многимъ не дается это легкое дѣло! А между тѣмъ Церковь заботливо заповѣдуетъ намъ хранить и беречь вѣру, какъ зѣницу ока, внушая тѣмъ, что весьма легко утерять ее. А между тѣмъ вѣра — главное условіе нашего спасенія, и стоитъ въ числѣ первыхъ добродѣтелей, для снисканія которыхъ человѣкъ приглашается приложить усиленный трудъ свой. Необходимы въ человѣкѣ добрыя расположенія, нужна чистая душа для воспріятія и храненія такого дара Божія, какова вѣра. Необходима готовность къ самоотреченію и отверженію тѣхъ выгодъ и послабленій, какія сулитъ нашей плоти безвѣріе. Необходимо напряженіе душевныхъ силъ, такъ какъ вѣра зоветъ къ подвигу, къ особенной бдительности надъ собою, къ борьбѣ со страстями, къ неослабному стремленію къ добродѣтели. Потому вѣра не разрастается, не цвѣтетъ, а скорѣе вянетъ и сохнетъ на нивѣ сердецъ нашихъ. Мы всѣ причисляемъ себя къ сонму вѣрующихъ. Возблагодаримъ Бога, если въ насъ цѣлъ и невредимъ этотъ даръ Духа, называемый вѣрою. Но будемъ помнить, что, по указанію Господа, злыя дѣла изгоняютъ вѣру изъ сердецъ нашихъ, а вмѣстѣ съ вѣрою мы лишаемся всего, что необходимо намъ для нашего спасенія. Иже не иметъ вѣры, говоритъ Господь, осужденъ будетъ (Марк. 16, 16). Для того, чтобы хранить вѣру, недостаточно носить имя христіанина. Въ послѣднія времена проповѣстся евангеліе царствія по всей вселеннѣй во свидѣтельство всѣмъ языкамъ (Мѳ. 24, 14), а между тѣмъ послѣдуетъ такое оскудѣніе вѣры въ людяхъ, что Сынъ человѣческій пришедъ обрящетъ ли вѣру на земи? (Лук. 18, 8). Аминь. (Слово профессора В. Ѳ. Пѣвницкаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 693-698.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.