Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 6-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
221. О чемъ плакалъ Господь при входѣ въ Іерусалимъ?

Торжественъ былъ послѣдній входъ нашего Спасителя во Іерусалимъ. Онъ шествовалъ, какъ Царь, сообразно древнимъ пророчествамъ сидя на жребяти осли. Безчисленное множество народа, пришедшаго на праздникъ во святой градъ, услышавъ о приближеніи Іисуса, взяли ваіи отъ финикъ и вышли въ срѣтеніе Ему. И потомъ одни предшествовали Ему, другіе сопутствовали; одни въ восторгѣ снимали съ себя одежды и постилали предъ Нимъ, другіе рѣзали вѣтви отъ деревъ и бросали на Его пути, и всѣ, не только взрослые, но и самыя дѣти, взывали къ Нему: Осанна Сыну Давидову, благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ, осанна въ вышнихъ! (Мѳ. 21, 8 9). Не дивно ли послѣ этого замѣчаніе евангелиста, что Христосъ, когда приблизился къ Іерусалиму, то, увидѣвъ градъ, плакася о немъ? (Лук. 19, 41). Чтобы это значило? Очего, когда все вокругъ Спасителя радовалось, Онъ одинъ плакалъ? Ужели Ему не угодны были эти ликованія іудеевъ, это живое сочувствіе къ Нему, эта торжественная встрѣча?

Іудеи встрѣчали Его какъ своего Царя... Но они не разумѣли Его: ихъ понятія о Мессіи — Царѣ были превратныя, чувственныя. Іудеи думали, что Христосъ будетъ ихъ земнымъ царемъ — завоевателемъ, что когда Онъ сядетъ на престолѣ Давидовомъ, то прежде всего освободитъ ихъ отъ ига римлянъ, подъ которымъ они тогда находились, а затѣмъ побѣдитъ всѣ народы такъ что народъ Божій содѣлается властелиномъ вселенной. Сколько ни старался Господь во дни общественнаго проповѣданія Своего разсѣять этотъ пагубный предразсудокъ, но онъ оставался между іудеями. И съ такими же суетными надеждами они встрѣчали теперь Христа, какъ своего царя въ Іерусалимѣ. Этого не довольно: въ то время, какъ одни цѣлыми толпами встрѣчали Его съ радостію и привѣтствовали Его какъ своего царя, другіе, враги Его, книжники и старѣйшины іудейскіе, тайно негодовали и еще болѣе ослѣплялись завистію и ненавистію къ Нему, еще ревностнѣе заботились, какъ бы скорѣе погубить Его (Мѳ. 21, 15). И тутъ не все: Господь предвидѣлъ, что даже эти самыя ликующія толпы, оказывающія Ему теперь царскія почести, чрезъ нѣсколько дней совершенно оставятъ Его и перейдутъ на сторону Его враговъ, что тѣ самые, которые нынѣ взываютъ: осанна Сыну Давидову, Царю Израилеву, чрезъ нѣсколько дней будутъ вопіять: возми, возми, распни Его: не имамы царя токмо кесаря (Іоан. 19, 15).

/с. 703/ Но взоръ Господа простирался еще далѣе. Онъ предвидѣлъ, какъ враги іудейскаго народа, римляне, придутъ и обложатъ св. градъ Іерусалимъ со всѣхъ сторонъ своими несмѣтными полчищами, какъ разрушатъ его, избіютъ всѣхъ его чадъ и не оставятъ въ немъ камня на камнѣ. За что же? За то, что не уразумѣлъ нынѣ Іерусалимъ дня посѣщенія Господня, что іудеи не узнали своего истиннаго Мессіи и чрезъ нѣсколько дней предадутъ Его даже на смерть... (Лук. 19, 42-44) Вотъ почему Господь плакалъ нынѣ о св. градѣ посреди ликующихъ іудеевъ. Онъ видѣлъ не одно внѣшнее, а самыя мысли ихъ, видѣлъ не одно то, что совершалось вокругъ Него, а и все, что происходило тогда во Іерусалимѣ, видѣлъ не одно настоящее, но и будущее святого града.

И мы, братія, свѣтло празднуемъ нынѣ торжественный входъ нашего Спасителя въ Іерусалимъ. И мы встрѣчаемъ Его какъ Царя, съ ваіями въ рукахъ и, нося эти знаменія побѣды, вопіемъ Ему, яко побѣдителю смерти: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне! Что же, нѣтъ ли и въ нашемъ празднованіи чего-либо неугоднаго нашему Господу?

Наши понятія о Немъ, какъ о Царѣ, безъ сомнѣнія понятія истинныя. Мы вѣруемъ что Онъ есть Царь благодатнаго царства или Церкви, которую Онъ основалъ на землѣ. Мы знаемъ, что хотя Онъ входитъ нынѣ во Іерусалимъ для крестныхъ страданій, но что Онъ постраждетъ собственно для того, чтобы побѣдить нашихъ враговъ — смерть и адъ, чтобы примирить насъ съ Богомъ и стяжать намъ дары Святаго Духа, чтобы ниспослать Святаго Духа на Своихъ апостоловъ и чрезъ нихъ проповѣдать Евангеліе всей твари и создать въ мірѣ изъ всѣхъ людей не только изъ іудеевъ, но и изъ язычниковъ, одно благодатное царство, въ которомъ Онъ будетъ царствовать до скончанія вѣка. Но не повторяется ли и между нами нынѣ чего-нибудь подобнаго, что происходило въ Іерусалимѣ, когда входилъ въ него Христосъ? Нѣтъ ли между нами людей, которые, взирая на славу Христа Царя, на распространеніе и процвѣтаніе Его благодатнаго царства на землѣ, не только не содѣйствуютъ успѣхамъ св. вѣры, но даже противодѣйствуютъ ей, чѣмъ могутъ, и готовы были бы ее совершенно угасить? Есть между нами еретики и раскольники, раздирающіе Церковь и производящіе въ благодатномъ царствѣ Христовомъ мятежи и междоусобія, и погубляющіе тысячи слабыхъ душъ; есть беззаконники, противящіеся волѣ Божіей; есть сыны погибели, которые второе распнутъ Его духовно своимъ отпаденіемъ отъ вѣры или вообще своею безбожною не христіанскою жизнію; есть грѣшники нераскаянные, которые своимъ ожесточеніемъ уготовляютъ себѣ еще /с. 704/ худшую участь, нежели какая ожидала Іерусалимъ за неузнаніе имъ и распятіе Мессіи, — уготовляютъ себѣ вѣчныя муки.

Братія-христіане! Всѣ мы знаемъ, что Христосъ есть Царь благодатнаго царства или Церкви, всѣ имѣемъ счастіе и принадлежать къ этому царству. Будемъ же любить своего Царя и Господа, будемъ исполнять неуклонно Его святую волю и пользоваться всѣми средствами, какія подаетъ Онъ намъ для нашего спасенія. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Макарія, митр. моск.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 702-704.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.