Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 6-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
222. Слово въ шестую недѣлю св. Четыредесятницы.

И яко приближися, видѣвъ градъ, плакася о немъ (Лук. 19, 41).

Такъ замѣчаетъ евангелистъ о томъ душевномъ настроеніи, въ которомъ Господь Іисусъ Христосъ, торжественно срѣтаемый, входилъ въ Іерусалимъ.

Что же побуждало Господа проливать слезы объ Іерусалимѣ, когда самъ Іерусалимъ срѣталъ Его съ такимъ необычайнымъ торжествомъ? Неразуміе и нераскаянность его жителей были причиною этихъ слезъ. Несмотря на трехлѣтнюю проповѣдь Господа о царствіи Божіемъ, на безчисленныя знаменія и чудеса Имъ сотворенныя, на полное и совершенное событіе на Немъ всѣхъ древнихъ пророчествъ о Мессіи, народъ Іудейскій, за исключеніемъ немногихъ, послѣдовавшихъ за Господомъ, признавшихъ въ Немъ обѣтованнаго Искупителя міра, своего Владыку и Господа, предавшихся Ему всѣмъ сердцемъ и всею душею, — остался равнодушнымъ зрителемъ всего, что совершилось посреди его, не призналъ въ Іисусѣ своего Спасителя и Господа, не увѣровалъ въ Него всѣмъ сердцемъ своимъ, не предался Ему всей душою и за то долженъ былъ подвергнуться всѣмъ ужаснымъ послѣдствіямъ своего невѣрія и ожесточенія.

Чтобы предохранить народъ израильскій отъ сего бѣдствія, сдѣлано было все, что нужно и что можно. Для сего издревле многочастнѣ и многообразнѣ глаголалъ Богъ въ пророцѣхъ, предвозвѣстилъ весь путь спасенія, всѣ обстоятельства земной жизни Искупителя, чтобы по явленіи Своемъ на земли Онъ могъ быть узнанъ всѣми. Для сего посланъ былъ Іоаннъ Предтеча, чтобы приготовить народъ къ пришествію Спасителя покаяніемъ и крещеніемъ во Іорданѣ, чтобъ указать ему въ Іисусѣ Агнца Божія, вземлющаго грѣхи міра, чтобъ засвидѣтельствовать предъ всѣми, яко сей есть Сынъ Божій. Для сего Самъ Господь обходилъ всю Іудею и /с. 705/ Галилею съ благовѣстіемъ о наступленіи царства Божія, призывая всѣхъ къ покаянію и вѣрѣ во Евангеліе, многократно посѣщалъ и Іерусалимъ, возвѣщая всѣмъ, что Онъ посланъ отъ Отца, да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вѣчный, убѣждая свидѣтельствомъ дѣлъ Своихъ, что Онъ есть Сынъ Божій — путь, истина и животъ, и никто же пріидетъ ко Отцу, токмо Имъ, что для сего подобаетъ всѣмъ родитися свыше, безъ чего никто не можетъ видѣти царствія Божія, что невѣрующіе въ Него и непокаявшіеся осуждены будутъ въ погибель вѣчную. Для сего сотворилъ Господь безчисленное множество чудесъ, ихже инъ никто же сотвори и сотворить не можетъ, въ которыхъ яснѣе солнца являлось Его божественное всемогущество и власть, и, наконецъ, за нѣсколько дней предъ симъ, предъ самыми, такъ сказать, вратами Іерусалима, сотворилъ величайшее чудо, воззвавъ изъ гроба четверодневнаго мертвеца. И вотъ въ послѣдній разъ Онъ является Іерусалиму, чтобъ испытать окончательно, приметъ ли Его народъ Іудейскій, какъ обѣтованнаго Искупителя и Сына Божія, какъ предвозвѣщеннаго пророками Царя своего и Господа, или же не узнаетъ Его и отвергнетъ.

Повидимому и дщерь Сіонова возбудилась отъ своего нечувствія, поняла всю важность совершающагося событія. Толпы народа, одна другой многочисленнѣе, выходятъ во срѣтеніе грядущему Царю своему; радостные восклицанія и крики, одни другихъ громче, несутся изъ тысячи устъ въ честь Его; финиковыя вѣтви, — сѵмволъ побѣды, мира и радости, — потрясая воздухъ, со всѣхъ сторонъ падаютъ къ стопамъ Его. Но что же? Срѣтаемый съ такою торжественностію Царь Израилевъ, видѣвъ градъ, плакася о немъ. Всевѣдущій видѣлъ, что всѣ эти знаки усердія были слѣдствіемъ минутнаго, какъ бы невольнаго увлеченія, что подъ ними скрывается привычная холодность душъ и сердецъ; то же невѣріе и та же нераскаянность, что изъ этой самой толпы многіе, кричащіе теперь такъ громко: осанна Сыну Давидову, явятся скоро у преторіи Пилатовой и еще громче будутъ кричать: возми, возми, распни Его; что эта же толпа будетъ потомъ не только съ равнодушіемъ, но и съ злорадованіемъ сопровождать Его на Голгоѳу; что эти же люди, столько, повидимому, усердствующіе Ему, будутъ издѣваться надъ Нимъ, распятымъ на крестѣ, вмѣстѣ съ фарисеями и книжниками; что и самое воскресеніе Его изъ мертвыхъ не вразумитъ и не приведетъ къ покаянію ожесточенныхъ въ невѣріи, и они съ тѣмъ же ожесточеніемъ будутъ преслѣдовать учениковъ Его. Все это предвидѣлъ Господь: и плакася о Іерусалимѣ, глаголя: яко аще бы разумѣлъ и ты, въ день сей твой, яже къ смиренію твоему! Если /с. 706/ бы ты уразумѣлъ, какъ драгоцѣнно для тебя настоящее время, до котораго желали дожить величайшіе праведники и не дожили; если бы ты понялъ, въ чемъ истинная цѣль Моего пришествія и какъ воспользоваться духовными сокровищами, которыя Я приношу тебѣ съ Собою; если бы ты принялъ Меня не безумными криками, а живою вѣрою и сердечною любовію и предался Мнѣ всею душою и сердцемъ твоимъ! Нынѣ же скрыся сіе отъ очію твоею.

Что случилось, братія мои, съ Іерусалимомъ и народомъ, нѣкогда избраннымъ и возлюбленнымъ Богомъ, то самое можетъ случиться и съ каждымъ изъ насъ, именующихся христіанами, народомъ святымъ, людьми обновленія. Каждая душа для спасенія должна принять внутрь себя своего Спасителя и Господа, сочетаться съ Нимъ навѣки живою вѣрою и любовію, усвоиться Ему въ удѣлъ вѣчный всецѣлою преданностію волѣ Его, соединиться въ единъ духъ съ Господомъ, чтобы жить Его жизнію, одушевляться Его Пресвятымъ Духомъ, — съ Нимъ трудиться, исполняя волю Отца небеснаго, съ Нимъ нести крестъ въ жизни своей, терпѣть и страдать, съ Нимъ и блаженствовать вѣчно во царствіи Его; или же, напротивъ, отвергнувъ Его, подобно іудеямъ, остаться въ состояніи грѣха и отчужденія отъ жизни Божіей, въ плѣну врага Божія — діавола и страдать вѣчно въ гееннѣ, уготованной діаволу и ангеломъ его.

Чтобы предохранить насъ отъ послѣдней злосчастной участи, чтобы всякая душа грѣшная познала своего Спасителя, обратилась къ Нему всѣмъ сердцемъ своимъ, сочеталась съ Нимъ вѣрою и любовію и предалась всецѣло всесвятой волѣ Его, — для сего благодать Божія употребляетъ множество средствъ, равно дѣйствующихъ на всѣхъ и каждаго. Для сего Господь даровалъ намъ свое живое и дѣйственное слово, острѣйшее всякаго меча обоюду остра, проходящее до раздѣленія души же и духа и судительно помышленіемъ и мыслемъ сердечнымъ (Евр. 4, 12), въ которомъ открывается вся воля Божія о насъ и весь путь спасенія нашего, все, что сдѣлалъ Богъ для спасенія нашего и что должно дѣлать намъ, чтобы спастись. Для сего Онъ повелѣлъ совѣсти нашей вопіять внутрь насъ неумолкаемымъ гласомъ или осужденія и прещенія, или утѣшенія и ободренія. Для сего Онъ поставилъ внѣшняго стража душъ нашихъ — св. Церковь Свою, съ ея божественными и живоносными священнодѣйствіями и таинствами, съ ея святыми и освящающими учрежденіями и обрядами, съ ея неоскудѣвающимъ священствомъ и пастырствомъ. Для сего Онъ призываетъ насъ, по временамъ, къ судилищу покаянія, чтобы заставить насъ подумать о страшномъ и послѣднемъ судѣ Его и о томъ, /с. 707/ что послѣдуетъ за этимъ судомъ. Для сего Онъ являетъ намъ крестъ и гробъ Свой, напоминаетъ о претерпѣнныхъ Имъ за грѣхи наши страданіяхъ и мученіяхъ крестныхъ, чтобы смягчить и умилить сердце наше теплотою преизбыточествующей любви Своей къ намъ грѣшнымъ. Для сего Онъ Самъ является и приходитъ къ намъ въ таинствѣ Тѣла и Крови Своей, даетъ намъ соединиться съ Нимъ неразрывнымъ, вѣчнымъ союзомъ. Но, кромѣ сего, бываютъ въ жизни человѣка дни особенныхъ посѣщеній Божіихъ, поразительныхъ и потрясающихъ, когда зовъ къ покаянію бываетъ громче и досягаетъ до глубины сердца грѣшника; когда благодать Божія предстаетъ ему, такъ сказать, лицемъ къ лицу и какъ бы говоритъ ему: одно изъ двухъ — или покаяніе и милость, или нераскаяніе и погибель; когда грѣшная душа и сама невольно чувствуетъ важность происходящаго съ нею, начинаетъ изъявлять желаніе познать волю Божію, оставить путь грѣха и нечестія, обратиться къ Богу и начать новую, лучшую жизнь.

Блаженна та душа, которая сочеталась съ Господомъ любовію крѣпкою, николиже отпадающею, всѣми своими мыслями и и чувствами, всѣмъ желаніемъ и усердіемъ пребываетъ въ Немъ, какъ розга на лозѣ и какъ дитя въ объятіяхъ матери своей. Господь пріемлетъ таковую душу подъ особенный покровъ Свой и въ ближайшее содружество съ Собою, вселяется и обитаетъ въ ней, становится для нея Наставникомъ и Пастыремъ, Питателемъ и Хранителемъ, Врачомъ и Утѣшителемъ, свѣтомъ и жизнію и не оставляетъ ее никогда, доколѣ, очистивъ и освятивъ ее, введетъ въ пренебесный чертогъ Свой, въ обитель вѣчной радости и блаженства въ дому Отца небеснаго.

Но горе тому, кто, при всѣхъ гласахъ призывающей его благодати Божіей, не обращается отъ грѣха къ Богу искренне, твердо, невозвратно, всей душею и сердцемъ или же, подобно древнимъ жителямъ Іерусалима, ограничивается одними внѣшними, скоропреходящими знаками обращенія къ Богу, не измѣняя своей жизни на лучшее, не обновляя своего духа и сердца, не принося достойныхъ плодовъ покаянія.

Не помогли слезы Господа Іерусалиму, и онъ преданъ доселѣ на попраніе языковъ. Не помогутъ слезы Господа и намъ, если не уразумѣемъ времени посѣщенія нашего; если не захотимъ вникнуть и размыслить объ истинной цѣли бытія нашего на земли, т. е. о томъ, къ чему предназначилъ и призвалъ насъ Господь Богъ нашъ, что сдѣлано Имъ и что остается сдѣлать намъ, чтобы быть участниками вѣчной славы и блаженства въ дому Отца небеснаго и не быть изверженными на всю вѣчность изъ царства Божія во /с. 708/ тьму кромѣшную; если земное и временное до того ослѣпитъ наши духовныя очи, что не узримъ въ многоразличныхъ путяхъ жизни нашей путей Промысла Божія, ищущаго насъ, зовущаго къ покаянію, возбуждающаго отъ мрачнаго сна грѣховнаго, влекущаго насъ къ Богу, въ царство свѣта, радости и блаженства; если при всѣхъ дѣйствіяхъ на насъ Божіей любви и правды, милосердія и правосудія останемся хладны и безчувственны; если на всѣ призыванія и гласы благодати Божіей будемъ отвѣчать обычнымъ легкомысліемъ, холодностію и невниманіемъ. Чтобы слезами омылись наши грѣхи, надобно, чтобы къ нимъ примѣшались и наши горькія слезы о грѣхахъ нашихъ, чтобы печаль о нераскаянности и погибели человѣческой, наполнявшая сердце Господа, перешла въ нашу душу, наполнила наше сердце и изгнала изъ него всѣ нечистыя радости грѣховныя, ибо эта печаль по Бозѣ покаяніе нераскаянно содѣловаетъ во спасеніе. Словомъ, надобно истинно покаяться, обновиться и возродиться, оставить навсегда жизнь грѣховную и начать жизнь богоугодную и святую.

Неизреченное милосердіе и долготерпѣніе всеблагого Искупителя нашего и Господа еще вводитъ насъ, братія, во всечестные дни Его искупительныхъ страданій и смерти, живоноснаго погребенія и тридневнаго воскресенія. Не есть ли это новый, а для нѣкоторыхъ, можетъ быть, и послѣдній уже зовъ къ покаянію? Воспользуемся же, братія, этимъ даромъ любви и долготерпѣнія Божія. Да станетъ каждый предъ крестомъ и гробомъ Искупителя своего и да скажетъ: Владыко человѣколюбче и Господи, вполнѣ чувствую, какъ безмѣрно я оскорбляю Твою благость и долготерпѣніе, блуждая доселѣ по распутіямъ грѣха и беззаконій, творя волю страстей своихъ и діавола. Прости мнѣ мое безуміе и злобу и не попусти мнѣ погибнуть во грѣхахъ моихъ! Теперь вижу всю мерзость дѣлъ моихъ — и прибѣгаю къ Тебѣ съ покаяніемъ; теперь вижу всю опасность моего грѣховнаго состоянія — и всѣмъ сердцемъ желаю возвратиться на путь жизни святой и богоугодной. Просвѣти омраченный умъ мой свѣтомъ благодати Твоей, порази и сокруши окаменѣніе сердца моего страхомъ Суда Твоего; воздвигни силою Твоею падшій духъ мой изъ глубины грѣховныя, да отнынѣ положу спасенія моего начало! О семъ яви человѣколюбіе Твое, да не одолѣетъ моя злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердія, и имиже вѣси судьбами, спаси мя! Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Слов. и бесѣд.» Димитрія, архіеп. Херсонск., т. 4-й, стр. 252).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 704-708.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.