Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 6-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
223. О невѣріи ученыхъ.

Видѣвше же архіерее и книжницы чудеса, яже сотвори, и отроки зовуща въ церкви, и глаголющя: осанна Сыну Давидову, негодоваша (Мѳ. 21, 15).

Отроки, — малыя дѣти привѣтствуютъ Грядущаго въ Іерусалимъ, а книжники негодуютъ на ихъ привѣтствія! Малыя дѣти видятъ Божественнаго Чудотворца и узнаютъ своего Господа, а книжники, почивающіе на законѣ, не видятъ и не понимаютъ написанаго въ законѣ! Изъ дѣтскихъ устъ раздается: «осанна Сыну Давидову», а книжники только сѣтуютъ, не понимая, что это значитъ! Народъ съ благоговѣніемъ единодушно присоединяется къ дѣтямъ, и всѣ вмѣстѣ громогласно величаютъ Святѣйшаго Путника: Осанна, благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ (Іоан. 12, 13); устилаютъ Ему дорогу древесными вѣтвями и своими одеждами, а ученые мудрецы глядятъ и все не видятъ, все не поймутъ, что это такое! Небесный Учитель тутъ же напоминаетъ имъ о пророчествѣ Давидовомъ: нѣсте ли чли николиже, яко изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Мѳ. 21, 16), и Самъ же опять замѣчаетъ, говоря если сіи, указывая на дѣтей, умолчатъ, то каменіе возопіетъ (Лук. 19, 40), чего еще яснѣе? Вѣдь не мудрено бы, кажется, понять, что возвѣщенное пророчески теперь ясно сбывается во очію ихъ! А безчисленныя чудеса въ глазахъ ихъ: исцѣленія слѣпыхъ, хромыхъ, сухихъ, бѣсноватыхъ! а воскрешеніе Лазаря? Все это они какъ будто забыли, или не видѣли. Такъ были слѣпы книжники Іерусалимскіе!

Не дивитесь сему, братія! Земная и надменная мудрость всегда слѣпа. Не въ одномъ Іерусалимѣ были такіе мудрецы, и въ наше время есть люди, которые видяще не видятъ, и слышаще не разумѣютъ. Есть люди, которые ни въ чемъ не видятъ промысла и силы Божіей. Ни природа съ своими явленіями, ни осязательныя событія, въ которыхъ явно видна рука Божія, — ничто не обращаетъ ума и сердца ихъ къ Богу.

Міръ Божій — это простая, открытая книга для всякаго, — всякій неграмотный можетъ читать ее. Посмотрите на небо, какое невообразимое пространство, какое тамъ величественное солнце, какая чудная тамъ луна, какія тамъ свѣтозарныя звѣзды! Скажите: есть ли это дѣло рукъ человѣческихъ? Взгляните на землю, обойдите мыслію неизмѣримость ея, безпредѣльность рѣкъ и морей, и скажите: дѣло ли это рукъ человѣческихъ? Вѣдь невольно вспомнишь своего Создателя и невольно скажешь съ псалмопѣвцемъ: небеса повѣдаютъ славу Божію, твореніе же руку Его воз/с. 710/вѣщаетъ твердь (Пс. 18, 2). А какой у Бога въ мірѣ порядокъ! Каждая планета неизмѣнно совершаетъ путь свой; земля никогда не измѣняетъ своего кругообращенія; моря и рѣки никогда не выходятъ изъ назначенныхъ имъ предѣловъ, зима неизмѣнно слѣдуетъ за лѣтомъ, а лѣто не прерываетъ зимы; день не предваряетъ ночи, ни ночь не запинаетъ дня. Кто, кромѣ Бога, могъ дать всему такое стройное согласіе и такой мудрый порядокъ? Невольно воскликнешь: дивна дѣла Твоя, Господи; вся премудростію сотворилъ еси!

Много въ мірѣ и событій, видимо являющихъ праведную и крѣпкую руку Божію. Судьба царствъ и народовъ есть немолчная провозвѣстница промысла Божія — опредѣленія Божія. Сколько было могучихъ государствъ? Сколько было славныхъ и сильныхъ народовъ, которые гордились своимъ могуществомъ, и никогда не думали потерять славы своей; но гдѣ они, эти народы, или по крайней мѣрѣ потомки ихъ, гдѣ они теперь? Слава ихъ съ шумомъ прошла, и съ трудомъ отыскиваютъ теперь слѣды мѣстъ, на которыхъ стояли города ихъ. Гдѣ теперь славная въ свое время Ассирія? Гдѣ сильный и величественный Вавилонъ? Они давно стерты съ лица земли. Кто, какъ не Богъ, полагаетъ мѣру и число всему существующему? Какъ ни думай, какъ ни суди, но тутъ явно видна крѣпкая рука Божія — Божіе опредѣленіе. Пути промысла Божія повсюду видны въ мірѣ Божіемъ. И не въ великихъ только событіяхъ, а и въ своей жизни каждый можетъ видѣть перстъ Божій, или милующій и награждающій, или наказующій и вразумляющій. Каждое доброе дѣло естественно сопровождается добрыми послѣдствіями, и напротивъ, — худыя дѣла неизбѣжно приносятъ горькіе плоды. Какъ иначе назовете это, если не закономъ вѣчной правды Божіей, по которому каждый получаетъ свое должное? Это все такъ устроено и такъ бываетъ не само по себѣ, а по Божію предназначенію.

Все въ мірѣ свидѣтельствуетъ о промыслѣ Божіемъ. Простой взглядъ во всемъ, — отъ мала до велика, явно видитъ руку Божію. Но есть люди, и люди такъ называемые просвѣщенные, ученые, которые въ дѣлахъ Божіихъ не видятъ и того, что видитъ смиренное око простолюдина. Они мечтаютъ измѣрить всѣ неизмѣримыя судьбы Божіи короткою мѣркою ума своего. Въ этой слѣпой самоувѣренности, они все въ мірѣ называютъ дѣломъ природы, тогда какъ въ прямомъ смыслѣ все есть дѣло Божіе. Удивительно, какъ они, изучая природу, разбирая ея явленія, переходя отъ причины къ причинѣ, не дойдутъ до верховной причины всѣхъ причинъ — Бога? Господь не менѣе, кажется, чѣмъ Іерусалимскихъ /с. 711/ книжниковъ вразумляетъ ихъ чрезъ тѣ же явленія, которыя они изслѣдуютъ и чрезъ ту же науку, надъ которою они трудятся. Но слѣпа мудрость земная. Такіе мудрецы и здѣсь не видятъ руки Божіей, столь ощутительной для простого наблюдателя. И надъ ними сбывается глаголъ Божій: на судъ Азъ въ міръ сей пріидохъ, да невидящіи видятъ, и видящіи слѣпы будутъ (Іоан. 9, 7, 39).

Не умъ большой, не познанія высокія нужны въ познаніи истинъ божественныхъ. Только смиренному уму и доброму сердцу доступны небесныя истины; только сердечная простота способна принять царствіе Божіе; только простое око вѣры видитъ сіяніе божественнаго свѣта. Кто не изгонитъ изъ сердца фарисейскаго самолюбія и гордости изъ ума своего, тотъ и во свѣтѣ не узритъ свѣта Божія. Чистѣйшее ученіе Іисуса Христа невмѣстимо въ нечистомъ сердцѣ и надменномъ умѣ; не можетъ быть общеніе свѣта со тьмою и Христа съ веліаромъ (2 Кор. 6, 15).

Если случится вамъ, братія, слышать слова невѣрія отъ небагоразумныхъ ученыхъ, не вѣрьте имъ, отвращайте слухъ вашъ отъ ихъ глупостей. Это такіе же слѣпые книжники, какіе были во время земной жизни Іисуса Христа. (Проп. изд. при жур. «Странникъ», 1863 г., стр. 86).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 709-711.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.