Церковный календарь
Новости


2019-01-19 / russportal
Блаж. Іеронимъ. О дѣйствіи крещенія и признакахъ христіанина (1821)
2019-01-19 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Слово о Крещеніи Спасителя (1841)
2019-01-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда въ день Богоявленія (1984)
2019-01-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда въ навечеріе Богоявленія (1984)
2019-01-18 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 4-я (1849)
2019-01-18 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 3-я (1849)
2019-01-17 / russportal
Слово (1-е) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-17 / russportal
Посланіе преп. Макарія Египетскаго (1904)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 20 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ ВОЗДВИЖЕНІЕМЪ.
227. Чего требуетъ от насъ Крестъ Христовъ.

Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Слова изъ слышаннаго нами нынѣ евангельскаго чтенія.

Такъ безконечна, велика, непостижима и несказанна любовь Божія къ падшему роду человѣческому, что за него не пощадилъ Отецъ небесный Единороднаго Своего Сына, и такъ драгоцѣнна въ очахъ Божіихъ душа человѣческая, что для спасенія Онъ предалъ возлюбленнаго Сына Своего на уничиженіе и осужденіе, на оплеванія и заушенія, на мученія и страданія, на крестъ и смерть.

Для чего предалъ? Для избавленія грѣшниковъ и враговъ Своихъ отъ заслуженной ими казни — смерти вѣчной, для оправданія ихъ отъ грѣховъ и беззаконій, да сотворитъ ихъ чадами Своими, наслѣдниками вѣчнаго царства Своего. Онъ умеръ за насъ, — Праведникъ за неправедники, да приведетъ насъ Богови. Водруженный на Голгоѳѣ крестъ есть всемірный жертвенникъ для принесенія всемірной очистительной жертвы, а распятый на немъ Страдалецъ есть Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра, очистительная жертва, принесенная любовію Отца небеснаго за грѣхи всѣхъ падшихъ сыновъ Адамовыхъ. Безъ этой очистительной жертвы мы не могли быть терпимы неприступною для грѣшниковъ святостію существа Божія; безъ этого крестнаго примиренія падшаго человѣчества съ правдой Божіею весь родъ человѣческій былъ бы навсегда извергнутъ изъ царства Божія въ геенну: мучился и страдалъ бы во всю вѣчность. Такъ дорого стоило, братія, загладить преступленіе святѣйшей заповѣди Бога, Творца и Вседержителя.

Очевидно, что столь великая жертва искупленія не можетъ не требовать жертвы и со стороны искупленнаго ею человѣка; такая беспредѣльная любовь Отца Небеснаго къ людямъ необходимо возлагаетъ и на нихъ великія и святыя обязанности. Чего же требуетъ крестъ Христовъ отъ насъ, искупленныхъ отъ грѣха, проклятія и смерти вѣчной? На это отвѣтствуетъ св. апостолъ, что Христосъ за всѣхъ умре, да живущіи не ктому себѣ живутъ, но умершему за насъ и воскресшему; что Христосъ пострада за /с. 718/ насъ плотію, намъ оставилъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его; что на томъ же самомъ крестѣ и намъ должно распять плоть свою со страстьми и похотьми; что въ Его же гробѣ и мы спогребохомся Ему крещеніемъ въ смерть, да якоже Христосъ воста отъ мертвыхъ славою Отчею, тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ. Для сего необходимо, съ нашей стороны, во-первыхъ, покаяніе и вѣра въ пострадавшаго за насъ Господа Іисуса Христа: покайтеся и вѣруйте во Евангеліе; такъ началъ Свою проповѣдь на землѣ Онъ Самъ, Единородный Сынъ Божій. Во-вторыхъ, необходима жизнь, сообразная сей вѣрѣ, т. е. жизнь чистая и святая, праведная и богоугодная, благоговѣйная и богобоязненная: явися бо благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкомъ; наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ. А безъ покаянія во грѣхахъ, безъ обновленія сердца, безъ исправленія нашей жизни благодатію Святаго Духа, самая крестная смерть Сына Божія останется для насъ безъ всякаго плода и не только не спасетъ насъ отъ гнѣва небеснаго, а послужитъ еще къ большему и тягчайшему осужденію.

Послѣ сего, братія мои, нельзя не обратиться къ своей совѣсти и не спросить ее, такъ ли мы вѣруемъ и живемъ, какъ требуетъ званіе христіанина, искупленнаго и освященнаго кровію Единороднаго Сына Божія, усыновленнаго Богу и призваннаго къ наслѣдію вѣчной жизни съ Христомъ Господомъ? Такъ ли мыслимъ ж чувствуемъ, желаемъ и дѣйствуемъ, какъ заповѣдалъ намъ и показалъ примѣромъ Своей жизни Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ? Святое Евангеліе Господа нашего служитъ ли для насъ первымъ и единственнымъ правиломъ, а примѣръ святѣйшей жизни Его единственнымъ руководствомъ и образцомъ нашей жизни? Аще кто Мнѣ служитъ, Мнѣ да послѣдуетъ, говоритъ Онъ намъ, образъ бо дахъ вамъ, да якоже Азъ сотворихъ, и вы творите. Сіе да мудрствуется въ васъ, еже во Христѣ Іисусѣ, говоритъ св. апостолъ.

Что нужно намъ сдѣлать, чтобы измѣнить образъ жизни своей къ лучшему, что нужно оставить и что измѣнить въ своей жизни, что начать и въ чемъ преуспѣвать, чтобы сдѣлаться истинно Христовыми и предстать нѣкогда одесную Его въ числѣ избранныхъ сыновъ царствія Божія? Воззри всякій на крестъ Христовъ съ вѣрою и упованіемъ, призови въ помощь благодать распятаго на немъ Господа и дай искренній обѣтъ быть вѣрнымъ своему Господу и святому завѣту Его, въ твердой увѣренности, что положившій душу Свою за насъ не оставить тебя ни вразумленіемъ, ни /с. 719/ утѣшеніемъ, ни Своею божественной помощью. Аминь. (Слово Димитрія, архіеп. Херсонск., т. 4-й, стр. 419).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 717-719.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.