Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ ВОЗДВИЖЕНІЕМЪ.
228. Уроки изъ евангельскаго чтенія.

Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16).

Въ нынѣшнее воскресеніе, братія мои, положено читать евангеліе — о безконечной любви Божіей къ погибающему міру, или роду человѣческому, и о ниспосланіи ему Спасителя — Сына Божія — Единороднаго. Евангеліе читается по-русски такъ: «никто не восходилъ на небо, какъ только сшедшій съ небесъ Сынъ Человѣческій, сущій на небесахъ. И какъ Моисей вознесъ змія въ пустынѣ, такъ должно быть вознесену Сыну Человѣческому, дабы всякій, вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную. Ибо такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего Единороднаго, дабы всякій вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную. Ибо не послалъ Богъ Сына Своего въ міръ, чтобы судить міръ, но чтобы міръ спасенъ былъ чрезъ Него» (Іоан. 3, 13-17). — Здѣсь конецъ сегодняшнему евангелію.

Протолкуемъ его, съ Божіею помощію, по разуму св. Православной Церкви.

«Никто не восходилъ на небо, говоритъ Господь, какъ только сшедшій съ небесъ Сынъ Человѣческій, т. е. Іисусъ Христосъ, сущій на небесахъ». — Никто изъ человѣковъ не восходилъ на небо, потому что грѣхъ не допускалъ никого взойти на пречистое, пресвѣтлое, праведное небо, на которомъ престолъ Господа Бога Вседержителя, а за грѣхъ еще не была принесена, съ начала міра до пришествія на землю Сына Божія, крестная жертва для искупленія міра отъ грѣха, для примиренія людей съ Богомъ, прогнѣваннымъ беззаконіями, для очищенія и освященія вѣрующихъ въ Него и для отверстія праведнымъ судомъ Божіимъ, заключеннаго грѣхами человѣческими, неба. Небо было недоступно никому изъ людей. Оно сдѣлалось доступнымъ для праведниковъ и покаявшихся грѣшниковъ только со времени крестной смерти за насъ, за наши грѣхи, Сына Божія. Объ этомъ сказалъ Самъ Господь: отнынѣ будете видѣть небо отверстымъ и ангеловъ Божіихъ восходящихъ и нисходящихъ къ Сыну человѣческому (Іоан. 1, 51). Эта тайна, эта радостная вѣсть, что небо теперь для насъ отверсто, — ежедневно намъ возвѣщается открытіемъ царскихъ вратъ на /с. 720/ великой вечернѣ и на всенощной, и особенно на литургіи — при открытіи царскихъ вратъ на маломъ и великомъ входѣ и при выносѣ св. даровъ для причащенія.

Итакъ, никто не восходилъ на небо до крестной смерти Сына Божія, а со времени Его смерти и воскресенія небо стало отверстымъ для всѣхъ вѣрующихъ — и въ него невозбранно входятъ по смерти всѣ, оправданные пречистою Кровію и благодатію Сына Божія. И такъ, еще скажу: небесное царство отверсто, рай опять отверстъ, старайтесъ войти въ него вѣрою, покаяніемъ, добродѣтелью. Теперь не стоитъ у дверей рая херувимъ съ пламеннымъ мечемъ, возбраняя входъ въ него. И сколько вошло въ рай людей со времени смерти и воскресенія Сына Божія — доселѣ! Безчисленное множество. И мы, по примѣру ихъ, туда же пойдемъ, если заслужимъ его здѣсь, въ этой временной нашей жизни, на землѣ.

А это что значитъ: какъ Моисей вознесъ змія въ пустынѣ, такъ должно быть вознесену Сыну Человѣческому, дабы всякій, вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную? Здѣсь указываетъ Господь на дѣйствіе пророка Моисея въ пустынѣ Аравійской, именно на вознесеніе мѣднаго змія на древо, по повелѣнію Божію, дабы смертельно ужаленные змѣями евреи взирали на этого мѣднаго змія и — исцѣлялись. Это вознесеніе Моисеемъ мѣднаго змія на древѣ прообразовало вознесеніе, воздвиженіе на крестѣ Искупителя міра, Іисуса Христа и побѣду Его надъ зміемъ искусителемъ или діаволомъ и наше избавленіе крестомъ Спасителя отъ смерти вѣчной, ибо сѣмя жены, т. е. Христосъ долженъ былъ стереть главу змія, т. е. діавола, подъ образомъ змія прельстившаго Еву.

Смотри, грѣшникъ, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудіемъ Божіимъ для искупленія твоего отъ грѣха и вѣчной погибели: мучительнѣйшая, поноснѣйшая смертъ на крестѣ Единороднаго Сына Божія. И ты доселѣ беззаботно, нераскаянно живешь, безъ страха грѣшишь, не исправляешься, не проливаешь слезъ покаянія, нерадишь о добрыхъ дѣлахъ, распинаешь въ себѣ Сына Божія?.. Но для поправшихъ кровь Сына Божія нѣтъ больше жертвы за грѣхи, но нѣкое страшное ожиданіе суда и ярость огня, готоваго пожрать противниковъ (Евр. 10, 27). Бойся, трепещи грѣшникъ!

Затѣмъ уяснимъ себѣ смыслъ слѣдующихъ словъ: «такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего Единороднаго, дабы всякій, вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную». Такъ возлюбилъ Богъ міръ, т. е. безконечною, превосходящею всякій разумъ, любовію: ибо далъ безконечную жертву за грѣхи наши /с. 721/ — Сына Своего, сопрестольнаго Ему, Богу Отцу, собезначальнаго, соестественнаго. О, любовь Божія, чудная, преславная, пресладкая, вѣчная! Если бы въ жертву за наши грѣхи не далъ Богъ Сына Своего, — то весь міръ пошелъ бы въ муку вѣчную и никто бы не спасся. Всѣ спасенные спаслись кровію и смертію Сына Божія, всѣ оправданы Его благодатію; святые стали святы Его святостію, правдою, умудрены Его премудростію, укрѣплены Его силою, украсились Его нетлѣнною красотою, достигли нетлѣнія Его нетлѣніемъ; всѣ, спасающіеся нынѣ, спасаются только кровію Сына Божія, или водою и кровію, ибо изъ прободеннаго ребра Его истекли кровь и вода, означающія два таинства: крещеніе и причащеніе; ибо безъ крещенія и причащенія никто не спасется, — конечно, и безъ покаянія и другихъ таинствъ. Самъ Господь говоритъ: покайтеся; аще не покаетеся, вси погибнете (Лук. 13, 3); если не будете ѣсть плоти Сына человѣческаго и пить крови Его, то не будете имѣть въ себѣ жизни. Ядущій Мою плоть и піющій Мою кровь имѣетъ жизнь вѣчную, и Я воскрешу его въ послѣдній день (Іоан. 6, 53, 54); иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ (Марк. 16, 16).

«Ибо не послалъ Богъ Сына Своего въ міръ, говорится далѣе въ Евангеліи, чтобы судить міръ, но чтобы міръ спасенъ былъ чрезъ Него» (Іоан. 3, 17). Но какъ же мы читаемъ въ Сѵмволѣ Вѣры: вѣрую въ Господа, паки грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ; а въ Евангеліи говорится, что Богъ Отецъ отдалъ весь судъ Сыну? (Іоан. 5, 22). Въ нынѣшнемъ Евангеліи говорится о первомъ пришествіи Сына Божія — для спасенія міра, а въ Сѵмволѣ Вѣры говорится о второмъ Его пришествіи; въ первый разъ Господь приходилъ спасти міръ, а вторично придетъ уже судить міръ. — И нынѣ, дѣйствительно, всякій желающій спасенія можетъ быть спасенъ чрезъ Сына Божія, а если теперь, со время земной жизни, при такихъ вѣрныхъ и всесильныхъ средствахъ ко спасенію, человѣкъ вознерадитъ о спасеніи и будетъ жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на страшномъ судѣ Христовомъ ему будетъ судъ безъ милости.

Спасайтесь, братія, доколѣ есть время. Время потеряемъ — и спасеніе погубимъ. Юродивымъ дѣвамъ сказано: истинно говорю самъ: не знаю васъ (Мѳ. 25, 12). хотя онѣ и стучали и говорили: Господи, Господи, отверзи намъ. Бодрствуйте же: ибо не знаете ни дня, ни часа, въ который Сынъ человѣческій пріидетъ (Мѳ. 25, 13). (Сост. по «Полн. собр. сочин.» прот. Іоанна Кронш., т. 1).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 719-721.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.