Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНІИ.
229. Что значитъ итти за Іисусомъ Христомъ, отвергнуться себя и взять крестъ свой?

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Въ нынѣшнее воскресеніе, называемое въ церковномъ порядкѣ недѣлею по воздвиженіи креста, положено уставомъ церковнымъ читать Евангеліе о самоотверженіи и крестоношеніи, требуемыхъ Евангеліемъ отъ всякаго желающаго слѣдовать за Христомъ. И такъ объ этомъ и побесѣдуемъ теперь во славу Христа и въ наше просвѣщеніе и спасеніе.

Кто хочетъ итти Мною, говоритъ Господь, отвергнись себя, и возьми крестъ свой, и слѣдуй за Мною.

Господь никого не принуждаетъ идти за Нимъ, но оставляетъ на добрую волю каждаго — слѣдовать или не слѣдовать за Нимъ, для Него ли жить, для правды и святыни, для вѣчнаго съ Нимъ соцарствія, — или — для себя, для плоти и для угожденія своимъ страстямъ, міру прелюбодѣйному и грѣшному и — діаволу и для вѣчной муки. Господь оставляетъ нашу свободную волю неприкосновенною; ибо хочетъ, чтобы мы добровольно, по убѣжденію сердца любили Его, исполняли заповѣди Его, и отвращались нелѣпыхъ, пагубныхъ страстей; а не какъ рабы, по принужденію и подневольно. Но какъ не слѣдовать за Тобою, Сладчайшій Іисусе, вѣчный Животъ нашъ, дыханіе наше, Свѣтъ нашъ, Радость и блаженство наше? Кто послѣдуетъ за Тобою невозвратно, тотъ и здѣсъ предвкушаетъ блаженство небесное и непремѣнно наслѣдуетъ вѣчное блаженство съ Тобою. Эта истина непреложная, всерадостная, бросающаяся, такъ сказать, въ глаза всякому своею очевидностію.

Такъ: за Христомъ послѣдовали съ радостію апостолы, мученики, преподобные и всѣ святые древнихъ и новыхъ временъ, охотно пожертвовали для Господа всѣми благами міра, самою жизнію своею, — и не погрѣшили въ своемъ упованіи, не обманулись въ своей надеждѣ, наслѣдовали непоколебимое, вѣчное царство.

Отчего же большая часть людей не слѣдуетъ за Іисусомъ Христомъ? По невѣрію или маловѣрію, по пристрастію къ временной жизни и ея скоропреходящимъ благамъ, по гордости и киченію образованія мірскаго, не просвѣщаемаго благодатію, — по нечистотѣ страстнаго сердца и по утвердившейся наклонности воли /с. 723/ къ преслѣдованію только земныхъ цѣлей; по духовному невѣжеству; по неразвитію вкуса къ духовнымъ благамъ, которыя требуютъ подготовки, упражненія мысли и сердца въ предметахъ духовныхъ, какъ то: въ молитвѣ, богомысліи, чтеніи слова Божія и въ дѣлахъ любви и милосердія христіанскаго, и обученіи плоти — воздержанію.

Отвергнись себя, говоритъ далѣе Господь, и возьми крестъ свой и слѣдуй за Мною. Отвергнись себя, это значитъ — отвергнись своей грѣшной воли, своихъ порочныхъ наклонностей, поползновеній, страстей, словомъ сказать — всякаго грѣха, въ тебѣ живущаго, дѣйствующаго, вяжущаго тебя, омрачающаго, оскверняющаго, унижающаго и безчестящаго тебя, препятствующаго тебѣ идти за Христомъ на небо, — стремиться къ истинному покаянію, къ чистой добродѣтели и совершенству христіанскому, и дѣлающаго тебя рабомъ тлѣнія и смерти, извращающаго твою природу, созданную по Богѣ въ правдѣ и святости, — уготовляющаго тебѣ вѣчную разлуку съ Богомъ и вѣчную муку.

Да, братія и сестры! отвергнуться себя нужно непремѣнно. Если мы безпристрастно, по чистой совѣсти вникнемъ въ себя, въ нашу совѣсть, въ наше сердце, въ наши дѣла, въ наше бездѣлье и во всю суетную жизнь нашу, то сейчасъ найдемъ, что мы большею частью и мыслимъ, и желаемъ, и говоримъ и дѣлаемъ не то, что существенно намъ необходимо; не по намѣренію и волѣ нашего всеблагого и премудраго Творца и Господа, а противное Его намѣреніямъ, по своей превратной, порочной волѣ. Вникните тщательно въ свое сердце. Сколько страстей въ одномъ сердцѣ! Сколько источниковъ смерти! Каждая страсть — источникъ смерти: ибо каждая можетъ убить человѣка на вѣки, если онъ не раскается и не перемѣнится, не броситъ ее. И такъ, человѣкъ, отвергнись себя.

Возьми крестъ свой и слѣдуй за Христомъ, т. е. исполняй св. заповѣди Евангелія и подражай во всемъ Іисусу Христу. И воины на войнѣ слѣдуютъ твердо указаніямъ полководца, чтобы одержать побѣду, и — побѣждаютъ: побѣдишь и ты, если будешь слѣдовать за Своимъ всемогущимъ Вождемъ Христомъ. Ибо кто хочетъ душу свою сберечь, говоритъ Господь, тотъ потеряетъ ее (Марк. 8, 35). Что здѣсь значитъ беречь душу свою? Значитъ не трогать страстей души, оставлять ихъ въ покоѣ, давать имъ жить и крѣпнуть и владѣть нашимъ умомъ и нашимъ сердцемъ и нашей волей, словомъ — душой и тѣломъ; жить нераскаянно, не помышляя о смерти и о судѣ вѣчномъ. Беречь себя такимъ образомъ значитъ — вѣчно губить душу свою, терять ее.

/с. 724/ Мы крайне пристрастны къ жизни плотской; мы сжились съ грѣхами, привыкли къ нимъ и боимся объявить имъ рѣшительную войну, разорвать съ ними союзъ; мы принимаемъ противъ нихъ только полумѣры, какъ бы бережемъ себя съ ними, потому что они сдѣлались нашими какъ бы природными удами и потому всегда остаемся съ ними, и они въ насъ укореняются больше и больше, борьба съ ними дѣлается труднѣе и упорнѣе, мы часто теряемъ себя для Бога и дѣлаемся каждодневно добычею и стяжаніемъ врага. Слова Господа: кто хочетъ душу свою сберечь, тотъ потеряетъ ее, исполняются надъ нами всякій день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всѣми родами грѣховъ въ насъ живущихъ и дѣйствующихъ; ежедневно умираемъ духовно, и, о! если бы ежедневно же возставали, оживали для Бога чрезъ слезное покаяніе. Вѣдь грѣхи наши разлучаютъ насъ временно отъ Господа (Ис. 59, 2). Они могутъ разлучить насъ и на вѣки безконечные, если не обратимся и не раскаемся отъ всего сердца. Но посмотрите на примѣры многихъ грѣшниковъ, сдѣлавшихся святыми: Петра мытаря, Маріи египетской, Евдокіи и другихъ; посмотрите вообще на примѣры святыхъ, какъ они рѣшительно и безповоротно вступали въ борьбу съ грѣхомъ, со страстями, съ діаволомъ; какъ искренно возлюбили Бога и правду Его, и отрекшись отъ плотской жизни для Христа и Евангелія, — сберегли души свои на вѣки безконечные. Отъ чего же нѣтъ у насъ рѣшительной борьбы съ грѣхомъ? Мы очень любимъ жизнь привременную, боимся огорчать плоть, боимся искушеній сильныхъ, крайне любимъ міръ и его блага, забывая неизбѣжность смерти и перехода въ новую жизнь; разсчитываемъ жить долгіе годы въ непремѣняемомъ благополучіи; въ погонѣ за удовольствіями чувственными забываемъ божественное благородство своей души, предназначеніе ея къ безсмертію и вѣчному блаженству; забываемъ, что она безконечно дороже цѣлаго міра со всѣми его сокровищами, которыя, какъ тѣнь, пройдутъ. Обличая такое безумное поведеніе наше, Господь говоритъ: какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою?

Есть и еще причина, почему мы рѣшительно не оставляемъ своего грѣшнаго образа жизни и остаемся рабами міра и его привычекъ, обычаевъ и всего склада свѣтской, суетной жизни: — потому что многіе изъ насъ тайно стыдятся своей вѣры, стыдятся исповѣдывать Господа, жить по Его заповѣдямъ, по Его Евангелію, слѣдовать за Нимъ, чтобы не потерять уваженія въ свѣтѣ, почета въ мірѣ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ — и вотъ они позволяютъ /с. 725/ себѣ увлекаться потокомъ мірской, грѣшной, суетной, часто преглупой и вредной жизни. Они и сознаютъ, что безразсудно, во вредъ себѣ проводятъ время столь драгоцѣнное; знаютъ и высшую цѣль жизни человѣка на землѣ, — знаютъ и о жертвѣ искупленія, принесенной за нихъ на крестѣ, — но сложившійся образъ жизни, понятія свѣта, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на вѣру, на Церковь не позволяютъ имъ сойти съ того распутія, на которомъ они себя поставили, и не даютъ имъ опомниться и прійти въ себя, размыслить о своей судьбѣ. Они жалкіе рабы своей среды, рабы міра грѣшнаго, во злѣ лежащаго. Но если хочешь, христіанинъ, итти за Христомъ и войти въ славу Его, то ты долженъ непремѣнно слѣдовать за Нимъ, исполнять Его заповѣди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпѣть. Терпѣніемъ вашимъ спасайте души ваши (Лук. 21, 19). Ужасное возмездіе ожидаетъ невѣрныхъ христіанъ за то, что они отвергли великое попеченіе о себѣ Божіе и жертву Господа Іисуса Христа, принесенную и за нихъ на крестѣ. Они стыдились Его, Его Евангелія, жизни по Евангелію. Постыдится и Онъ ихъ, когда придетъ судить міръ во славѣ Отца Своего, не признаетъ ихъ Своими и на вѣки отринетъ ихъ отъ лица Своего. Кто постыдится Меня, говоритъ Господь, въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, когда пріидетъ во славѣ Отца Своего со святыми ангелами. Ужасная участь!

И такъ, пока имѣемъ время, отвергнемъ страсти, похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, не убоимся креста, вводящаго въ вѣчную славу, и невозвратно послѣдуемъ за Христомъ, куда бы Онъ ни повелѣлъ: ибо гдѣ Онъ, тамъ и слуга Его будетъ (Іоан. 12, 26). Аминь. (Сост. по «Полн собр. сочин.» прот. Іоанна Кронш., и друг. источ.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 722-725.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.