Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНІИ.
230. Попеченіе о спасеніи души.

Кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою; или что дастъ человѣкъ измѣну на души своей (Марк. 8, 36. 37), — такое вразумленіе Самого Господа слышали мы изъ нынѣшняго Евангельскаго чтенія. «Если бы ты владѣлъ цѣлымъ міромъ, говоритъ Златоустъ въ объясненіе сихъ словъ, хотя бы ты былъ царемъ вселенной, — и на всю вселенную не купишь души, если повредншь ей, — сдѣлаешь ее неспособною къ вѣчной, блаженней жизни и подвергнешь ее страданіямъ въ удаленіи отъ Бога».

/с. 726/ На что особенно обращаемъ мы наше вниманіе, — душа ли наша, ея ли нужды составляютъ главный предметъ нашего попеченія, или наше тѣло и наши нужды тѣлесныя? Въ наше время весьма многіе заботятся о своихъ тѣлесныхъ нуждахъ несравненно болѣе, нежели о своей душѣ, какъ будто наше тѣло гораздо важнѣе нашей души, и какъ будто наша душа есть такая часть нашего состава, которая почти не стоитъ нашего вниманія.

Намъ должно всемѣрно пещись о нашей душѣ, потому что она безцѣнна. Послѣ ангеловъ, окружающихъ престолъ Божій и вѣчно блаженныхъ, наша душа есть важнѣйшее изъ всѣхъ созданій Божіихъ. По своей природѣ она есть образъ Божій, храмъ Всесвятаго Духа. Мы стараемся сохранить въ чистотѣ и святости образа Божіи и храмы; какъ же намъ не стараться сохранять въ непорочности и чистотѣ нашу душу, которая есть нерукотворенный, живой образъ Божій, которая должна быть духовнымъ храмомъ Божіимъ!

Богъ Отецъ такъ безмѣрно любитъ человѣческую душу, что для избавленія ея отъ грѣха и вѣчнаго осужденія, предалъ на поноснѣйшую смерть даже Своего Единороднаго Сына. Сынъ Божій такъ любитъ человѣческую душу, что предалъ за нее Свою душу. Духъ Божій такъ любитъ человѣческую душу, что вселяется въ нее. Всесвятая Троица, Богъ нашъ, такъ много любитъ нашу душу и старается о ея спасеніи; для того искуплена такъ дорого, такъ обильно осыпана Божіими милостями, чтобы, по краткомъ времени упражненія и испытанія на землѣ, наслѣдовала она вѣчное царство Божіе. Какъ же намъ самимъ для себя не стараться спасти свою душу назначенную къ наслѣдію царства вѣчнаго?

Какими прекрасными дарованіями снабжена она Создателемъ! Какое множество познаній можетъ пріобрѣсти она своимъ разумомъ, чего не можетъ достигнуть своею свободною волею? Она можетъ познавать своего Бога, своего Искупителя, свое назначеніе — быть святою и блаженною; можетъ пылать пламенною, серафимскою любовію къ Богу, любить ближнихъ, всѣхъ радовать, всѣхъ утѣшать, всѣмъ помогать. Уже безчисленные опыты показали, что душа наша, еще находясь въ этомъ бренномъ и слабомъ тѣлѣ, можетъ возвыситься святостію своей жизни до жизни ангеловъ Божіихъ.

Не безразсудно ли поступаютъ весьма многіе изъ насъ, когда они болѣе стараются о своемъ тѣлѣ, нежели о своей душѣ? На смертное тѣло обращаютъ всѣ свои мысли, а на безсмертную душу почти не обращаютъ внимашя. Тѣло постоянно стараются беречь, кормить и поить до совершенной сытости; а душу оставля/с. 727/ютъ голодною безъ назиданія, безъ спасительнаго размышленія. Тѣло стараются одѣвать и украшать часто до ребяческой суетности; а душу оставляютъ нагою безъ всякой добродѣтели. На своемъ тѣлѣ не терпятъ ни малѣйшаго пятна, но чтобы очистить свою душу отъ нечистотъ грѣховныхъ, о томъ часто даже и не думаютъ. Если безцѣнная, богоподобная душа наша послѣдуетъ злому направленію грѣховнымъ склонностямъ, она можетъ сдѣлаться хуже и не чище самыхъ нечистыхъ безсловесныхъ созданій, злѣе и опаснѣе всякаго дикаго звѣря, можетъ сдѣлаться изъ прекраснаго образа Божія гнуснѣйшимъ образомъ сатаны. Многіе несчастные опыты ясно доказываютъ, что человѣческая душа можетъ возвыситься до жизни Божіей, можетъ и унизиться до жизни сатанинской. Уже не образъ Божій были люди, которымъ Господь сказалъ: вы отца вашего діавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Іоан. 8, 44). Вотъ чѣмъ можетъ сдѣлаться душа наша, — и что можетъ быть ея окончательною участію, какъ не вѣчный огонь, уготованный діаволу?

Братія и сестры! все наше величіе заключается только въ нашей душѣ. Всѣ блага міра нѣкогда должно будетъ оставить намъ, самое тѣло наше ляжетъ въ могилу такимъ же бѣднымъ, какимъ и родилось. Все земное оставитъ насъ; съ нами останутся только наши грѣхи или наши добродѣтели. Какъ бы ни было отдаленно время нашей смерти, но оно придетъ. Будемъ неутомимо прежде всего и болѣе всего стараться о нашей душѣ. Ежели міръ будетъ соблазнять кого-либо своими прелестями, пусть тотъ чаще обращаетъ взоръ свой къ небу и помыслитъ: «душа моя создана для вѣчной жизни, которая настанетъ очень скоро, для чего мнѣ нѣсколько не потерпѣть въ настоящей жизни?» Въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша, сказалъ Господь (Лук. 21, 19). Аминь. (Изъ бесѣдъ митр. Григорія).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 725-727.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.