Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНІИ.
231. О послѣдованіи за Іисусомъ Христомъ.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Эти слова вѣчной Истины — Господа Іисуса Христа слышали мы, братія, въ одномъ изъ чтенныхъ нынѣ Евангелій. Изъ нихъ видимъ, что у каждаго изъ насъ есть свой крестъ, — и крестъ этотъ составляетъ неотъемлемую собственность человѣка. Этотъ крестъ устроенъ для насъ еще въ раю изъ древа познанія добра и зла и возложенъ на рамена всего рода человѣческаго. Бѣды и /с. 728/ скорби, какъ слѣдствіе грѣха, суть составныя части его. Не отъ насъ зависитъ сложить его съ себя, но отъ насъ зависитъ сдѣлать изъ него иго благое и бремя легкое. Какимъ образомъ? Отречься себя, отложить грѣхъ, разорвать узы, связывающія насъ съ грѣховнымъ міромъ, и слѣдовать за Христомъ. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ.

Грѣхъ прародителей не только затворилъ предъ ними двери блаженнаго рая, но и усѣялъ терніемъ путь ихъ жизни. Это терніе разрослось и умножилось еще до безмѣрности отъ множества прегрѣшеній ихъ потомковъ. И этимъ то тернистымъ путемъ долженъ былъ пройти воплотившійся Единородный Сынъ Божій, пришедшій на землю спасти грѣшный родъ человѣческій. — Христіанинъ! Какія бы бѣдствія тебя ни постигли, — не забывай, что ты — рабъ Христовъ; слѣдовательно, ты не болѣе Господа своего. Взирай на Начальника вѣры твоей и поучись отъ Него нести крестъ твой терпѣливо. Преслѣдуетъ ли тебя ненависть людская, — помни, что міръ возненавидѣлъ Его прежде тебя. Изгоняютъ ли тебя, — вспомни, какъ бѣжалъ Онъ въ Египетъ отъ Ирода, искавшаго души Его. Гнететъ ли тебя нищета, — знай, что Онъ во время Своей земной жизни не имѣлъ, гдѣ главу подклонити (Лук. 9, 58). Изнуряютъ ли тебя болѣзни, — смотри на язвы Господа твоего: Онъ язвенъ бысть за грѣхи твои и мученъ бысть за беззаконія твои (Ис. 53, 5). Измѣняютъ ли тебѣ друзья, — не огорчайся: Спасителя твоего предалъ въ руки враговъ ученикъ Его. Оставляютъ ли тебя близкіе твоему сердцу — родители, братья, сестры, — ступай на Голгоѳу и внимай гласу Единороднаго Сына Божія, вопіющаго: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставилъ! (Мѳ. 27, 46). Все претерпѣлъ Онъ за тебя: и клевету, и поруганія, и заушенія, и, наконецъ, позорную крестную смерть. Будь же и ты готовъ претерпѣть за Него все, даже смерть, если бы нужда сего потребовала; а претерпѣвый до конца спасенъ будетъ (Мѳ. 10, 22). Въ этомъ могутъ увѣрить тебя свв. апостолы, которые все оставили и пошли за Іисусомъ Христомъ, переносили неимовѣрные труды, терпѣли узы и темницы, но считали величайшею для себя честію принять безчестіе за имя Христово, и пребыли вѣрны Ему до смерти. Въ томъ же могутъ увѣрить тебя свв. славные и добропобѣдные мученики, страданія которыхъ за Христа прославляетъ св. Церковь. Они не только не роптали, но радовались въ скорбяхъ своихъ; среди жесточайшихъ мученій славили Бога и, подобно Христу Спасителю, молились за своихъ мучителей: Господи, не постави имъ грѣха сего! (Дѣян. 7, 60). Въ томъ же мо/с. 729/жетъ увѣрить тебя многое множество святыхъ, которымъ легокъ казался крестъ, возложенный на каждаго изъ нихъ Промысломъ Божіимъ; они даже сами возлагали на себя крестъ тяжкій, произвольный. Добровольно избирали они нищету, отъ которой такъ стараются избавиться въ мірѣ; умерщвляли плоть свою постомъ, который такъ страшенъ для сластолюбцевъ; проводили дни и ночи въ молитвѣ, которая такъ тяготитъ насъ грѣшныхъ, и, живя на землѣ, являлись ангелами во плоти. Опирайся же, христіанинъ, на спасительный примѣръ свв. угодниковъ Божіихъ, какъ на благонадежный посохъ, иди неуклонно по проложенному ими пути, — и ты достигнешь того блаженства и славы, которыми наслаждаются они въ царствіи Отца Небеснаго: понеже, говоритъ апостолъ, съ Нимъ страждемъ, съ Нимъ и прославимся (Рим. 8, 17).

Но послѣдователь Христовъ не только долженъ нести крестъ свой по слѣдамъ Христа Спасителя, а долженъ еще распяться на немъ. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Почему же? Потому, что съ тѣхъ поръ, какъ человѣкъ, преступленіемъ заповѣди Божіей, палъ съ высоты невинностн и блаженства, не живетъ въ насъ, сирѣчь во плоти нашей, доброе (Рим. 7, 18). Грѣхъ, какъ тяжкій камень, налегъ на сердце наше, занялъ всѣ чувства, затмилъ свѣтъ разума; не могъ только угасить того безсмертнаго духа, который вдунулъ въ лице человѣка предвѣчный Богъ. Отсюда-то завязалась безпрерывная борьба между плотію и духомъ. Поэтому необходимо этого страшнаго и сильнаго врага, — плоть нашу, пригвоздить ко кресту. Но не думайте, чтобы въ этомъ случаѣ нужно было терзать наше тѣло, увѣчить члены наши. Нѣтъ, тѣло, какъ бренное вещество, само по себѣ не дѣлаетъ ни зла, ни добра. Намъ нужно распять то недоброе, что живетъ въ плоти нашей, — нужно умертвить, какъ учитъ апостолъ, уды наша, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Кол. 3, 5), отложить гнѣвъ, ярость, злобу, хуленіе, срамословіе отъ устъ нашихъ. Вообще, всѣ страсти, всѣ злыя побужденія суть члены грѣховной плоти; это — враги, воюющіе во удѣхъ нашихъ противъ закона Божія; ихъ то и должны мы отсѣчь и побѣдить. А для этого нужно облещися во оружія Божія, въ броню правды и воспріять щитъ вѣры (Еф. 6, 11, 14, 16), т. е. нужно вооружиться добродѣтелями. Вооружимся смиреніемъ — и побѣдимъ гордость; вооружимся цѣломудріемъ — и низложимъ сладострастіе; вооружимся постомъ и воздержаніемъ — и умертвимъ плотоугодіе и пьянство. Особенно же нужно вооружиться христіанскою любовію, которая, по апостолу, есть соузъ совершенства (Кол. /с. 730/ 3, 14). Это — такое сильное оружіе, отъ котораго падутъ и разобьются въ прахъ ненависть, злоба, злословіе. Съ этимъ оружіемъ въ рукахъ мы смѣло пройдемъ всѣ степени общественныхъ званій, и не согрѣшимъ, потому что никого не обидимъ. Подъ щитомъ этой добродѣтели можно совершать куплю и продажу безъ лжи и обмана; подъ щитомъ этой добродѣтели вѣсы правосудія всегда будутъ склоняться на сторону невинности и правды; подъ щитомъ этой добродѣтели воинъ безбоязненно пойдетъ на смерть для защиты вѣры, царя и отечества. Словомъ, какія бы обязанности на насъ ни были возложены, любовь заставитъ исполнить ихъ добросовѣстно и творить только то, что благоугодно Господу и истинно полезно для насъ и ближнихъ нашихъ. И какъ будетъ торжествовать и радоваться духъ нашъ, когда доставимъ ему побѣду надъ плотію! Испытайте если не испытывали еще, не только простить нанесенную обиду, но и подать руку помощи врагу вашему, когда ненависть и злоба требовали мщенія и погибели его, — и вы почувствуете отраду въ душѣ вашей. Облегчите усерднымъ подаяніемъ судьбу бѣдныхъ и несчастныхъ, отрите слезы вдовъ и сиротъ, когда скупость побуждаетъ отвращать отъ нихъ лице ваше, — и вы исполнитесь чистой радости веселія. Защитите невиннаго, оправдайте оклеветаннаго, вопреки своекорыстнымъ разсчетамъ, — и вы останетесь довольны собою...

Итакъ, не страшитесь, братія, распинать плоть вашу; сражайтесь храбро съ грѣхами, этими врагами спасенія нашего, — и вы еще здѣсь, на землѣ, предвкусите сладость того блаженства, которое уготовалъ Богъ любящимъ Его. Но если вы не распнете плоти вашей, то знайте, что она распнетъ васъ самихъ. Дайте только волю страстямъ, и онѣ сдѣлаются вашими тиранами. Такъ, корыстолюбіе, чѣмъ болѣе трудитесь, чѣмъ болѣе собираете, всегда твердить будетъ, что мало. Наполните, подобно евангельскому богачу, всѣ житницы ваши, корыстолюбіе заставитъ васъ разорить ихъ и построить большія. Такъ и честолюбіе, какъ высоко ни возноситесь, всегда будетъ повторять, что низко. Оно потребуетъ отъ васъ не однихъ тяжкихъ трудовъ, но даже средствъ непозволительныхъ: униженія, лести, клеветы на брата, лишь бы стать одною ступенью выше. А сколько священныхъ брачныхъ союзовъ разорвало сладострастіе! Сколько юношей, невинныхъ, въ самомъ цвѣтѣ лѣтъ, погубилъ развратъ! Сколько сердецъ изсушила зависть! Въ какіе пороки и преступленія не вовлекло пьянство! Да, грѣшники — тоже своего рода мученики. Они, какъ рабы, должны трудиться, чтобы насытить ненасытимую плоть и страсти; кромѣ того, они, какъ преступники закона ежечасно должны страшить/с. 731/ся правосудія, какъ Божескаго, такъ и человѣческаго; а кончится тѣмъ, что тѣ же грѣхи сведутъ ихъ въ могилу, а изъ могилы — въ преисподнюю. Вотъ и вся награда за ихъ страданія!..

Будемъ брагоразумны, братія! Понесемъ съ полнымъ самоотверженіемъ и терпѣніемъ крестъ свой по стопамъ Спасителя нашего; охотно распнемъ на немъ плоть свою со страстьми и похотьми, и будемъ умолять премилосерднаго Господа, да сподобитъ насъ въ день кончины нашей услышать отъ Него сей вожделѣнный гласъ: днесь со Мною будете въ раи. — Аминь. («Руков. для сельск. паст.», стр. 455, поученіе свящ. Л. Елпидинскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 727-731.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.