Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНІИ.
232. Что значитъ взять крестъ свой?

Рече Господь: иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Что это за крестъ, съ которымъ надобно идти въ слѣдъ Господа и изъ чего онъ составляется? Онъ слагается, братія мои, изъ тѣхъ печалей, скорбей и болѣзней, на которыя осудило падшаго человѣка правосудіе Божіе; изъ тѣхъ тягостей и заботъ, которыя обязанъ нести каждый, какъ членъ общества человѣческаго; изъ тѣхъ огорченій, досадъ и неудачъ, которыя каждый изъ насъ встрѣчаетъ въ жизни почти на каждомъ шагу; изъ тѣхъ неудовольствій, оскорбленій, униженій, озлобленій, которыя такъ часто доводится намъ терпѣть въ кругу своихъ ближнихъ, въ дѣлахъ общественныхъ и частныхъ, внутри своего семейства и въ обществѣ; изъ тѣхъ потерь и лишеній, несчастій и бѣдствій — общественныхъ и частныхъ, которыя попускаются на насъ или испытующею премудростію, или наказующею правдою Отца небеснаго.

Почему необходимо нести этотъ крестъ? Потому что мы достойно и праведно осуждены на труды и болѣзни, на скорби и печали, на горести и бѣдствія во всю свою жизнь до смерти. Засѣявъ сами всю землю терніями, можемъ ли не уязвиться ими? Призывая сами грѣхами своими бѣдствія на міръ Божій, можемъ ли не подвергаться имъ? Привлекая сами беззаконіями и неправдами своими проклятіе правды Божіей, можемъ ли не чувствовать на себѣ его тяжести? Сдѣлавъ сами себѣ крестъ изъ древа преслушанія и преступленія заповѣдей Божіихъ, можемъ ли не нести его? И дѣйствительно, каждый изъ насъ несетъ этотъ крестъ отъ рожденія до смерти.

Для чего же повелѣвается еще взять крестъ и нести, когда онъ есть уже на всѣхъ и всѣ несутъ его? Для того, что, когда не/с. 732/семъ его по необходимости, по неволѣ, онъ есть только заслуженная казнь, которая необходимо постигаетъ преступника, не дѣлая его чрезъ то ничѣмъ болѣе, какъ достойно казнимымъ преступникомъ; а свободно принятый и съ вѣрою несомый въ слѣдъ Господа Іисуса Христа, онъ дѣлается очистительнымъ средствомъ и исцѣляющимъ врачевствомъ отъ грѣха. Оба, распятые съ Христомъ, разбойника терпѣли одну и ту же казнь; но одинъ изъ нихъ погибъ въ своемъ невѣріи и ожесточеніи; другой же, съ искреннимъ раскаяніемъ въ грѣхахъ своихъ исповѣдуя себя достойно страждущимъ за свои беззаконія, глаголаше Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ, и за то услышалъ изъ устъ Самого Господа: днесь со Мною будеши въ раи. Такъ бываетъ и всегда. Съ однимъ и тѣмъ же крестомъ, по одному и тому же жизненному пути люди идутъ въ противоположныя стороны и приходятъ къ противоположнымъ концамъ. Одни чрезъ крестъ земныхъ скорбей и печалей, подобно разбойнику благоразумному, восходятъ на небо и въ рай; другіе, подобно другому разбойнику, со креста временныхъ скорбей нисходятъ на крестъ вѣчныхъ мученій ада.

Земная жизнь наша, братія, есть мѣсто врачеванія нашего отъ тяжкой, смертельной болѣзни грѣховной, время непрестаннаго подвига очищенія, обновленія и приготовленія нашего для царства Божія, въ которое не входитъ ничтоже скверно. Но грѣховная болѣзнь души нашей такъ упорна и застарѣла, что надобно и лѣчить ее горькими врачевствами, сильными средствами, болѣзненными операціями; корни зла такъ глубоки въ нашемъ сердцѣ, что нельзя исторгнуть ихъ безъ особенныхъ усилій и безъ тяжкой боли. Съ другой стороны, небесныя сокровища, которыя уготовалъ намъ Господь нашъ, такъ многоцѣнны, что надобно пріобрѣтать ихъ цѣною тяжкихъ трудовъ, которые не обходятся безъ болѣзней и скорбей; награды въ жизни вѣчной такъ высоки и непостижимы, что надобно заслуживать ихъ многими подвигами и трудами. Дивно ли, что на долю возлюбившихъ Господа и желающихъ благоугождать Ему чаще достается въ этомъ мірѣ страдать и терпѣть для обузданія самолюбія и плотскихъ похотей, для обученія ихъ терпѣнію, смиренію и упованію на Бога, для совершеннаго покоренія воли ихъ волѣ Божіей?

Самъ Господь славы, благоволившій воспріять на Себя грѣхи наши и подать намъ въ Самомъ Себѣ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его, — не путемъ радостей, а путемъ скорбей и страданій вошелъ въ славу Свою, юже имѣлъ у Отца прежде сложенія міра. Онъ и алкалъ и жаждалъ, терпѣлъ поношенія и уничиженія, гоне/с. 733/нія и озлобленія, судимъ и осужденъ былъ судіями беззаконнѣйшими, претерпѣлъ страшныя муки и крестную смерть. Не путемъ нѣги и роскоши, радостей и веселія, а путемъ лишенія, скорбей и страданій восходили въ слѣдъ Его свв. пророки и апостолы, мученики и подвижники. Предложите кому угодно изъ сихъ блаженныхъ чадъ Божіихъ всѣ богатства міра, всѣ радости и наслажденія жизни, всѣ почести и славу свѣта: они не отдадутъ за нихъ своей нищеты и убожества, своихъ скорбей и бѣдствій, своего креста и поруганія, которыя претерпѣли они въ земной жизни.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе (Марк. 8, 34), учитъ насъ Господь. Отвергаться себя, по заповѣди Спасителя, значитъ побѣждать въ себѣ страсти, т. е., живущія въ плоти нашей наклонности и неудержимыя влеченія ко грѣху и ко всякому злу.

Всѣ люди, не исключая и великихъ праведниковъ, несвободны были отъ страстей, во всемъ были подобострастны намъ. Только они не давали имъ воли надъ собою, а своевременно укрощали и подавляли ихъ. Если же когда, по естественной немощи своей, и падали въ борьбѣ съ ними, то скоро за то и возставали, и съ новою, большею силою и опытностію вступали съ ними въ бой, пока не одолѣвали ихъ, и такимъ образомъ восходили все выше и выше, ночему и достойно величаются у насъ подвижниками, доблестными воинами, земными ангелами, небесными человѣками.

Сильны, коварны и живучи страсти и у великихъ подвижниковъ Христовыхъ; а между нами многіе доходятъ до такого самообольщенія и усыпленія грѣховнаго, что, и придя на исповѣдь, смѣютъ говорить, что они не знаютъ за собой никакихъ страстей и пороковъ. Есть во всѣхъ насъ страсти, да только таятся и прячутся онѣ отъ мысленнаго взора нашего такъ лукаво, что мы не видимъ, не сознаемъ и не чувствуемъ ихъ. Внемли себѣ каждый, опустись, такъ сказать, въ самую глубь души своей и при свѣтѣ Слова Божія, писаній и примѣровъ святоотеческихъ, зорко, строго пересмотри всѣ свои склонности, чувствованія, желанія, слова и поступки, и увидишь, что ты то и есть гнѣздилище, игралище страстей, которыя незамѣтно опутали тебя съ ногъ до головы своими сѣтями и узами и властвуютъ надъ тобою, какъ надъ побѣжденнымъ плѣнникомъ и рабомъ неключимымъ. Если самые воители страстей во всю жизнь свою мужественно сражались съ ними, какъ съ самыми лютыми врагами, не складывая браннаго оружія и постоянно, до самой смерти держа себя насторожѣ, какъ неусыпные часовые, то какъ же намъ то думать и говорить, что у насъ нѣтъ страсти, что намъ не съ кѣмъ, или не надо воевать. На/с. 734/противъ, есть съ кѣмъ и необходимо воевать не на животъ, а на смерть, чтобы не промѣнять вѣчное блаженство на временную грѣха сладость. Объ этомъ то и говорится въ евангельскихъ словахъ Іисуса Христа: кто сохранитъ душу свою въ животѣ семъ, тотъ погубитъ ее. Аминь. (Изъ разныхъ поученій).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 731-734.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.