Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ СВ. ПРАОТЕЦЪ.
233. Праотцы — примѣры для подражанія намъ.

Предъ Рождествомъ Христовымъ Церковь творитъ память праотцевъ. Праотцами называются предки еврейскаго народа, жившіе отъ начала міра до Іисуса Христа и имѣвшіе руководящее значеніе въ жизни богоизбраннаго народа, т. е. патріархи, пророки и вожди его. Попечительная мать наша св. Церковь, заботясь о нашемъ спасеніи, старается о томъ, чтобы мы достойно встрѣтили великій праздникъ Рождества Христова. Для побужденія насъ къ нравственному самоочищенію, она поставляетъ предъ нами цѣлый сонмъ великихъ праотцевъ, просіявшихъ богоугодною жизнію. Церковь установила праздновать память праотцевъ предъ Рождествомъ Христовымъ потому, что память ихъ, по выраженію церковной пѣсни, возвѣщаетъ это величайшее событіе. Всѣ праотцы жили надеждою на имѣющаго явиться Искупителя и постоянно высказывали свою вѣру въ Него. Ной предсказалъ, что обѣтованный Искупитель произойдетъ изъ потомства Симова. Авраамъ только жилъ надеждою на имѣющаго произойти отъ него потомка — Христа. Кроткій царь Давидъ прообразовалъ собою кротчайшаго Агнца — Христа; онъ же предсказалъ о страданіяхъ и воскресеніи Христовомъ.

Остановимъ свое вниманіе на жизни нѣкоторыхъ изъ праотцевъ.

Праведнаго Ноя Церковь ублажаетъ за то, что онъ исполнялъ всѣ заповѣди божественныя. Въ то время, когда всѣ живущіе на землѣ развратились до того, что ни въ комъ не осталось ничего духовнаго, и всѣ заботились только объ удобствахъ своей тѣлесной жизни, одинъ Ной жилъ благочестиво: онъ прежде всего заботился о служеніи Богу, и не только самъ служилъ Ему своею чистою жизнію, но и современниковъ своихъ старался обратить на путь истины проповѣдію покаянія.

Въ Авраамѣ Церковь выставляетъ, какъ примѣръ для подражанія, его любовь къ Богу, его твердую вѣру и надежду на Бога. Господь нѣсколько разъ повторялъ Аврааму обѣтованіе о много/с. 735/численности его потомства; однако, Авраамъ и его жена достигли глубокой старости, а дѣтей у нихъ не было. Несмотря на это, Авраамъ вѣрилъ въ исполненіе обѣтованія Божія, и вѣра великаго патріарха оправдалась: у столѣтняго Авраама и девяностолѣтней жены его Сарры родился сынъ Исаакъ. Когда Исааку исполнилось семнадцать лѣтъ, Господь, испытывая твердость вѣры Авраама, потребовалъ отъ него принести сына въ жертву. Авраамъ изъ любви къ Богу изъявилъ готовность исполнить Его повелѣніе. За такой подвигъ самоотверженной любви, Господь, принявъ готовность Авраама вмѣсто дѣйствительнаго принесенія имъ сына въ жертву, благословилъ его и обѣщалъ умножить потомство его, какъ песокъ земной. Авраамъ повѣрилъ Богу, и эта вѣра вмѣнилась ему въ праведность.

Въ Іосифѣ Церковь указываетъ намъ иныя добродѣтели: онъ, по выраженію церковной пѣсни, любилъ покоряться отцу, былъ цѣломудренъ и праведенъ. Будучи сыномъ любимой жены патріарха Іакова, Іосифъ отличался особенною скромностью, и за это отецъ любилъ его больше другихъ своихъ сыновей; братья же ненавидѣли его именно за то, что онъ былъ любимцемъ отца. Ненависть ихъ къ Іосифу дошла до того, что они не задумались продать его въ рабство. Будучи рабомъ у египетскаго вельможи Пентефрія, Іосифъ подвергся сильному искушенію: жена этого царедворца, соблазнившись красотою Іосифа, уговаривала его вступить въ преступную связь съ нею, обманувъ ея мужа. Іосифъ устоялъ противъ искушенія, не совершилъ злого дѣла. Разгнѣванная неудачной попыткой соблазнить праведнаго юношу, жена Пентефрія добилась заключенія Іосифа въ темницу, откуда онъ былъ освобожденъ самимъ царемъ египетскимъ, который сдѣлалъ его первымъ послѣ себя лицомъ въ Египтѣ. Онъ простилъ своихъ братьевъ, прибывшихъ въ Егішетъ, когда имѣлъ полную возможность отомстить имъ за причиненное ему зло, отвелъ имъ для поселенія одну изъ лучшихъ египетскихъ областей и до самой смерти своей заботился о нихъ. Всѣ названные праотцы жили въ такъ называемый патріархальный періодъ.

Изъ праотцевъ періода подзаконнаго Церковь указываетъ намъ между другими на пророка и царя Давида, отличавшагося кротостію, и на трехъ отроковъ съ пророкомъ Даніиломъ, прославившихся исполненіемъ отеческаго закона въ трудное время вавилонскаго плѣна.

Великій предокъ Іисуса Христа по плоти, царь Давидъ, какъ человѣкъ, впадалъ во многіе и тяжкіе грѣхи. Но онъ умѣлъ каяться въ нихъ. Раскаяніе его всегда бывало искренно и глубоко. /с. 736/ Плодъ его покаяннаго настроенія представляетъ, такъ прекрасно выражающій чувства грѣшника, пятидесятый псаломъ, начинающійся словами: «помилуй мя, Боже». Въ послѣдніе годы своего царствованія Давидъ перенесъ много огорченій отъ своихъ дѣтей. Сынъ его Авессаломъ вздумалъ занять царскій престолъ еще при жизни отца. Онъ изгналъ отца изъ Іерусалима, и Давидъ долженъ былъ скитаться по своему царству. Однажды, на пути, Давида встрѣтилъ одинъ израильтянинъ изъ потомства Саулова — Семей и сталъ издѣваться надъ изгнаннымъ царемъ, проклиная его за то, что онъ будто бы отнялъ царство у потомковъ Саула. Сопровождавшій Давида военачальникъ Авесса изъявилъ готовность снять голову дерзкому; но Давидъ запретилъ ему дѣлать это и терпѣливо перенесъ поношеніе отъ своего подданнаго. Онъ простилъ его и потомъ, когда снова занялъ престолъ.

Даніилъ и три друга его жили въ плѣну вавилонскомъ. Какъ самые даровитые изъ плѣнныхъ еврейскихъ юношей, они воспитывались при царскомъ дворѣ. Живя въ роскоши, они не соблазнялись ею и оставались вѣрны закону своихъ отцевъ. Опасаясь нарушить законъ вкушеніемъ запрещенной пищи, они отказались отъ царскаго стола и питались одною растительною пищею. Они не исполнили, изъ вѣрности Богу отцевъ своихъ, царскаго указа, повелѣвшаго, подъ страхомъ смерти, поклониться поставленному царемъ вавилонскимъ идолу, согласившись лучше претерпѣть мученія и смерть, чѣмъ отказаться отъ Бога.

Цѣлыя тысячелѣтія жили св. праотцы лишь одною надеждою на явленіе Спасителя. Мы же, братія, имѣемъ счастіе жить уже послѣ Его явленія. Праотцы жили богоугодно, не имѣя такого полнаго Божественнаго Откровенія, какое имѣемъ мы въ ученіи Іисуса Христа и Его апостоловъ, и не имѣя тѣхъ благодатныхъ средствъ ко спасенію, какія имѣемъ мы въ таинствахъ Церкви. Они были людьми подобострастными намъ, и если просіяли праведностью, то этимъ они обязаны тому, что постоянно памятовали о Богѣ и располагали свою жизнь по заповѣдямъ Божіимъ, а не по велѣніямъ своихъ страстей. Еще ап. Павелъ, въ своемъ посланіи къ евреямъ, убѣждалъ ихъ подражать праотцамъ: перечисливши по именамъ главнѣйшихъ предковъ еврейскаго народа, различными путями показавшихъ твердость своей вѣры въ Бога, онъ восклицаетъ: имѣя вокругъ себя такое облако свидѣтелей, свергнемъ съ себя всякое бремя и запинающій насъ грѣхъ, и съ терпѣніемъ будемъ проходить предлежащее намъ поприще (Евр. 12, 1). Оставимъ ли мы безъ вниманія призывъ апостола и заботы о нашемъ спасеніи Церкви, указывающей намъ въ примѣръ бого/с. 735/угодной жизни праотцевъ, путь, по которому мы должны слѣдовать, чтобы удостоиться ихъ блаженной участи въ царствѣ Христовомъ? (Сост. по «Воскресн. чтен.», за 1894 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 734-737.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.