Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ СВ. ПРАОТЕЦЪ.
235. Много званныхъ, мало же избранныхъ.

Слышанная нами притча Господня о званныхъ на вечерю велію первѣе всего относится къ народу іудейскому, современникамъ Іисуса Христа. Вечеря велія есть новое благодатное Царство Христово, — явленіе Его въ міръ для спасенія людей. Подъ рабомъ, зовущимъ на вечерю, разумѣется Самъ Господь Іисусъ Христосъ, Который, какъ Мессія, будучи Богомъ, въ Своемъ воплощеніи принялъ зракъ раба (Филип. 2, 4). Зоветъ Онъ многихъ: звалъ евреевъ чрезъ законъ пророковъ, откровеніе и многоразличными дѣйствіями Своими въ исторіи еврейскаго народа. Первые званные — это духовные руководители и представители еврейскаго народа. Они не послушали голоса Христова, отвергали Его ученіе, ради чувственныхъ земныхъ своихъ стремленій и отринули Христа. Отъ руководителей народа Господь обращается къ самому народу, представленному въ притчѣ подъ именемъ нищихъ, увѣчныхъ, вообще бѣдныхъ по своему положенію, оказавшихся болѣе послушными. Бѣдные пошли на ужинъ, вошли въ царство Христово, но мѣстъ за ужиномъ оставалось еще много, и Богъ призываетъ въ царство Свое чрезъ Христа и Его апостоловъ язычниковъ, которые представленны здѣсь подъ образомъ людей, собранныхъ внѣ города — по дорогамъ и распутіямъ, — внѣ народа избраннаго изъ среды чужой. Такимъ образомъ наполнился домъ гостями. Много было званныхъ, но оказалось мало изъ нихъ избранныхъ.

Къ этому благодатному пиршеству приглашаются всѣ люди, приглашаются давно и усердно; къ нему призываетъ Самъ Сынъ Божій, призываетъ слово апостоловъ, призываютъ отцы и учители Церкви, призываютъ угодники Божіи; немолчно зоветъ Церковь, и ученіемъ и богослуженіемъ, молитвами и пѣснопѣніями. Зоветъ насъ Господь радостями и скорбями и общественными бѣдствіями, такъ что, на каждомъ шагу жизни внимательный можетъ слышать голосъ, призывающій его къ исправленію жизни.

Но изъ числа призываемыхъ къ пиршеству благодати, многіе отказываются отъ него подъ предлогомъ земныхъ занятій и попеченій. Въ воскресный и праздничный день Церковь приглашаетъ насъ въ храмъ къ богослуженію, — и многіе изъ насъ на этотъ зовъ отвѣчаютъ: имѣй мя отреченна. Кто вчера поздно воротился домой изъ зрѣлища, кто дома устраивалъ собраніе для друзей и знакомыхъ, и потому утромъ праздника пользуется для отдохнове/с. 740/нія. Радуются тому, что завтра не позовутъ ихъ на службу; а забываютъ о долгѣ къ Тому, Кто имѣлъ бы право все наше время потребовать себѣ на служеніе, а по снисхожденію требуетъ отъ насъ одного изъ семи дней, — не даютъ Ему въ этомъ днѣ и единаго часа. Иной по дѣламъ торговымъ и домашнимъ не идетъ въ церковь. Поселянинъ въ праздничный день идетъ въ городъ продавать деревенскіе запасы, или покупать для себя нужное, и потому не бываетъ въ храмѣ. Церковь зоветъ къ покаянію. Многіе изъ насъ и на сей зовъ отвѣчаютъ: имѣй мя отреченна. Кто говоритъ, что отговѣетъ послѣ когда-нибудь, а теперь нѣтъ еще расположенія; кто отговаривается недосугомъ, какъ особенно живущіе въ услуженіи и ссылающіеся въ свое оправданіе на домохозяевъ, будто бы не пускающихъ въ храмъ для говѣнія; кто даже еще дерзновеннѣе говоритъ, что не каждый же годъ говѣть непремѣнно. Церковь требуетъ соблюденія установленныхъ постовъ. Еще большая часть изъ насъ на сей призывъ отвѣчаетъ рѣшительнымъ отказомъ. Одинъ говоритъ, что не можетъ питаться постною пищею; другой получилъ запретъ на нее отъ врача; третій не видитъ важности въ соблюденіи и нарушеніи постовъ; четвертый требуетъ даже рѣшительно ихъ отмѣны Церковію. Церковь требуетъ отъ всѣхъ своихъ членовъ чистоты и непорочности. И много ли послушающихъ? Церковь требуетъ, чтобы мы заботились больше о душѣ, нежели о тѣлѣ; но въ чемъ проходитъ вся наша жизнь и дѣятельность, какъ не въ заботахъ о жизни временной?

И, что всего гибельнѣе, уклоняющіеся отъ призыванія благодати подъ предлогомъ міскихъ занятій и привязанностей, не признаютъ своей виновности, оправдываютъ себя, какъ будто сдѣлали все, что требуется отъ христіанина для его спасенія. Но не такъ судитъ Господь. Услышавъ отъ раба своего, что званные на вечерю отрекаются отъ нея подъ предлогомъ различныхъ занятій, разгнѣвался домовладыка и сказалъ: глаголю вамъ, яко ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моея вечери. Подобно сему, если нынѣ глухи мы къ гласу благодати, завтра не внемлемъ призыванію Церкви, послѣ опять отрицаемся отъ внушеній совѣсти и вѣры, нынѣ холодны къ молитвѣ и слову Божію, въ друтое время безпечны къ покаянію и назиданію себя, мало-по-малу ожестѣетъ сердце для благодати, и скажетъ намъ Господь: звахъ вы и не послушасте, простирахъ руцѣ Мои къ вамъ и не пріидосте. Глаголю вамъ: никтоже мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моея вечери. Аминь. («Воскресныя Бесѣды», 1871 г., стр. 201).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 739-740.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.