Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ РОЖДЕСТВОМЪ ХРИСТОВЫМЪ.
236. Тайна воплощенія Сына Божія.

Вѣрую въ Сына Божія, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія сшедшаго съ небесъ и воплотившагося отъ Духа Свята и Маріи Дѣвы и вочеловѣчшася.

Когда же приличнѣе было бы остановиться на этихъ словахъ Сѵмвола Вѣры, какъ въ эти предпразднественные дни Рождества Христова? Легко сказать, что Сынъ Божій сшелъ съ небесъ, воплотился и вочеловѣчился; но кто въ состояніи уразумѣть эту велію благочестія тайну? Какъ Сынъ Божій, будучи Богомъ вездѣсущимъ, сшелъ съ небесъ и никогда не переставалъ быть вездѣ? Какъ Богъ неизмѣняемый содѣлался Богочеловѣкомъ? Какъ Творецъ и Вседержитель вселился въ тварь, принявши человѣческую плоть? Какъ Единородный Сынъ Божій, рожденный предвѣчно отъ одного Отца, родился во времени безсѣменно отъ одной матери Дѣвы! Какъ неизреченный Богъ такъ снизшелъ къ твари? Какое слово можетъ высказать, какой разумъ можетъ уразумѣть эту тайну? Никто и никогда, ни на небѣ, ни на землѣ.

Что же намъ остается дѣлать? Остается принять съ благоговѣйною вѣрою то, что непостижимо для насъ въ этой тайнѣ и познать то, что открыто и извѣстно. Открыто же намъ, что Пресвятая Дѣва Марія, родивши Христа Бога, и прежде рождества и во время рождества, и послѣ рождества, пребываетъ Дѣвою и потому называется Приснодѣвою; пребываетъ и Матерію и Дѣвою. Открыто и извѣстно намъ изъ тайны воплощенія то, что Сынъ Божій, хотя воспріялъ на Себя нашу плоть человѣческую, но не плоть грѣховную, а чистую отъ грѣха, и даже чуждую возможности грѣшить. Открыто намъ, что въ Богочеловѣкѣ Божество соединилось съ человѣчествомъ съ самаго Его зачатія и при томъ соединилось съ цѣлою человѣческою природою, т. е. съ душею и тѣломъ; что Божество соединилось съ человѣчествомъ неслитно и неизмѣнно, т. е. сущности обоихъ естествъ — Божескаго и человѣческаго пребываютъ въ Іисусѣ Христѣ совершенно цѣлы: естество Божеское осталось цѣло съ своей стороны, а человѣчество осталось съ своей стороны. Іисусъ Христосъ есть не два, а единое Божеское Лице — Богочеловѣкъ; не переставая быть истиннымъ Богомъ и Господомъ, Онъ содѣлался истиннымъ человѣкомъ. Съ нашимъ человѣчествомъ Іисусъ Христосъ — Богочеловѣкъ и теперь пребываетъ на небесахъ; съ нашимъ человѣчествомъ Онъ пріидетъ нѣкогда на землю судить живыхъ и мертвыхъ; съ нашимъ человѣчествомъ /с. 742/ Онъ будетъ царствовать со всѣми святыми во вѣки вѣковъ. Вотъ чего удостоена наша природа человѣческая въ лицѣ Богочеловѣка.

Сего ради Богъ на землю сниде, да насъ на небеса возведетъ (Акаѳ. Конд. 8). Въ этихъ словахъ церковной пѣсни указана цѣль, для которой пришелъ на землю и воплотился Богъ-Слово, — чтобы человѣка созданнаго для неба и падшаго и умерщвленнаго грѣхомъ, порабощеннаго земными страстями, снова возвести на небо при томъ справедливомъ условіи, если онъ, сознавъ свое крайнее заблужденіе и гибельность избраннаго имъ пути обратится всѣмъ сердцемъ къ Богу, отъ Котораго отпалъ, покается всѣмъ сердцемъ, отвергнетъ житейскія пристрастія, возлюбитъ Бога и поживетъ на землѣ небесно, насколько возможно при помощи божественной благодати. Онъ пришелъ отвратить отъ насъ крайнее безчестіе грѣха и страстей, коимъ мы поработились по своей волѣ, избавить отъ гибельнаго рабства діаволу, отъ праведнаго проклятія и вѣчной смерти, возродить насъ благодатію крещенія, усыновить насъ и даровать намъ Духа Святаго, съ помощію Котораго мы могли бы жить на землѣ достойно высокаго своего званія — чадъ Божіихъ. Господь основалъ на землѣ Церковь свою, которой вручилъ небесное и спасительное ученіе, Свои спасительныя таинства, далъ своихъ учителей и пастырей, которымъ ввѣрилъ руководство къ небу искупленнаго человѣчества. Божественный планъ спасенія совершился во множествѣ человѣковъ спасенныхъ, совершается и нынѣ во всѣхъ покорныхъ любвеобильному гласу Божію, зовущему ихъ ко спасенію.

Но многіе ли понимаютъ и принимаютъ этотъ премудрый и въ то же время простой планъ нашего спасенія? Многіе ли принимаютъ даруемыя Богомъ средства къ своему спасенію? Многіе ли думаютъ о небесномъ наслѣдіи, уготованномъ для нихъ благостію Отца небеснаго, ради Сына Его Единороднаго? Мы видимъ, что современный человѣкъ упалъ крайне глубоко, весь погрузился въ чувственность, связалъ всего себя житейскими страстями и чувственными удовольствіями, извратилъ порядокъ жизни, указанный Творцемъ, и такимъ образомъ, не только не слѣдуетъ божественному плану спасенія нашего, но и разрушаетъ его. Таковы бываютъ и плоды безразсудной жизни. Человѣкъ, поправшій Божіи дары съ такимъ безразсудствомъ и съ такою дерзостію, лишается всѣхъ Божіихъ обѣтованій и даровъ.

Посмотрите на жизнь современнаго человѣка, какъ она неестественна, какъ не христіански провождается. Посмотрите, какъ онъ извратилъ самыя наслажденія чувственныя. Для обонянія и вкуса, для дыханія онъ изобрѣлъ и воскуряетъ почти непрестан/с. 743/но острый и пахучій дымъ, пропитывается этимъ зловоніемъ самъ, заражаетъ этимъ дымомъ воздухъ жилища своего. Поглощаемый постоянно дымъ не можетъ не дѣйствовать и на тонкость сердечнаго чувства; онъ сообщаетъ ему плотяность, грубость, чувственность. Чрево — стало идоломъ: постовъ многіе совсѣмъ не держатъ, считая ихъ тягостными; пированіе и пьянство сдѣлались явленіями постоянными; деньги — стали современнымъ кумиромъ, и для легкаго пріобрѣтенія ихъ люди не пренебрегаютъ никакими средствами, какъ бы они ни были неблагородны, нечестны; всѣ помыслы, заботы, забавы, въ томъ числѣ и игра, удовольствія, искательства, намѣренія, предпріятія, даже ученіе направлены къ землѣ; о небѣ, о небесномъ званіи, о небесномъ ученіи и житіи во многихъ домахъ нѣтъ и помину... Человѣкъ сталъ весь земля, весь прахъ! А между тѣмъ Богъ сошелъ на землю для того именно, чтобы человѣка возвести на небо. Адаме гдѣ еси? (Быт. 3, 9). Человѣкъ христіанинъ, гдѣ ты? Какъ ты глубоко ниспалъ? Въ какую тьму зашелъ ты самъ добровольно?

Возникни, выйди въ свѣтъ Божій, познай свое божественное благородіе, свое небесное званіе, возвратись къ Богу, брось чувственность, мертвящую духъ, умертви плотскія страсти, покайся и соединись съ Богомъ, да возведетъ тебя на небо и посадитъ съ Собою на престолѣ царства Своего.

Мы должны встрѣчать и провожать каждый христіанскій праздникъ съ глубокимъ размышленіемъ о томъ, какая его сущность и какая его цѣль, какая наша къ нему обязанность, — должны знать христіанскій смыслъ всякаго праздника. И тогда-то будетъ для насъ душеспасителенъ всякій праздникъ. Иначе врагъ спасенія нашего окрадетъ насъ, и праздникъ Божій обратитъ въ праздникъ плоти и крови, въ праздникъ беззаконія, какъ это часто и бываетъ. Время намъ, братія, праздновать праздники разумно, благочестно, а не безумно не въ нечестіи всякаго рода, не по-язычески. Господь да сохранитъ насъ всѣхъ въ наступающій праздникъ Рождества Христова отъ всякаго грѣховнаго дѣла. Да будетъ праздникъ нашъ угоденъ Спасителю, чтобы рожденный Младенецъ Христосъ явился нашимъ Спасомъ чрезъ вѣру въ Него, чрезъ исправленіе наше и чрезъ добрыя дѣла наши. Аминь. (Изъ разн. поученій).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 741-743.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.