Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ РОЖДЕСТВОМЪ ХРИСТОВЫМЪ.
237. О родствѣ человѣка съ Богомъ.

Книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Мѳ. 1, 1). Остановимся на этихъ начальныхъ словахъ слышаннаго нами Евангелія, — что они говорятъ намъ? То, что Сынъ Божій единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, воспріявъ человѣческое естество вступилъ въ родство съ человѣками, имъ же Самимъ сотворенными по образу и подобію Своему, но согрѣшившими по дерзкому преслушанію и крайне растлившимися по причинѣ преступленій безчисленныхъ; Сынъ Божій содѣлался Сыномъ человѣческимъ, т. е. человѣкомъ, во всемъ намъ подобнымъ, кромѣ грѣха, не преставъ быть Богомъ безначальнымъ и всемогущимъ. Какая благость, какое милосердіе! Какое снисхожденіе крайнее! Какое обнищаніе добровольное! Принявъ наше обнищавшее грѣхами естество, Онъ и раждается въ бѣдности, отъ бѣдной, хотя царскаго рода, Пречистой Дѣвы — въ убогомъ вертепѣ.

Пробудись, человѣкъ, отъ своего грѣховнаго усыпленія и размысли, что значитъ это дивное смотрѣніе Божіе о тебѣ, это дивное истощаніе Сына Божія ради тебя, и откликнись на любвеобильный къ тебѣ гласъ Божій. Что онъ говоритъ? Онъ говоритъ Я пришелъ взыскать и спасти тебя, погибшаго (Мѳ. 18, 11) грѣшника. Покайся же, исправь пути сердца твоего, все поведеніе твое, обновись, отложи ветхость грѣховную, возлюби правду и возненавидь беззаконіе, ибо Сыну Божію сродны только тѣ, которые исполняютъ заповѣди Его. Только призови Меня отъ всей души, и Я во всемъ помогу тебѣ; въ Церкви Моей Я положилъ всѣ средства къ спасенію; воспользуйся ими со всѣмъ тщаніемъ и спасешься удобно.

Книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля. Слыша о родствѣ Господа по плоти и по духу съ Авраамомъ и Давидомъ и съ прочими праотцами, между коими были и не безгрѣшные люди, — помни, братъ, помни сестра, что и съ вами Господь вступилъ въ близкое родство; Онъ сталъ не только вашимъ Богомъ и Спасителемъ, но вашимъ Братомъ по человѣчеству, ибо сказано: не стыдится братію нарицати ихъ (Евр. 2, 11); Онъ сталъ намъ единокровнымъ и сотѣлеснымъ, такъ что мы члены Его, отъ плоти Его и отъ костей (Еф. 5, 30); и когда мы отчуждаемся отъ Него грѣхами своими, Онъ снова приглашаетъ насъ возстановить единеніе съ Нимъ, призывая насъ къ покаянію, и кающихся искренно снова пріемлетъ въ духовное общеніе съ собою, сообщая намъ Духа Своего Святаго, о Немже вопіемъ Богу: Авва Отче! (Рим. 8, 15). Онъ возобновляетъ союзъ съ кающимися грѣшниками неизреченно любвеобильнымъ образомъ, подавая намъ плоть и кровь свою и возглашая съ безмѣрною кротостію и любовію: прі/с. 745/имите ядите: сіе есть тѣло Мое и: пійте отъ нея вси: сія есть кровь Моя Новаго Завѣта (Мѳ. 26-28). Какое снисхожденіе, какое спасеніе, какая честь — вкушать самое пречистое Тѣло Господа Іисуса Христа и пить самую пречистую Кровь Его! Эта честь высочайшая! Это спасеніе предивное! Ибо всякій разъ искренно причащающійся, будучи мертвъ духомъ, оживляется, отъ грѣховъ разрѣшается Духомъ Святымъ, освящается и обожается преславнымъ обоженіемъ.

Помни же, человѣкъ-христіанинъ, свое родство съ Сыномъ Божіимъ воплотившимся для нашего спасенія, и всемѣрно старайся держать себя достойно своего званія, бѣги грѣха во всѣхъ его видахъ, противоборствуй всякому грѣху, какъ вѣрный воинъ Христовъ, ревнуй о святости во всемъ житіи, какъ сказано: святи во всемъ житіи будете (Петр. 1, 15). Аминь. (Поученіе прот. Іоанна Кронш., т. 1-й, стр. 248).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 744-745.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.