Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ РОЖДЕСТВОМЪ ХРИСТОВЫМЪ.
238. О религіозномъ и нравственномъ состояніи человѣчества до Рождества Христова.

Мы готовимся праздновать всерадостное Рождество Христа Спасителя. Рождество Христово для насъ, поистинѣ, есть день радости и веселія.

Чѣмъ было человѣчество въ религіозномъ и нравственномъ отношеніи безъ Христа? Тѣмъ же, чѣмъ оно и до настоящаго времени является у нехристіанскихъ народовъ. Разумный человѣкъ преклонялъ колѣни предъ идолами и служилъ, какъ богамъ, — несовершеннымъ и ограниченнымъ тварямъ, приносилъ имъ въ жертву животныхъ и людей, пытался пріобрѣсти ихъ благосклонность постыдными и гнусными дѣлами. Мы преклоняемъ колѣна не предъ тварію, а предъ Творцомъ, служимъ Богу, Который есть Духъ, и вмѣсто всякихъ жертвъ приносимъ Ему въ жертву умерщвленіе нашихъ грѣховныхъ страстей, чтимъ Его добрыми дѣлами. Тщимся уподобиться Ему, чтобы сдѣлаться совершенными, какъ совершенъ Отецъ нашъ, иже на небесѣхъ. Вѣруемъ въ Бога, отеческая попечительность Котораго простирается на всѣхъ; простираемъ къ Нему молитвенныя руки въ скорбяхъ и благодаримъ Его въ счастіи, какъ Подателя всѣхъ благъ.

Чѣмъ было безъ Христа семейство, эта первая основа человѣческихъ обществъ? Оно было тѣмъ же, чѣмъ и до сихъ поръ является у нехристіанскихъ народовъ. Мужъ не былъ супругомъ и отцомъ, а владыкой и тираномъ и жены и дѣтей; жена не была супругою и матерью, а рабою и стяжаніемъ мужа; дѣти были свя/с. 746/заны съ родителями страхомъ и находились въ безусловномъ распоряженіи отца; благодаря варварскому учрежденію многоженства, женщина еще болѣе презиралась, семейнаго порядка не было, и воспитаніе дѣтей было самое неправильное. Нынѣ, благодареніе Христу Спасителю, семейство возвышено и облагорожено. Мужъ теперь не владыка и тиранъ, а супругъ и отецъ; онъ почитаетъ и любитъ свою жену, какъ равную и единочестную съ нимъ, любитъ и своихъ дѣтей и отечески заботится объ нихъ. Жена болѣе уже не раба, а супруга и мать, любящая и почитающая мужа, управляющая хозяйствомъ и заботящаяся прежде всего о воспитаніи дѣтей. Чѣмъ было человѣчество безъ Христа? Оно представляло собою то же печальное зрѣлище, которое представляетъ еще и нынѣ общество людей внѣ христіанства. Тяжелое иго рабства лежало на цѣлой половинѣ человѣчества. Рабы были лишены всѣхъ человѣческихъ правъ и отданы въ жертву жестокости и безчеловѣколюбію своихъ господъ. Люди находили развлеченіе и удовольствіе въ зрѣлищахъ, въ которыхъ люди же растерзывались дикими звѣрями, или убивали другъ друга. Прекрасное и благородное слово человѣколюбіе нигдѣ не появлялось, а всюду царило полнѣйшее равнодушіе и безсердечность относительно бѣдныхъ и несчастныхъ. Нынѣ рабство отмѣнено Христомъ, поелику Евангеліе провозгласило всѣхъ равными, іудеевъ и эллиновъ, рабовъ и свободныхъ, мужчинъ и женщинъ. Всѣ жестокія и безчеловѣчныя, зрѣлища исчезли, духъ любви и человѣколюбія распространился повсюду, нагіе одѣваются, алчущіе насыщаются, больные и находящіеся въ темницѣ посѣщаются.

Но представляютъ ли собою современныя христіанскія общества такую свѣтлую картину? Мы научены вѣровать въ Единаго только Бога, но сколько есть теперь христіанъ, которые и словами и особенно жизнію отрицаютъ Бога! Сколько есть христіанъ проповѣдающихъ безбожіе; по ученію которыхъ человѣкъ обнажается отъ всѣхъ возвышенныхъ и благородныхъ чувствъ, исторгается изъ его сердца всякая надежда въ случаѣ несчастія, всякая сдержка въ счастіи, онъ низводится въ разрядъ безсловесныхъ животныхъ. Мы научены не служить болѣе идоламъ; но сколько есть христіанъ, обнаруживающихъ въ себѣ идоловъ гордости и страстей, приносящихъ въ жертву имъ и долгъ, и совѣсть. Мы научены вѣровать въ Бога Промыслителя и надѣяться на Него; но много ли христіанъ, искренно вѣрующихъ въ божественный Промыслъ? Сколько есть между нами живущихъ такъ, какъ бы вовсе не было на небесахъ всеблагого Отца, а всѣ свои надежды возлагаютъ на вещественныя блага и на человѣческую помощь и при /с. 747/ первомъ затрудненіи и неудачѣ въ жизни приходятъ въ отчаяніе? Евангеліе облагородило и освятило семью, но какъ часто и христіанская семья представляетъ печальное зрѣлище! Бракъ, этотъ священный союзъ, у многихъ упалъ до простой денежной сдѣлки или удовлетворенія страсти, и вслѣдствіе этого взаимная другъ ко другу любовь и привязанность поколебались; священныя узы, соединяющія дѣтей съ родителями, ослабѣли, нѣжность родителей къ дѣтямъ, любовь и уваженіе дѣтей къ родителямъ охладѣли, ссоры и раздоры и всякая мерзость нерѣдко нынѣ возмущаютъ семейный миръ и угрожаютъ совершеннымъ разрушеніемъ семьи. Исчезло изъ христіанскаго міра рабство; но какъ часто сильные оказываются выше законовъ, нарушаютъ ихъ непрестанно, обижаютъ и притѣсняютъ бѣднаго и убогаго! Исчезли жестокія и безчеловѣчныя зрѣлища; но какъ часто и нынѣшнія зрѣлища разжигаютъ страсти, вливаютъ ядъ порчи и нечестія въ нѣжныя сердца юношества и ведутъ его къ погибели!

Но удалимъ отъ себя всѣ печальныя сближенія при встрѣчѣ всерадостнаго праздника Рождества Христова. Зло не исчезло, да и не исчезнетъ съ земли, пока на ней живетъ человѣкъ. Но спасительныя христіанскія начала проникли всюду и измѣнили къ лучшему все человѣчество. По христіанству живутъ даже тѣ, которые равнодушно и даже враждебно относятся къ Евангелію. Весь міръ проникнутъ христіанствомъ. А то, что прежде всего измѣнило, возсоздало человѣчество, это — любовь, совершенно не извѣстная древности, любовь, которую воплотившаяся и въ вертепѣ родившаяся безпредѣльная Любовь распростанила по всему міру. Эту любовъ обнаружимъ, братія, особенно въ эти дни празднованія Рождества Христова. Вспомнимъ, что главнѣйшимъ признакомъ насъ христіанъ служитъ любовь, проявляющаяся въ дѣлахъ. Поспѣшимъ же каждый по мѣрѣ своихъ силъ накормить алчущаго, напоить жаждущаго, одѣть нагого, посѣтить больного и находящагося въ темницѣ, и тогда провожденіе святокъ будетъ дѣйствительно святымъ, спасительнымъ провожденіемъ этого времени. («Христ. чтен.», 1889 г., ноябрь-декабрь, стр. 513).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 745-747.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.