Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО РОЖДЕСТВѢ ХРИСТОВѢ.
240. Урокъ изъ Евангельскаго повѣствованія объ избіеніи младенцевъ.

И пославъ изби вся дѣти сущыя въ Виѳлеемѣ и во всѣхъ предѣлѣхъ его (Мѳ. 2, 16).

Два событія рядомъ и совершенно противуположныя: рождество Христа-Богомладенца и неповинная смерть виѳлеемскихъ младенцевъ! Одно — событіе, въ высшей степени радостное, другое — поразительно прискорбное. Одно, — показывающее всю безпредѣльную благость и любовь великаго Бога; другое — всю злобу и жестокость человѣка.

Трудно было бы повѣрить, братія, что Иродъ, царь іудейскій, совершилъ такое страшное злодѣяніе если бы оно не подтверждалось не только Евангельскою, но даже языческою исторіею. Какъ онъ могъ рѣшиться на такой поступокъ? Волхвы или мудрецы Востока, руководимые чудною звѣздою, приходятъ во Іерусалимъ и спрашиваютъ: гдѣ есть рождейся царь Іудейскій: видѣхомъ бо звѣзду его на востоцѣ (Мѳ. 2, 2). Вопросъ смущаетъ Ирода и весь Іерусалимъ, ожидавшій тогда пришествія Мессіи. Первосвященники и книжники іудейскіе, къ которымъ обратился Иродъ о мѣстѣ рожденія Христа, отвѣчали, что по предсказанію одного изъ пророковъ, Христосъ долженъ родиться въ Виѳлеемѣ. Если бы Иродъ могъ сколько-нибудь разсуждать здраво, онъ понялъ бы, что тутъ совершается что то сверхъестественное. Эта звѣзда, указывающая на родившагося младенца, это древнее пророчество о мѣстѣ рожденія его ясно свидѣтельствовали, что здѣсь дѣйствуетъ непосредственно Самъ Богъ. А что можно сдѣлать противъ всемогущаго Бога? Но Иродъ не разсуждалъ, Иродъ слѣпотствуетъ: онъ рѣшается на борьбу съ Богомъ, рѣшается погубить Богомладенца. Изъ-за чего же все это? Изъ одного опасенія, что родившійся Христосъ можетъ лишить его — Ирода, царскаго престола во Іудеѣ. Но Христосъ еще младенецъ и много пройдетъ времени, пока онъ /с. 751/ возрастетъ, а Иродъ уже старъ и можетъ умереть гораздо раньше, какъ дѣйствительно и случилось. Да притомъ Іудея находилась тогда подъ владычествомъ римлянъ, Иродъ царствовалъ въ ней, какъ намѣстникъ римскаго императора. Чего же было опасаться Ироду, если бы даже вся Іудея возстала противъ него, объявивъ своимъ царемъ Младенца-Христа? Что могла сдѣлать гордость іудеевъ противъ непобѣдимыхъ тогда римлянъ? Но Иродъ не разсуждаетъ и слѣпотствуетъ: онъ рѣшается погубить Богомладенца. Какъ же онъ замышляетъ исполнить свое намѣреніе? Сначала онъ думалъ совершить это обманомъ, тайно: онъ проситъ волхвовъ возвратиться къ нему изъ Виѳлеема во Іерусалимъ и разсказать, гдѣ они найдутъ Христа, обѣщаясь и самъ сходить будто бы на поклоненіе новорожденному царю іудейскому. Но когда волхвы, вразумленные свыше, не возвратились во Іерусалимъ, тогда Иродъ не колеблется дѣйствовать открыто. Онъ даетъ повелѣніе умертвить всѣхъ младенцевъ, имѣющихъ не болѣе двухъ лѣтъ, въ Виѳлеемѣ и во всѣхъ его окрестностяхъ, надѣясь такимъ образомъ умертвить и Христа-Младенца. Страшное преступленіе совершено, четырнадцать тысячъ невинныхъ жертвъ пало, а цѣль Ирода не достигнута. Богомладенецъ спасенъ чудеснымъ бѣгствомъ во Египетъ.

Видите, братія, какъ ослѣпляютъ человѣка страсти и дѣлаютъ его безразсуднымъ, а иногда и безчеловѣчнымъ! Научимся же побѣждать свои страсти или, по выраженію св. апостола, распинать свою плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Не дадимъ имъ усиливаться въ насъ до того, чтобы онѣ возобладали надъ нами и увлекали насъ по своему слѣпому произволу. Будемъ заботиться, чтобы даже въ минуты тяжкихъ искушеній сохранялся въ насъ разсудокъ и освѣщалъ намъ ту бездну, въ которую мы готовы устремиться: отъ многихъ злодѣяній мы удержались бы, если бы при искушеніяхъ умѣли возвышаться мыслію, умѣли опомниться и осмотрѣться.

Впрочемъ, нельзя думать, чтобы Иродъ совершилъ свое злодѣяніе по одному минутному увлеченію страсти: онъ имѣлъ время одуматься и остановиться. Нѣтъ, рѣшиться на такое злодѣйство могъ только человѣкъ совершенно испорченный, который уже навыкъ злодѣйствовать, въ которомъ зло, усиливаясь отъ многократныхъ опытовъ, успѣло пустить свои корни и изсушить сердце, ожесточить душу. Да сохранитъ насъ Господь отъ подобнаго состоянія. Если уже и мы, при всѣхъ пособіяхъ отъ св. вѣры, не можемъ не грѣшить и даже часто согрѣшаемъ: то будемъ, по крайней мѣрѣ помнить, что Ходатая имамы ко Отцу, Іисуса Христа пра/с. 752/ведника, Который есть очищеніе о грѣсѣхъ (Іоан. 2, 1 и 2), и, согрѣшая, будемъ поспѣшать къ нашему Ходатаю, чтобы получать отъ Него разрѣшеніе нашихъ грѣховъ и очищеніе. Тогда зло не возобладаетъ надъ нами, не доведетъ насъ до того, до чего довело Ирода. И мы всегда въ состояніи будемъ, при помощи Божіей, исправиться и вступить на путь благочестія, чтобы достигнуть вѣчной жизни. (Поучен. Макарія, митр. Моск. т. 2-й, стр. 199).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 750-752.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.