Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО РОЖДЕСТВѢ ХРИСТОВѢ.
241. Скорбь Церкви о чадахъ своихъ.

Гласъ въ Рамѣ слышанъ бысть, плачь, и рыданіе, и вопль многъ: Рахиль плачущися чадъ своихъ, и не хотяше утѣшитися, яко не суть (Мѳ. 2, 18).

Возвѣщаемыя нынѣшнимъ евангельскимъ чтеніемъ событія — избіеніе дѣтей израильскихъ и опасность для жизни Божественнаго Младенца слѣдовали за рожденіемъ Спасителя менѣе, чѣмъ чрезъ два года. Та радость, которая разносилась отцамъ, матерямъ и дѣтямъ Израилевымъ въ вѣсти о явленіи на землю давно ожидаемаго Мессіи и въ торжественной ангельской пѣсни: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ: въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14), — внушавшей вѣру въ наступленіе съ рожденіемъ Спасителя возможности душевнаго мира, возмущаемаго раньше сознаніемъ отдаленности отъ Бога, и надежду на наслѣдіе горняго отечества — небесъ, отверстыхъ теперь для всѣхъ, стремящихся туда, — эта радость до однихъ еще не достигла, а другихъ еще не успѣла всецѣло охватить своимъ спасительнымъ обаяніемъ. И вотъ, властолюбивый, не по волѣ Божіей избранный царь Иродъ Идумеянинъ пытается остановить потокъ божественнаго торжества коварнымъ замысломъ — отнять жизнь у Источника высочайшей радости для неба и земли — Божественнаго Младенца. Сначала онъ думалъ достигнуть этого ложью, хитростію, обѣщая волхвамъ пойти на поклоненіе Новорожденному, когда они укажутъ ему путь къ Богомладенцу; а когда сей лукавый планъ не удался, Иродъ рѣшилъ дойти до Рожденнаго Царя по трупамъ Его сверстниковъ.

Но жестоко есть противу рожну прати (Дѣян. 9, 5), безумно надѣяться уничтожить дѣло Божіе: Богъ сохранилъ Своего Сына, въ первомъ случаѣ — повелѣлъ волхвамъ не возвращаться къ Ироду, а во второмъ — пославъ св. Семейство въ Египетъ, — и Иродъ два раза «поруганъ бысть»... Но о ужасъ! — отъ руки Ирода погибла жизнь четырнадцати тысячъ потомковъ Рахили, /с. 753/ жены многосемейнаго Іакова, прозваннаго Израилемъ, и земля Израилева огласилась воплемъ и оросилась слезами многочисленныхъ несчастныхъ матерей...

Братіе! Много лѣтъ съ сего несчастнаго времени прошло, однако нужно сознаться, что и теперь есть «Ироды», съ ихъ преступными замыслами и злодѣяніями, и вопли Рахили не умолкаютъ, и слезы ея не высыхаютъ. Рахиль — это Церковь Божія, а Ироды — враги Ея. Господь основалъ на землѣ Свою Церковь для приведенія Ея чадъ въ мѣру возраста исполненія Христова (Еф. 4, 13) — къ святости, для чего даровалъ Церкви вся божественныя силы, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1,3), какъ то: Свое ученіе, благодатныя таинства и свершителей ихъ — духовныхъ пастырей. Присущій Церкви божественный очистителъный огонь однихъ уже коснулся, а другихъ еще не достигъ. И вотъ, выступаютъ и умножаются «Ироды» и враждуютъ противъ спасительнаго для людей дѣла Божія. Не будемъ вспоминать далекаго и близкаго прошлаго, богатаго своими кознями противъ Церкви, а остановимся на печальной современности. Вотъ теперь создались, такъ называемыя, «политическія партіи»; изъ нихъ «лѣвыя» включили въ свои «программы» «принудительное», точнѣе — «насильственное отчужденіе собственности». Выступили такъ называемые «экспропріаторы», отнимающіе не только имущество, но и жизнь у всѣхъ, кто не съ ними. Скажите: кто эти «экспропріаторы», какъ не прежніе воры и разбойники, только извѣстные теперь подъ новымъ моднымъ именемъ? Впрочемъ, разница съ прежними преступниками у нихъ есть, именно та, что они открыто совершаютъ свои злодѣянія и считаютъ ихъ — о безумство! — подвигами!.. Ну, не новые ли это «Ироды», если они дѣломъ отвергая заповѣди Божіи: не укради и не убій, губятъ своими соблазнами на то слабыхъ послѣдователей Господа Іисуса Христа, Который Самъ «льна курящагося не угашалъ и трости надломленной не сокрушалъ» (Ис. 42, 3), и учениковъ Своихъ удерживалъ отъ насилія, предупреждая, что «взявшіе мечъ мечемъ и погибнутъ»? (Мѳ. 26, 52). Съ другсй стороны, не новые ли младенцы Рахили тѣ, кои или падаютъ отъ руки новыхъ «Иродовъ», или, — что хуже — сами становятся «Иродами»?.. И плачетъ, горько плачетъ новая Рахиль. св. Церковь Православная, о страшной и великой погибели Ея чадъ, и не можетъ утѣшиться, ибо могущіе удалить отъ Ея чадъ всѣхъ, кои нападаютъ на нихъ, какъ нѣкогда Иродовы воины, и губятъ ихъ нещадно — временно и вѣчно, — не только не помогаютъ Ей, но во многихъ случаяхъ даже рукоплещутъ, злорадствуютъ...

Но, братія, какія бы усилія ни употребляли новые «Ироды» /с. 754/ къ явному и тайному погубленію немощныхъ чадъ новой Рахили — св. Церкви, имъ никогда не удастся разрушить то дѣло Божіе, которое поручено Церкви Ея Божественнымъ Основателемъ, и которое Она творила, творитъ и будетъ творить до скончанія вѣка. Однако, коварство современныхъ «Иродовъ» погубляетъ души многихъ слабыхъ чадъ Церкви и причиняетъ глубокую скорбь Ея материнскому сердцу. Не допустимъ же, братія, ихъ облечь насъ или дѣтей нашихъ въ ихъ пропитанную ядомъ одежду; не огорчимъ нашу любвеобильную Мать — Церковь своими беззаконіями или слѣдованіемъ по стопамъ новыхъ «Иродовъ»: будемъ мирно и по закону Божію работать на пользу себѣ и на утѣшеніе Церкви, — и тогда будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 28). — Аминь. («Руковод. для сельск. паст.», стр. 629, поучен. Р. Сапина).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 752-754.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.