Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ БОГОЯВЛЕНІЕМЪ.
242. Чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную, надо исполнять волю Божію.

Предъ явленіемъ Іисуса Христа во Іудеѣ съ проповѣдію Евангелія, страна эта, бывшая нѣкогда садомъ Божіимъ, и приносившая наилучшіе цвѣты и плоды, заросла вся самыми негодными растеніями и покрыта была въ изобиліи волчцами и терніями. Поэтому надобно было нѣсколько приготовить эту землю къ явленію Господа. Для этого приготовленія бысть глаголъ Божій ко Іоанну Захаріину сыну (Лук. 3, 2).

Іоаннъ въ это время былъ, можетъ быть, только одинъ совершенно преданный Богу человѣкъ. Онъ видѣлъ всеобщій развратъ своего времени и, чтобы не подвергнуться тому же разврату и соблюсти себя въ чистотѣ Богу, скрылся въ пустынѣ. Для удобнѣйшаго укрощенія страстей, онъ опредѣлилъ себѣ самый строгій образъ жизни. Одежду его составляла ткань самая простая и грубая, изъ верблюжьяго волоса. Пищею и питіемъ было только то, что безплодная пустыня могла доставить сама собою. Кровомъ жилища его — открытое небо. Получивъ глаголъ Божій, онъ, не имѣя никакого плана, и не зная никакого страха, кромѣ страха Божія, вышелъ и, будучи въ полной крѣпости силъ, неутомимо началъ проповѣдывать покаяніе.

Слухъ о его проповѣди распространился скоро, и вся страна іудейская стеклась слушать его. Не осталось въ Іудеѣ ни одного состоянія, изъ котораго не было бы къ нему усерднѣйшихъ путешественниковъ. Всѣ приходили и просили наставленія: что со/с. 755/творимъ? ГЛук. 3, 10). Даже мытари говорили: что сотворимъ? (ст. 12). И воины спрашивали: что сотворимъ? (ст. 14). И Онъ всѣмъ давалъ наставленіе, каждому по его состоянію.

Возлюбленные братія! Спросимъ и мы: что сотворимъ? что сотворимъ, чтобы намъ получить благоволеніе Божіе и вѣчную жизнь? Если спрашиваемъ дѣйствительно и хотимъ искренно творитъ то, о чемъ спрашиваемъ: то вотъ отвѣтъ Самого Господа: не всякъ глаголяй Ми, Господи, Господи, внидетъ въ царствіе Божіе, но кто? — творяй волю Отца Моего, волю Божію (Мѳ. 7, 21).

Воля Божія двояка: есть воля Божія общая, которая обязываетъ всѣхъ человѣковъ: она извѣстна всѣмъ, ибо она есть естественный законъ, начертанный Творцомъ на сердцѣ всѣхъ человѣковъ неизгладимыми буквами. Потомъ, она есть откровенный законъ, начертанный въ словѣ Божіемъ, и заключается въ нѣск. словахъ: «люби Бога паче всего, и ближняго твоего, какъ самого себя» (Мѳ. 22, 37-40).

Во-вторыхъ, есть воля Божія особенная, или частная. Всякій человѣкъ имѣетъ отъ Бога свою особенную заповѣдь, отъ вѣрности исполненія коей зависитъ его блаженство. Если мы не исполняемъ этой особенной воли Божіей, то всегда поступаемъ и противъ воли Божіей всеобщей, то-есть, грѣшимъ и лишаемся блаженства.

Какъ же, вы спросите, узнать эту особенную, эту частную волю Божію? — Весьма легко. Она есть ваше состояніе и то званіе, въ которомъ вы находитесь. Уважайте это состояніе, любите его, исполняйте его обязанности въ твердой увѣренности, что воля Божія призвала и поставила васъ въ это состояніе, и получите жизнь вѣчную. Обратите на эту весьма спасительную истину ваше вниманіе.

Провидѣніе Божіе въ вѣчномъ совѣтѣ своемъ опредѣляетъ, что одинъ родится отъ царской крови, — онъ и въ колыбели носитъ уже порфиру, его наслѣдство — скипетръ, корона, народы и царство.

Другой, напротивъ рождается въ рабской долѣ, и долженъ всю жизнь не повелѣвать, а повиноваться.

Одинъ происходитъ отъ дворянскаго рода, ему открыты почетныя мѣста и преимущественныя должности. Другой, напротивъ, рождается въ простомъ классѣ людей, и ему предстоятъ обыкновенныя работы и занятія.

Одинъ наслѣдуетъ богатое имѣніе, и можетъ жить въ изобиліи; другой, напротивъ, не получаетъ ничего, кромѣ здравыхъ членовъ и силъ, дабы пріобрѣтать себѣ хлѣбъ трудами и работою.

/с. 756/ Одинъ рождается съ счастливыми способностями, и можетъ заниматься всѣми науками и отправлять важнѣйшія должности; другіе, напротивъ, родятся съ способностями слабыми, и способны только къ тяжелымъ и грубымъ работамъ.

Такимъ образомъ, одинъ долженъ возсѣдать на тронѣ, другой — оставаться подданнымъ; одинъ возвышаться по степенямъ честей, другой — жить среди черни, въ неизвѣстности; одинъ — быть въ изобиліи, безъ заботы, другой — въ нищетѣ и со вздохами; одинъ — повелѣвать, другой — повиноваться; одинъ — отличаться умомъ и мудростію, другой — оставаться съ простымъ и малымъ смысломъ. Это такъ установилъ Богъ; Онъ учредилъ разныя состоянія, и каждому изъ насъ указалъ свое мѣсто. Это совершенно зависитъ отъ Его всемогущей, всесвятой, премудрой и всеблагой воли. Господь убожитъ и богатитъ, смиряетъ и выситъ (1 Цар. 2, 6). Итакъ, если мы хотимъ исполнить волю Божію, то должны прежде всего уважать и любить свое состояніе и исполнять его обязанности, и войдемъ въ царствіе Божіе.

Вы, по вашему роду, достоинству и отличнымъ способностямъ, поставленные на высшей степени, будьте же защитою, помощію, утѣшеніемъ и прибѣжищемъ низшихъ. А вы, обремененные трудами и услугами, находящіеся въ низшихъ состояніяхъ, оказывайте всевозможное стараніе о пользѣ и благѣ вашихъ ближнихъ и всего общества. Всякое состояніе полезно и неизбѣжно. Всесвятѣйшая воля Божія такъ установила и всякому дала свою участь, коею онъ и долженъ быть доволенъ, всякому — свой жребій, коему онъ и долженъ быть вѣренъ; и вы, будучи довольны и вѣрны, должны считать ваше состояніе своимъ назначеніемъ, вѣрнымъ путемъ къ блаженству, и получите блаженство.

Не видите ли, какъ это ученіе спасительно? Всякій въ своемъ состояніи покоенъ и доволенъ имъ, и всякій благодаритъ Бога за назначенное ему мѣсто. Стоящій на высокой степени благодаритъ или, по крайней мѣрѣ, долженъ благодаритъ Бога, что Онъ даровалъ ему власть и силу защищать другихъ и доставлять имъ благо. Стоящій на низшей степени благодаритъ Бога, что Онъ не возвысилъ его, и освободилъ отъ гордости и надменности и отъ всѣхъ опасностей, соединенныхъ съ высокимъ званіемъ. Богатый благодаритъ или долженъ благодарить Бога за даръ Его, потому что онъ чрезъ это можетъ себѣ доставить удобства жизни пріятной и спокойной и другимъ дѣлать добро. Бѣдный благодаритъ Бога за то, что Онъ Самъ сдѣлалъ Его подобнымъ Искупителю міра, обнищавшему насъ ради добровольно. Сильный и здоровый благодаритъ Бога, что Онъ далъ ему силы для трудовъ и исправленія /с. 757/ дѣлъ своихъ, больной и недужный благодаритъ Его, что Онъ далъ ему случай упражнять себя въ послушаніи и пріучать къ преданности въ волю Божію.

Молю убо васъ, возлюбленные о Господѣ чада, словомъ апостольскимъ: потщитеся извѣстно ваше званіе и избраніе творите: сія бо творяще, не имате согрѣшити никогда же. Сице бо обильно преподастся вамъ входъ въ вѣчное царство Господа нашего Іисуса Христа (2 Петр. 1, 10, 11), и кійждо васъ, въ немже призванъ бысть, въ томъ да пребываетъ предъ Богомъ (1 Кор. 7, 24), со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію, съ долготерпѣніемъ, терпяще другъ друга любовію, и творяще волю Божію (Еф 4, 14, 2, 6,). Не о перемѣнѣ званія и состоянія заботьтеся, но о перемѣнѣ образа жизни богопротивнаго и неблагоустроеннаго, а Богъ мира будетъ съ вами (Фил. 4, 9), и благопоспѣшитъ вамъ во всемъ ибо любящимъ Бога, по словамъ апостола, и творящимъ волю Его, вся поспѣшествуютъ во благое (Рим. 8, 28). Аминь. (Сост. по «Собр. словъ, бесѣдъ и рѣч.», Арсенія митр. Кіевск., ч. 2-я, изд. 1874 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 754-757.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.