Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ БОГОЯВЛЕНІЕМЪ.
243. Проповѣдь Предтечи о покаяніи.

Бысть Іоаннъ крестяй въ пустыни, и проповѣдая крещеніе покаянія во отпущеніе грѣховъ (Марк. 1, 4).

Всѣ вы, братія, безъ сомнѣнія, благоговѣйно чтите Предтечу и Крестителя Господня Іоанна. Но вникали ли сердцемъ своимъ въ его проповѣдь, которая нѣкогда подвигла всю страну іудейскую на берега Іордана и приготовила людей къ принятію Спасителя?

Не для одного своего времени, а для всѣхъ временъ онъ есть великій учитель покаянія: слово его имѣетъ дивную силу смирять сердца и располагать ихъ къ принятію спасительной благодати.

Покайтеся, приближи бо ся царствіе небесное (Мѳ. 3, 2) — вотъ начало проповѣди Предтечевой. Царствіе Божіе близко ко всѣмъ намъ, но отъ нашей собственной воли зависитъ то, чтобы оно къ намъ пришло, для насъ настало. Первое условіе къ принятію благодати есть покаяніе. Отложивъ гордость, забывъ всѣ мірскія почести и преимущества, каждый изъ насъ долженъ сознаться, что онъ тяжко неправъ предъ Богомъ, что если Господь не подастъ ему руку помощи, какъ нѣкогда Петру утопавшему, онъ погибнетъ въ безднѣ грѣховной, и въ такомъ состояніи къ Нему, единому Ходатаю нашего спасенія, долженъ устремить все сердце съ надеждою помилованія и избавленія.

/с. 758/ «Уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ; всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ и въ огнь вметаемо». Страшны эти слова! о, если бы чаще вспоминали ихъ!

Помни каждый человѣкъ, что сѣкира гнѣва Божія лежитъ у корня твоей жизни... Одно слово, одно мановеніе Владыки — и жизнь сразится косою смерти! И тогда все кончено: послѣ смерти покаянія нѣтъ! Между спасенными и погибшими утвердится непроходимая бездна, и цѣлые вѣка безполезныхъ раскаяній и мучительныхъ страданій настанутъ для того, кто во время не хотѣлъ смириться и раскаяться.

«Ему же лопата въ руцѣ Его, и отребитъ гумно Свое, и соберетъ пшеницу Свою въ житницу, плевы же сожжетъ огнемъ неугасающимъ» (ст. 12).

Теперь Господь терпитъ и худыхъ людей наравнѣ съ добрыми, и будетъ терпѣть до второго пришествія, но тогда очиститъ Свое царство отъ всѣхъ нечестивыхъ. Никакая скверна въ немъ не потерпится. Одни только благословенные Отца Его останутся въ Его царствіи, а тѣ, которые не вняли голосу благодати, призывавшему ко спасенію, и загубили свою жизнь въ суетѣ, въ служеніи страстямъ, будутъ ввержены въ страшный гееннскій огонь.

Но покаяніе, по слову великаго учителя, должно состоять не въ однѣхъ слезахъ и воздыханіяхъ. «Сотворите плодъ достоинъ покаянія» (ст. 8). Искренно, отъ всего сордца, пожелайте отстать отъ всѣхъ беззаконій, которыя сознавала ваша совѣсть. Безъ сомнѣнія, тяжело отставать отъ дурныхъ навыковъ; страсти опутываютъ, какъ бы сѣтями, душу того, кто имъ преданъ. Но сдѣлайте усилія надъ собою, потрудитесь, приневольте себя къ дѣламъ добра и правды. Во всякомъ дѣлѣ нуженъ трудъ: можно ли безъ труда пріобрѣсть такое великое благо, какъ спасеніе нашей души? Отъ дней Іоанна Крестителя до нынѣ царство небесное силою берется и употребляющіе усиліе восхищаютъ его (Мѳ. 11,12), сказалъ Спаситель нашъ.

Показать Господу исправленіе жизни каждый можетъ въ предѣлахъ того званія, въ которое поставленъ Провидѣніемъ. Креститель не осуждаетъ должности мытарей (сборщика податей), которая была въ презрѣніи у евреевъ, а требуетъ только, чтобы они не брали болѣе надлежащаго (Лук. 3, 12, 13). Воинамъ внушаетъ чтобы они никого не обижали, не клеветали, и была довольны своимъ жалованьемъ (14). Во всякомъ общественномъ званіи христіанинъ честнымъ исполненіемъ своимъ обязанностей можетъ привлечь на себя благословеніе Божіе и спасти свою душу. Но есть дѣла, доступныя каждому званію, которыя особенно цѣнны въ /с. 759/ очахъ правды Божіей: это дѣла милосердія. У кого двѣ одежды, говоритъ Креститель, тотъ дай неимущему, и у кого есть пища, дѣлай тоже (ст. 11).

Братіе! Недавно вступили мы во врата новаго года. Въ эти минуты, которыя мы такъ трепетно встрѣчаемъ, не сказала ли намъ совѣсть: надо бы обновиться душою, надо бы многое и многое оставить или измѣнить въ проведенной доселѣ жизни.

Да коснется же нашего сердца проповѣдь Предтечи Господня, которою открылось на землѣ царство спасительной брагодати.

Гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Марк. 1, 3).

Іоаннъ вопіялъ: «приготовьте путь Господу, исправьте стези Его». Такъ изображается содержаніе проповѣди Іоанновой. Іоанна послалъ Богъ къ іудеямъ предъ явленіемъ Спасителя въ міръ подобно тому, какъ въ древности посылались вѣстники впереди царей, когда эти предпринимали путешествіе по своему царству. Посланный вѣстникъ, возвѣщая о предпринимаемомъ путешествіи царя, повелѣвалъ, чтобы приготовлена была дорога, гдѣ надлежало путешествовать царю. Такъ и Предтеча Господень проповѣдывалъ іудеямъ покаяніе, возбуждая ихъ къ сознанію своихъ грѣховъ и къ исправленію жизни, для того, чтобы они почувствовали нужду въ помощи Спасителя и готовы были принять его съ вѣрою.

И нынѣ, братія, много гласовъ, вопіющихъ къ намъ: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Какъ іудеевъ призывалъ Богъ къ покаянію чрезъ Іоанна, такъ и насъ всеблагій Богъ всегда призываетъ къ покаянію и исправленію. О, когда бы мы внимательны были къ дивнымъ дѣламъ Божескаго попеченія о насъ, — мы всегда слышали бы вопль и шумъ гласовъ, призывающихъ насъ къ срѣтенію Господа, или къ хожденію предъ Господомъ въ благочестіи и правдѣ.

Посмотрите на то, что видимъ предъ собою: небо и земля возвѣщаютъ славу Божію и призываютъ насъ къ прославленію Бога, Творца и Правителя всего міра. Небеса повѣдаютъ славу Божію, говоритъ Псалмопѣвецъ, твореніе же руку Его возвѣщаетъ твердь (Пс. 18, 2). Эта проповѣдь не перестаетъ ни днемъ, ни ночью; она слышна во всѣхъ концахъ вселенной; она понятна для всѣхъ народовъ. И солнце, и луна, и звѣзды, и неизмѣримыя пространства небесъ всегда и всѣмъ возвѣщаютъ всемогущество и премудрость и безпредѣльное величіе Божіе. И земля, на которой мы живемъ, и всѣ творенія, какія видимъ на ней, также славятъ Бога.

Посмотрите на поля, лѣса, горы, холмы, долины, моря, рѣки, источники, озера, различные виды животныхъ и растеній, — все /с. 760/ это свидѣтельствуетъ о всемогуществѣ, премудрости и благости Божіей, и все побуждаетъ насъ благоговѣть предъ Богомъ и служить Ему. Всякое созданіе Божіе, и великое и малое, говоритъ намъ, что оно отъ Бога получило бытіе и Имъ такъ премудро сохраняется въ бытіи, для своихъ цѣлей. Каждое твореніе напоминаетъ и говоритъ намъ, что и мы также должны исполнять предписанные намъ законы Божіи и вѣрнымъ исполненіемъ воли Божіей соотвѣтствовать своему назначенію.

Отъ внѣшнихъ предметовъ обратимся къ самимъ себѣ: и въ нашей душѣ неумолкно вѣщаетъ гласъ Божій. Это совѣсть. Она проповѣдуетъ о Богѣ; она внушаетъ намъ законъ Его. Она вопіетъ и въ дикой пустынѣ испорченнаго сердца, вопіетъ: покайся; оставь грѣхъ и дѣлай добро; исполняй заповѣди Божіи. Этотъ проповѣдникъ есть у каждаго свой, и каждаго учитъ изблизи, внушая благоговѣніе къ Богу и повиновеніе Его закону. Надобно слушать его. Горе тѣмъ, которые не внимаютъ этому проповѣднику, не слушаютъ его обличеній и наставленій! Они лишаются посѣщенія отъ Господа, какъ неприготовляющіе пути Ему.

Гласъ Господа внятнѣе другихъ гласовъ говоритъ намъ въ словѣ Божіемъ. Ап. Петръ пишетъ: имамы извѣстнѣйшее пророческое слово, емуже внимающе яко свѣтилу сіяющу въ темнѣмъ мѣстѣ, добрѣ творите (2 Петр. 1, 19). А мы имѣемъ теперь не только пророческое слово, но и слово Христа Спасителя, которое передали намъ въ писаніи евангелисты, и слово апостольское, предлагаемое намъ въ посланіяхъ апостольскихъ. Слово Божіе въ писаніи, и въ преданіи, которое хранитъ св. Церковь, всегда возвѣщаетъ намъ волю Божію, спасительную для всѣхъ, истинно вѣрующихъ въ Іисуса Христа. Оно всегда проповѣдуетъ совершенную истину, показывая намъ путь ко спасенію. Какъ бы понятія и обычаи міра ни измѣнялись, слово Божіе всегда свѣтитъ небеснымъ свѣтомъ, озаряя намъ путь ко спасенію чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, Спасителя міра. Какъ свѣтъ видимаго солнца благотворенъ и необходимъ для жизни земныхъ растеній и животныхъ: такъ благотворенъ и необходимъ свѣтъ слова Божія для жизни нашей души, т. е., чтобы намъ знать истины спасенія и жить по ученію Божественному. Поэтому каждый христіанинъ долженъ всегда съ благоговѣніемъ читать слово Божіе, или слушать читаемое, стараясь понимать его такъ, какъ учитъ Православная Церковь, и послѣдовать этому ученію, какъ единому спасительному руководству.

Гласъ Божій слышится въ различныхъ событіяхъ человѣческой жизни, въ событіяхъ общественныхъ и частныхъ. Ибо, что /с. 761/ ни происходитъ въ обществахъ, въ государствахъ или семействахъ, и все, что ни происходитъ съ каждымъ человѣкомъ порознь, все это совершается подъ управленіемъ промысла Божія, и Господь во всемъ являетъ Свое могущество, премудрость, правосудіе и благость. Благосостоянія семействъ, миръ спокойствіе и довольство, какъ дары Божіи, призываютъ къ благодаренію и прославленію Бога. Болѣзни, войны, общественныя или частныя неустройства и различныя нужды какъ свидѣтельства гнѣва Божія, наказующаго и вразумляющаго людей, побуждаютъ насъ къ сознанію своихъ грѣховъ, къ покаянію, къ исправленію своей жизни, къ искренней, смиренной молитвѣ предъ Богомъ о помилованіи насъ. Всѣ обстоятельства жизни общественной и частной направляются Промысломъ къ нашему благу: богатство и бѣдность, возвышеніе и униженіе, здоровье и болѣзнь, радость и скорбь, счастіе и несчастіе, все, по премудрому и благому намѣренію Божію посылается человѣкамъ на пользу ихъ, если только люди внимаютъ путямъ Божескаго Промысла, и пользуются наставленіями Его. Любящимъ Бога, учитъ апостолъ, вся поспѣшествуютъ во благо (Рим. 8, 28). Одно насъ радуетъ и призываетъ къ прославленію и благодаренію Бога; другое смиряетъ и приводитъ насъ въ сознаніе собственнаго безсилія и бѣдности; иное пробуждаетъ отъ безпечности и нерадѣнія; а иное учитъ терпѣнію, благодушію въ скорбяхъ, упованію на всесильнаго Бога; одно побуждаетъ къ добродѣтели, а другое удерживаетъ отъ грѣха. Такъ премудрый Божій Промыслъ печется о людяхъ безчисленными способами, призывая ихъ къ познанію истины, къ сознанію своихъ грѣховъ, къ исправленію своихъ недостатковъ, къ ревностному исполненію заповѣдей Божіихъ: ибо Спаситель нашъ Богъ всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4).

Такъ благій Господь со всѣхъ сторонъ призываетъ насъ къ Себѣ, къ познанію Своей спасительной воли и къ послѣдованію Его заповѣдямъ. Если кто изъ насъ не слышитъ гласовъ Божіихъ, то это, обыкновенно, происходитъ отъ нашего невниманія къ себѣ, отъ нашей безпечности о своемъ спасеніи, отъ грѣховной привязанности къ земнымъ благамъ и удовольствіямъ. Порочныя привычки и страсти притупляютъ духовное зрѣніе и слухъ, и дѣлаютъ человѣка какъ бы слѣпымъ и глухимъ по отношенію къ духовнымъ потребностямъ. Ничто его не пробуждаетъ къ духовной жизни, къ познанію спасительнаго ученія и къ заботѣ о своемъ спасеніи.

Братія! надобно бояться такой безпечности и такого невниманія къ Божественной проповѣди: это крайне опасно, и можетъ быть гибельно, если человѣкъ навсегда останется такимъ невни/с. 762/мательнымъ къ вѣщаніямъ гласовъ Божіихъ. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Проп.» Евсевія, архіеп. могилевск., и друг. поуч.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 757-762.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.