Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПРЕДЪ БОГОЯВЛЕНІЕМЪ.
244. Если кто не родится отъ воды и Духа, не можетъ войти въ Царствіе Божіе.

Благодатное возрожденіе отъ Святаго Духа есть необходимое условіе для вступленія въ Царствіе Божіе и въ основанную Господомъ на землѣ Церковь, для исполненія заповѣдей Христовыхъ и для познанія тайнъ Его ученія. Если мы рѣшимся идти по стопамъ Христа, отвергши силу возрожденія Святымъ Духомъ, то скоро увидимъ всю тщету нашихъ стремленій. Если мы будемъ стараться исполнять Его заповѣди, полагаясь только на свои силы, на своего природнаго, невозрожденнаго человѣка, то на первыхъ же порахъ бремя окажется для насъ непосильнымъ, и мы съ отчаяніемъ падемъ подавленные его тяжестью. Законъ Христовъ для естественнаго человѣка непосиленъ; онъ гораздо тяжелѣе закона Моисеева, ибо утончаетъ и усиливаетъ его требованія; осуществить его въ жизни нашими слабыми и склонными ко грѣху силами безусловно невозможно. Законъ Христовъ разсчитанъ исключительно на человѣка облагодатствованнаго: единственно только при помощи силы Святаго Духа, чрезъ обновленіе нашего ветхаго естества новой стихіей благодатной жизни, онъ становится удобоисполнимымъ, и Его заповѣди являются только формою обнаруженія и развитія этой небесной стихіи, а тайны Его ученія тайнами нами же переживаемой нашей внутренней духовной жизни.

Въ настоящее время христіанскія общества, повидимому, преклоняются предъ нравственными требованіями Христова ученія. И, однако, что свидѣтельствуетъ намъ дѣйствительная жизнь? Не чувствуютъ ли себя всѣ болѣе и болѣе безсильными исполнить эти требованія въ ихъ внутренней высотѣ и чистотѣ, въ ихъ настоящемъ, подлинно христіанскомъ и потому единственно истинномъ и спасительномъ значеніи? Не становятся ли люди все болѣе и болѣе рабами внѣшнихъ условій жизни, непрерывно усложняющихся ея формъ, а съ тѣмъ вмѣстѣ и соединенной съ ними жестокой борьбы за существованіе, за вліяніе, за власть, борьбы страстей и самолюбія, борьбы всего мелочнаго и узкозлобнаго? Несомнѣнно, это раздвоеніе нравственныхъ идеаловъ и хода дѣйствительной жизни представляетъ собою нѣчто по истинѣ трагическое, полное великихъ мукъ и всякихъ печальныхъ злоключеній. И причина всего этого заключается въ томъ, что благодатная сила возрожденія Святымъ Духомъ перестала служить для сознанія и /с. 763/ свободы современнаго человѣка источникомъ его будничной, частной и общественной жизни и дѣятельности; всѣ думаютъ быть христіанами при помощи только своихъ естественныхъ силъ и соображеній. Понятно, изъ этого никогда и ничего не можетъ выйти надежно-добраго, и предъ нашими глазами неизбѣжныя послѣдствія такого ложнаго пути: все распространяющееся недовольство жизнію и все усиливающіяся ея страданія...

И какъ больно смотрѣть на эти страданія людей, какъ горько и тяжело сознавать, что ничто извнѣ не можетъ помочь имъ! Все, что ни сдѣлаешь, только одна капля воды, попавшая въ море огня. Страданія проникаютъ въ самую глубь жизни, въ ея ежедневныя мелочи; какъ тяжелый горькій осадокъ, они съѣдаютъ самое вмѣстилище жизни, самое дно человѣческаго сердца. Человѣкъ ходитъ, говоритъ, смѣется, заботится о себѣ и другихъ, — а посмотрите, что онъ внутри: весь изъѣденъ скорбью жизни, какъ ѣдкой ржавчиной, весь надломленъ и опустошенъ ея безцѣльностью и ненужностью, какъ невидимой молью и тлей. Всѣ кругомъ насъ и мы сами только повапленные гробы...

И такъ было, есть и будетъ всегда, вездѣ и всюду. Жалко видѣть, какъ люди, точно маленькія, неразумныя дѣти стараются залѣчить зло своей жизни самоизмышленными лѣкарствами и мѣрами. Неужели до сихъ поръ всѣмъ намъ не ясно, что зло міра заключается въ самомъ корнѣ нашей жизни, что оно неизлѣчимо никакими частными, земными, человѣческими усиліями, что вся культура, вся цивилизація — только цвѣтъ того же корня и цвѣтъ ядовитыіі, хотя и обольстительно красивый, хотя постоянно и утончающійся въ своемъ ароматѣ? Римляне были умнѣе и вдумчивѣе насъ: предъ пришествіемъ Христа они ясно сознали, что со зломъ жизни ничего нельзя подѣлать тѣми средствами, какими располагаетъ человѣкъ.

Зло такъ радикально, что можетъ быть излѣчено только радикальнымъ же средствомъ, т.е. долженъ быть обновленъ самый корень жизни, должна быть создана новая жизненная стихія, положено новое сѣмя ея развитія. Если этого нѣтъ, потому что это не въ силахъ человѣка, если этого не можетъ быть, потому что нельзя представить себѣ, какъ это возможно, — то нѣтъ и не можетъ быть избавленія отъ зла жизни: человѣкъ и міръ должны погибнуть, должны сгорѣть въ огнѣ страданій; все должно исчезнуть въ пучинѣ ничтожества, безпредѣльно нелѣпаго и чудовищно-жестокаго... И римляне сознательно погружали себя въ это ничтожество, насильственно прерывая нить своей жизни...

Но что человѣкъ не могъ себѣ и представить, то на самомъ дѣлѣ совершилъ Сынъ Божій, нашъ Господь и Спаситель Іисусъ /с. 764/ Христосъ. Онъ затѣмъ и пришелъ, чтобы чрезъ ниспосланіе Святаго Духа дать людямъ новую жизнь, обновить самый корень ея, положить въ нихъ новое сѣмя къ ея дальнѣйшему развитію. Въ этомъ Онъ полагалъ и существенную задачу Своей божественной миссіи на землѣ.

Прошло около 2000 лѣтъ съ тѣхъ поръ; въ десяткахъ поколѣній предковъ мы именуемъ себя христіанами, — и однако всмотритесь внутрь и кругомъ себя: какъ мы невоспріимчивы, какъ мы тупы къ усвоенію божественной идеи и силы возрожденія и обновленія! Какъ мы легкомысленно, а иногда и преднамѣренно не хотимъ видѣть, что только въ этомъ одномъ и есть выходъ для насъ и для всего міра изъ бездны страданій и конечной гибели! Какъ мы все еще надѣемся на свои силы и суетимся по-пустому всячески стараясь или скрыть или залѣчить извнѣ ту язву, которая растетъ внутри и подъѣдаетъ самый корень нашей жизни, дѣлаетъ насъ совсѣмъ безсильными въ устроеніи ея радости и ея спасенія! Какъ удивиться сему, какъ оплакать, какъ вразумить наше безумное легкомысліе! Мы такъ измельчали въ суетѣ и сложности внѣшней, поверхностной, показной жизни, что самая мысль о коренномъ всецѣломъ нашемъ возрожденіи кажется намъ чѣмъ-то невозможнымъ. У насъ голова кружится при попыткѣ заглянуть въ глубину души и увѣровать въ новую жизнь, положенную въ ней Святымъ Духомъ во Христѣ; у насъ не хватаетъ нравственнаго мужества и рѣшимости оторваться на время отъ захватывающаго насъ житейскаго шума и спуститься туда, въ эту покойную тишь, гдѣ бьетъ самый родникъ жизни, гдѣ совершается самое творчество ея, гдѣ человѣкъ въ безмолвіи остается одинъ самъ съ собою и съ невидимымъ Богомъ. А между тѣмъ всѣ христіанскіе мысли, чувства, дѣла и поступки должны возникать и расти единственно изъ того новаго сѣмени, которое положено на днѣ этого родника неизмѣнныхъ силъ нашей души, изъ того животворнаго вѣянія Святаго Духа, которое дышитъ по мановенію Божію въ этой таинственной области...

Неужели же мы и дальше будемъ все такъ же глухи къ призыву нашего Господа возродиться и обновиться? Все такъ же будемъ считать самую идею обновленія и возрожденія неподходящей къ непрерывно и быстро текущему нашему времени, которое, чѣмъ дальше, тѣмъ больше и глубже захватываетъ насъ вихремъ своей суеты? Неужели мы все будемъ только ахать и охать, изнемогая отъ безцѣльной сутолоки жизни, отъ своихъ страданій и немощей, отъ своего утомленія и безсилія, и отвергать въ то же время свое единственное, дарованное намъ Богомъ, лѣкарство?!.. О, не дай, /с. 765/ Господи, чтобы такъ было! Покаемся въ своемъ прошломъ, покаемся въ своемъ легкомысліи, въ своей самонадѣянной гордости, въ своихъ страстяхъ и грѣхахъ, рѣшимъ съ Божьей помощью начать новую жизнь! Устремимъ все свое вниманіе, всю свободу своего сердца и ума на дарованную намъ благодать возрожденія! Будемъ непрестанно молить Бога, чтобы Онъ прорастилъ въ насъ Имъ же положенное сѣмя новой духовной жизни! Будемъ холить и питать это сѣмя добрыми расположеніями сердца, хорошими мыслями и дѣлами на благо нашей душѣ и на благо нашимъ ближнимъ! Будемъ непрестанно помнить своимъ сердцемъ и умомъ, что мы — новая тварь о Христѣ, и, сообразно съ этимъ, во всемъ и внутри и внѣ поступать по волѣ Божіей, по обновленному человѣку, по силѣ всегда призываемой и всегда помогающей намъ благодати Святаго Духа! Отвергнемъ старое и ветхое, вступимъ съ нимъ въ безпощадную борьбу, и начнемъ растить въ себѣ и кругомъ себя новое, Христово. А главное, перестанемъ надѣяться только на себя, а возложимъ все упованіе на силу Божію, дѣйствующую въ насъ, на благодать Святаго Духа, возрождающую насъ и постоянно дающую намъ источникъ новыхъ силъ на творчество добра въ себѣ и другихъ! Отбросимъ свое самомнѣніе и самочиніе и покоримся всецѣло Божественному водительству... И тогда спасеніе будетъ близъ насъ; тогда мы поймемъ, что такое жизнь въ Церкви; тогда жизнь будетъ для насъ легкой и отрадной; тогда всѣ заповѣди и уставы ея, весь законъ Христовъ будутъ лишь желаннымъ и радостнымъ путемъ къ Царству Божію, къ наслѣдію вѣчной блаженной жизни; тогда мы найдемъ силы совершить все предназначенное намъ во славу Христа; тогда радость жизни обниметъ и захватитъ насъ, какъ облакомъ небеснымъ, на срѣтеніе нашему Господу... О, Господи! буди, буди!.. («Проповѣд. Христоматія», часть 1-я, слово еп. Михаила).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 762-765.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.