Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО БОГОЯВЛЕНІИ.
247. Іисусъ Христосъ — духовный Свѣтъ.

Людіе, сѣдящіи во тмѣ, видѣша свѣтъ велій (Мѳ. 4, 16), слышали мы нынѣ. Свѣтъ — это Христосъ Спаситель; людіе сѣдящіи во тмѣ — язычники, просвѣщенные ученіемъ Христовымъ. Воистину Христосъ есть свѣтъ не только для христіанъ, но и для всѣхъ, для всего міра. Какъ же просвѣщаетъ сей свѣтъ, гдѣ лучи /с. 773/ его? Лучи свѣта Христова сіяютъ для насъ въ Его земной жизни; въ земной жизни Христовой — совершеннѣйшій для насъ образецъ благочестія, любви къ людямъ и безпримѣрной невинности. Въ земной жизни Своей Господь нашъ Іисусъ Христосъ оставилъ намъ совершеннѣйшій образецъ благочестія. Вся жизнь Его есть одно выраженіе непрерывнаго, пламеннаго благочестія и ревности по благочестію; ибо всѣ дѣла и слова Его всегда направлялись къ одной цѣли — къ славѣ Божіей. — Вездѣ Онъ говорилъ о Богѣ. Вездѣ — въ словахъ и дѣлахъ Своихъ — показывалъ ревность къ распространенію царства Божія. Будучи еще только 12 лѣтнимъ отрокомъ, Іисусъ Христосъ, въ храмѣ Іерусалимскомъ, бесѣдуя о предметахъ вѣры, Своими мудрыми отвѣтами уже удивлялъ всѣхъ слушавшихъ Его. Подвигъ общественнаго служенія Онъ началъ 40-дневнымъ постомъ и молитвою, и послѣ весьма часто удалялся въ уединеніе для молитвы. Непрерывно поучалъ Своихъ учениковъ и всѣхъ приходящихъ къ Нему. Несмотря ни на какія трудности, безпрестанно продолжалъ подвигъ Своего служенія. Переходилъ съ одного мѣста на другое, предпринималъ дальнія путешествія — изъ Галилеи во Іудею, изъ Іудеи опять въ Галилею. Вся евангельская исторія живыми чертами изображаетъ высочайшую ревность Іисуса Христа по славѣ Божіей, какъ Онъ Самъ о Себѣ свидѣтельствовалъ: снидохъ съ небесъ, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца; да разумѣетъ міръ, яко люблю Отца, и якоже заповѣда Мнѣ Отецъ, тако творю. Онъ говорилъ это, когда приближались Его страданія, и, послѣдуя заповѣди Отца небеснаго добровольно Самъ вступилъ на это поприще. Встаните, идемъ отсюда, сказалъ Онъ и пошелъ съ учениками Своими въ садъ Геѳсиманскій. Все дѣлалъ изъ повиновенія и любви къ Своему Отцу, что составляло главное для Него, какъ Самъ Онъ свидѣтельствовалъ предъ учениками Своими: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя, и совершу дѣло Его. Вотъ первый и самый яркій лучъ, осіявающій насъ въ жизни Господа нашего! Подражайте Ему въ этомъ отношеніи, и свѣтъ Христовъ будетъ просвѣщать васъ.

Въ земной жизни Своей Господь Іисусъ Христосъ подалъ намъ образецъ всесовершеннѣйшей любви къ людямъ. Онъ непрерывно трудился и подъялъ необъятные подвиги для просвѣщенія заблуждающихся свѣтомъ истины и приведенія ихъ на путь благочестія и добродѣтели. Преподавалъ совершеннѣйшія наставленія объ обязанностяхъ къ другимъ, и Самъ во всей точности исполнялъ преподанныя правила. Вступленіе Іисуса Христа въ общественное служеніе спасенію рода человѣческаго было какъ благотворный /с. 774/ восходъ солнца. Онъ свѣтилъ непрерывно Своимъ ученіемъ; училъ въ домахъ, въ собраніяхъ, на городскихъ улицахъ, въ полѣ; училъ, переходя съ мѣста на мѣсто, на всѣхъ путяхъ Своего странетвованія, чѣмъ открывалъ удобство всѣмъ приходить къ Нему и слушать Его спасительное ученіе. Никого не отвергалъ Онъ отъ Себя. Іисусъ Христосъ благотворилъ другимъ посредствомъ чудотвореній. Самъ Онъ въ краткихъ чертахъ изобразилъ благотворность чудесъ Своихъ, когда повелѣлъ ученикамъ Іоанновымъ возвѣстить своему учителю, что они видѣли и слышали, бывши близъ Него, то есть, — что «слѣпые прозираютъ, хромые ходятъ, прокаженные очищаются, мертвые воскресаютъ и нищимъ благовѣствуется». Только тамъ сокращались Его чудотворенія, гдѣ недоставало вѣры и гдѣ не хотѣли принять Его. Іисусъ Христосъ ко всѣмъ былъ любвеобиленъ. Онъ показывалъ сыновнюю любовь къ родителямъ, нѣжную любовь, снисхожденіе и попечительность къ ученикамъ Своимъ и къ дѣтямъ, безпримѣрную попечительность объ исправленіи заблуждающихся, особенную любовь къ знаемымъ и близкимъ по крови, вообще — къ Своему отечеству, которое старался Онъ просвѣтить свѣтомъ истины и чрезъ то спасти отъ предстоящей ему погибели; о врагахъ Своихъ и распинателяхъ молился къ Отцу небесному, и явилъ величайшую и безпредѣльную любовь ко всему роду человѣческому, когда Своимъ ученіемъ, молитвами къ Богу Отцу и искупительными страданіями пріобрѣлъ спасеніе всему міру. Вотъ второй пресвѣтлый лучъ, озаряющій насъ въ жизни Господа нашего! Подражайте Ему въ этомъ отношеніи, и свѣтъ Христовъ будетъ просвѣщать васъ. Евангельская исторія открываетъ намъ, что Іисусъ Христосъ, въ земной жизни Своей имѣлъ совершеннѣйшую чистоту и невинность человѣческой природы. Всѣ слова и дѣйствія Его показывали, что Онъ жилъ такъ, какъ отвѣчалъ искусителю: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ, и какъ исповѣдалъ о Самомъ Себѣ: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя и совершу дѣло Его. Имѣлъ полное самоотверженіе и отверженіе благъ внѣшнихъ, или совершенное отреченіе отъ нихъ; ибо не имѣлъ Онъ ни дома, ни сокровища. Самъ свидѣтельствовалъ о Себѣ предъ тѣми, которые видѣли образъ Его жизни: лиси язвины имутъ, и птицы небесныя гнѣзда: Сынъ же человѣческій не имать, гдѣ главу подклонити, и въ удовлетвореніе необходимыхъ нуждъ жизни получалъ пособіе отъ рукъ усердія и признательности. Имѣлъ совершеннѣйшее смиреніе и кротость. Въ началѣ общественнаго слу/с. 775/женія Онъ просилъ крещенія у Іоанна Предтечи, и подклонилъ главу Свою подъ руку его; на послѣдней вечерѣ умылъ ноги ученикамъ Своимъ и говорилъ имъ: образъ дахъ вамъ, да якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите. На всѣ несправедливыя клеветы и обвиненія враговъ отвѣчалъ или совершеннымъ молчаніемъ, или кроткими словами; и ученикамъ Своимъ указывалъ въ Самомъ Себѣ образецъ смиренной кротости: научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ. Съ безпримѣрнымъ смиреніемъ и кротостію принялъ Онъ несправедливыя обвиненія враговъ предъ нечестивыми первосвященниками и римскимъ правителемъ, предавшимъ Его на распятіе. Имѣлъ безпримѣрное терпѣніе и великодушіе. Среди нечестивыхъ и злодѣевъ Онъ стоитъ, какъ Агнецъ безмолвный. Осужденный на смерть, подвергаемый поруганіямъ, оплеванію, заушенію, біенію, обремененный орудіемъ Своей смерти распинаемый и на крестѣ поносимый, и изнемогающій среди крестныхъ страданій и умирающій, Онъ неизмѣнно сохранилъ терпѣніе, преданность волѣ Отца небеснаго и любовь къ людямъ, безмолвно переносилъ муки крестныя, согласно съ пророчествомъ. Между смертными никогда не было такого праведника. Совершеннѣйшая святость Іисуса Христа указывала въ немъ Богочеловѣка, а не простого человѣка. Самые злѣйшіе враги Его не могли обличить Іисуса Христа въ какомъ-либо грѣхѣ; и новѣйшіе вольнодумцы не могутъ безъ уваженія смотрѣть на жизнь Іисуса Христа, какъ на величайшаго праведника между лучшими людьми. Вотъ третій, не менѣе яркій и пресвѣтлый лучъ, сіяющій намъ изъ Евангелія Христова. Подражайте Ему во всѣхъ отношеніяхъ, и свѣтъ Христовъ будетъ просвѣщать васъ.

О, Боже, ущедри ны и благослови ны: просвѣти Лице Твое на ны и помилуй ны! Аминь. (Сост. по кн. «Св. Четыредесятница», поученія Іустина, еп. тобольск.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 772-775.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.