Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО БОГОЯВЛЕНІИ.
248. Гдѣ намъ искать и какъ обрѣтать царство небесное.

Оттолѣ начатъ Іисусъ проповѣдати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мѳ. 4, 17).

Таково начало и такова сущность всей проповѣди Евангельской. Что же это за царство, гдѣ намъ искать и обрѣтать его?

Это царство есть небесное и Божіе, коего Царь и Владыка — Богъ. Оно состоитъ въ сокровищахъ небесныхъ, неизмѣнныхъ и вѣчныхъ, въ наслажденіяхъ духовныхъ, которыми просвѣщается /с. 776/ совѣсть, исполняется сердце веселія и радости небесной; состоитъ въ славѣ Божіей, которою просвѣтятся праведницы яко солнце во царствіи Отца ихъ. Это — царство, коего граждане и члены тьмы темъ св. ангеловъ и архангеловъ, херувимовъ и серафимовъ, вѣчно блаженныхъ и вседовольныхъ, непрестанно славящихъ Господа отъ преизбытка чувства радости и благодаренія. Это — царство, въ которомъ Господь Іисусъ Христосъ посадитъ праведниковъ съ Собою на престолъ славы Своея, отыметъ всякую слезу отъ очесъ ихъ, и радость вѣчная надъ главою ихъ будетъ.

Чтобы возвести насъ къ сему вѣчному, блаженному, славному царствію Божію, Господь Іисусъ Христосъ утвердилъ на землѣ благодатное царство Свое — Церковь святую, которой ввѣрилъ всѣ сокровища благодати Своей для просвѣщенія, обновленія, освященія и спасенія человѣковъ. Съ нею неотступно пребываетъ Онъ Самъ какъ Глава и Царь ея; въ ней пребываетъ Духъ Святый со всею полнотою божественныхъ даровъ Своихъ. Въ ней то мы и можемъ обрѣсти все, что нужно намъ для того, чтобы преобразиться изъ чадъ гнѣва и погибели въ сыновъ любви и благоволенія Отца небеснаго, въ наслѣдниковъ вѣчнаго царствія Божія на небѣ. Въ ней готово оправданіе, очищеніе и освященіе для самыхъ грѣшниковъ, приходящихъ къ ней съ покаяніемъ. Въ ней подаются всѣ божественныя силы, яже къ животу и благочестію для подвизающихся въ добродѣтели. Въ ней открытъ путь и къ истинному счастію на землѣ. Ибо въ ней главный законъ есть любовь; въ ней главный характеръ членовъ ея — самоотверженіе, главная добродѣтель — смиреніе и терпѣніе, главное достоинство — чистота сердца, главное отличіе — ношеніе креста Христова. Посему то съ явленіемъ этого царства Божія на землѣ явились въ ней неслыханныя дотолѣ добродѣтели, и грѣшная земля наша процвѣла безчисленнымъ ликомъ святыхъ Божіихъ человѣковъ.

Въ Церкви Христовой открыто для всѣхъ сокровище мира и радости о Дусѣ Святѣ. Они — эти миръ и радость — состоятъ въ примиреніи нашемъ съ Богомъ, въ соединеніи съ Господомъ Іисусомъ Христомъ, въ чистой совѣсти предъ Богомъ, въ живой увѣренноети въ благоволеніи Божіемъ, въ несомнѣнномъ упованіи жизни вѣчной. Бываетъ ли недоволенъ когда либо истинный христіанинъ? Нѣтъ: онъ радуется и въ страданіяхъ, благодушествуетъ и въ скорбяхъ. Укоряеми благословляемъ, гоними терпимъ, хулими утѣшаемся, говорятъ о себѣ сыны царствія Божія.

По благодати Божіей мы призваны въ сіе царствіе Божіе отъ самаго рожденія на свѣтъ: мы и обязаны обращать строгое вниманіе на самихъ себя: истинные ли мы сыны царствія Божія, хо/с. 777/тя и именуемся сынами Церкви Христовой? Ходимъ ли вѣрою, не колеблясь никакими сомнѣніями? Ощущаемъ ли внутри себя тотъ миръ новой совѣсти, то сыновнее дерзновеніе предъ Богомъ, которые отличаютъ сыновъ Божіихъ отъ чадъ вѣка сего? Произрастаютъ ли между нами райскіе плоды царствія Божія — любы, радость, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе? Обитаетъ ли въ сердцѣ нашемъ то безстрастіе ко всему земному, то неудержимое желаніе со Христомъ быть, которыя составляютъ истинное счастіе въ жизни и вѣрный залогъ нескончаемаго блаженства по смерти? Если есть въ насъ эти знаменія сыновъ царствія Божія, то оно пришло къ намъ и обитаетъ въ насъ. Если же нѣтъ, то ищите прежде всего царствія Божія.

Ищите свѣта и разума духовнаго въ благовѣстіи евангельскомъ, въ твореніяхъ святыхъ и богоносныхъ отцевъ. Ищите оправданія во Христѣ путемъ искренняго покаянія и исповѣданія грѣховъ своихъ. Ищите очищенія, освященія, обновленія и оживотворенія духа въ таинствахъ церковныхъ, пріемля ихъ съ вѣрою и упованіемъ, съ благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ, съ искреннимъ желаніемъ своего спасенія. Ищите царствія Божія, куда возойдутъ только тѣ, которые принадлежатъ нынѣ — не по имени, а по вѣрѣ и дѣламъ своимъ, къ благодатному царству Христову. Съ каждымъ днемъ яснѣе и громче слышится гласъ небеснаго Жениха: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, покайтеся, приближибося царство небесное.

Царство небесное или царство Божіе, приблизившееся къ людямъ съ пришествіемъ на землю Спасителя, есть блаженство человѣковъ въ союзѣ съ Богомъ. Было время, когда блаженствомъ симъ люди наслаждались вполнѣ. Это было тогда, когда первые человѣки жили въ раю и соблюдали заповѣдь Божію; Господь обиталъ тогда въ сердцахъ ихъ. Прародители наши нарушили заповѣдь Божію, грѣхомъ разорвали союзъ свой съ Богомъ и лишили себя райскаго блаженства. Вмѣсто счастія и блаженства, бѣдствія и мученія, временныя и вѣчныя, сдѣлались неизбѣжнымъ слѣдствіемъ грѣховъ человѣческихъ. Господь Іисусъ Христосъ для того и явился въ міръ, чтобы возвратить людямъ блаженство, потерянное ими въ лицѣ прародителей. И Онъ не только возвратилъ, но даровалъ намъ блаженство лучшее прежняго: вмѣсто рая земного Онъ приготовилъ намъ для нашего блаженства мѣсто на небесахъ (Іоан. 12, 26). Такимъ образомъ, съ пришествіемъ Христа Спасителя на землю, поистинѣ, приблизилось къ намъ царство небесное. Къ вѣчному блаженству въ царствѣ небесномъ мы и должны приготовлять себя, пока живемъ здѣсь на землѣ. Мы должны /с. 778/ теперь положить начало небесному царству въ душѣ своей: иначе не будемъ способными къ нему и достойными его. Для приготовленія нашего къ вѣчному блаженству Господь устроилъ на землѣ св. Церковь Свою и въ ней заключилъ все нужное для насъ, въ цѣляхъ этого приготовленія.

Пока есть время, будемъ, братія и сестры, пользоваться руководствомъ и помощію св. Церкви. Будемъ очищать себя отъ грѣховъ чрезъ таинство покаянія. Будемъ чаще причащаться св. Таинъ Христовыхъ. Будемъ любить всею душею Господа Бога и нашихъ ближнихъ, не исключая и враговъ нашихъ. Будемъ больше молиться Господу и вести жизнь трезвенную и цѣломудренную, благочестивую и добродѣтельную! Аминь. (Сост. по «Сборн. крат. поученій», свящ. А. Смирнова, книга 3-я, стр. 32).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 775-778.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.