Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ ПО БОГОЯВЛЕНІИ.
249. Поученіе въ недѣлю по Просвѣщеніи.

Послѣ крещенія въ рѣкѣ Іорданѣ отъ Іоанна и послѣ искушенія въ пустынѣ отъ діавола, Іисусъ Христосъ торжественно явилъ Себя міру, начавъ проповѣдывать Евангеліе царствія Божія и творить безчисленныя чудеса на благодѣяніе бѣдствующимъ людямъ. Первое слово Его грѣшнымъ людямъ было слово о покаяніи и приближеніи царства небеснаго. Оттолѣ начатъ Іисусъ проповѣдати, и глаголати: покайтеся, приближибося царствіе небесное, Ибо, какое могло быть первое слово отъ Спасителя къ грѣшникамъ, какъ не слово о покаяніи и строгомъ, искреннемъ самоосужденіи и признаніи полнѣйшей виновности предъ всесвятымъ Богомъ? И какое слово прежде всего могло быть обращено къ безмѣрно удалившимся отъ Бога и жизни Его правды Его, какъ не радостная вѣсть о приближеніи къ нимъ царствія Божія? Ибо что такое царствіе Божіе? Это то же, что царство Христово, или Самъ Христосъ, пришедшій во плоти, царство правды и святости, мира и радости въ Духѣ Святомъ, прощеніе грѣховъ, сыноположеніе или усыновленіе насъ грѣшныхъ — чрезъ вѣру и крещеніе и прочія таинства — Богу; дерзновеніе предъ Богомъ; удаленіе отъ всѣхъ земныхъ пристрастій и взираніе горѣ, къ Богу; горячая любовь къ Богу и ближнимъ; сила и власть надъ страстями и надъ демонами, строющими непрестанно козни надъ людьми и ищущими ввергнуть ихъ во всякіе грѣхи и погубить ихъ; царство Божіе есть непрестанное восхожденіе отъ добродѣтели къ добродѣтели, отъ земли на небо, отъ тлѣнія къ нетлѣнію, отъ смерти къ безсмертію, отъ временной и исчезающей жизни къ жизни конца не имѣющей. Такъ какъ мы и въ началѣ были созданы безсмертными по /с. 779/ душѣ, со способностію къ безсмертію и по тѣлу и уклонились въ смерть, пагубу, въ тлѣніе по своей винѣ: чрезъ грѣхъ, чрезъ бездну грѣховъ нашихъ, то ясно, само по себѣ, что когда намъ дана опять возможность къ оправданію, освященію и безсмертію во Христѣ, наше оправданіе должно совершаться чрезъ покаяніе во грѣхахъ, чрезъ непрестанное покаяніе. Сколько разъ падешь въ грѣхи, столько и возстань чрезъ покаяніе, и спасешься, говоритъ пророкъ. Покайтеся! Безъ покаянія невозможно удостоиться царствія Божія.

Надо искренно осудить въ себѣ все худое, противное Богу, искренно возненавидѣть всякій грѣхъ, всякую страсть, всякую злобу, всякое земное пристрастіе и тщательно удаляться отъ зла. Тогда Господь, видя въ насъ борьбу со зломъ и любовь къ добру, поспѣшитъ къ намъ, возсоздастъ въ насъ подобіе Свое и съ благоволеніемъ, какъ всеблагій и любвеобильный, вселится въ сердце наше. Аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ, и Отецъ Мой возлюбить его и къ нему пріидемъ и обитель у него сотворимъ. Такъ приближается къ намъ царствіе Божіе! Оно приходитъ къ намъ, вселяется въ насъ — чрезъ искреннее покаяніе и исполненіе воли Божіей. Покайтеся: приближибося царствіе небесное.

Царство небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно слѣдуетъ за нами и готово вселиться въ насъ, въ наше сердце, если найдетъ въ насъ самихъ расположеніе и готовность къ нему. Се, стою у двери (сердца), и стучу. Если кто услышитъ голосъ Мой, и отворитъ дверь, войду къ нему и буду вечерять съ нимъ, и онъ со Мною (Апок. 3, 20), говоритъ Господь. Благодать вездѣ, во всякое время ищетъ спасенія грѣшника, ибо дорогою цѣною куплено спасеніе наше (Кор. 6, 20; 7, 23). Она съ тобою и дома, въ уединеніи, тайно озаряетъ твой умъ, твое сердце, по временамъ располагая его къ покаянію или къ благодарности за безчисленныя благодѣянія Божіи, — она бесѣдуетъ съ тобою и въ пути; стучится къ тебѣ и въ общественныхъ собраніяхъ; и при твоихъ трудахъ умственныхъ и физическихъ, и вездѣ готова открыть тебѣ свои святыя материнскія объятія, только бы ты опомнился, очувствовался, увѣровалъ, смягчился, просвѣтился. И многихъ, многихъ спасаетъ тайно и явно благодать Божія, извлекая изъ бездны грѣховъ, различными, одному Богу извѣстными способами. Такъ близко къ намъ всегда царствіе Божіе, и такъ удобно намъ вездѣ спасеніе, если только мы желаемъ жить по вѣрѣ и дорожимъ своимъ спасеніемъ.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ чрезъ Свое воплощеніе, чрезъ Свое житіе на землѣ, чрезъ Свое ученіе, страданія, смерть, воскре/с. 780/сеніе и вознесеніе на небо изліялъ на землю, или лучше — на Церковь, всю бездну Своей благодати: просвѣщающей, милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей, спасающей; изліялъ цѣлое море благодати; приходи всякій и черпай воду спасенія, сколько хочешь. Почерпите воду съ веселіемъ отъ источника спасенія (Ис. 12, 3), вопіетъ пророкъ. У вѣрующаго въ Меня, говоритъ Господь, потекутъ изъ чрева рѣки воды живой (Іоан. 7, 38). Таковы были Златоустъ, Василій Великій, Аѳанасій Великій, Григорій Богословъ, которые источили рѣки ученія благодатнаго.. — Теперь, во времена новозавѣтныя, не то, что во времена Ветхаго завѣта, — и видимыя знаменія и вмѣстилище царствія Божія, — храмы Божіи находятся вездѣ и повсюду; они помѣщаются даже въ общественныхъ, а иногда и частныхъ домахъ — у людей знатныхъ; царствіе Божіе водворяется, такъ сказать, подъ кровлей домовъ нашихъ. Чего удобнѣе? — Приходи и почерпай благодать спасенія, обильно текущую въ Церкви. Пользуйся благодатію покаянія, приступай съ умиленіемъ и съ дерзновеніемъ къ Тайнамъ Христовымъ, поучайся въ храмѣ и дома догматамъ и таинствамъ вѣры; слушай и читай Писанія; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себѣ во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ (Еф. 5, 19), и вотъ ты въ царствіи Божіемъ, и въ тебѣ царствіе Божіе. Се Азъ съ вами есмь во вся дни да скончанія вѣка, говоритъ Господь ( Мѳ. 28, 20). И Онъ дѣйствительно съ нами всегда, на всякомъ мѣстѣ слышитъ, милуетъ, спасаетъ насъ, очищаетъ грѣхи, освящаетъ, оживотворяетъ, исцѣляетъ недуги, избавляетъ отъ козней діавольскихъ, помогаетъ въ трудахъ, утѣшаетъ бѣдныхъ, скорбящихъ, болящихъ или Самъ невидимо, или чрезъ святыхъ Своихъ и чрезъ добрыхъ людей, — всѣхъ милуетъ, но и всѣхъ обличаетъ, вразумляетъ и наказуетъ, какъ Богъ и Судія праведный, испытующій сердца и утробы (Пс. 7, 10). — Такъ близко царствіе Божіе, царствіе небесное на землѣ: оно съ нами живетъ, въ двери наши стучится, къ желающимъ и кающимся входитъ и приноситъ свои чистыя, нетлѣнныя, животворныя блага правды, мира и блаженства духовнаго. — Но, если къ намъ такъ близко царство небесное и такъ готово всегда насъ объять, въ насъ вселиться, — то мы безотвѣтны будемъ предъ Богомъ, если удалимся сами отъ царствія Божія, если дерзкою рукою отринемъ его отъ себя. Богъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7). Страшно же нѣкое чаяніе суда, и огня ревность, готоваго пожрать противниковъ (Евр. 10, 27), говоритъ апостолъ Павелъ. Братія! покайтеся: приближибося царствіе небесное. — Аминь. («Полн. собр. сочин.» прот. Іоанна Кронш., Т. 1-й, стр. 338).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 778-780.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.