Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА КРЕЩЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
5. Іоаннъ Креститель.

Тридцать лѣтъ Іисусъ Христосъ прожилъ въ Назаретѣ, въ смиренной безвѣстности, повинуясь не только Матери Своей, но и мнимому отцу Своему Іосифу и помогая ему въ трудахъ. Когда же исполнилось Ему 30-ть лѣтъ, то пришло время выступить Ему на великое дѣло служенія человѣческому спасенію. Но предъ явленіемъ Мессіи — Царя долженъ былъ, какъ предсказали пророки, явиться еще Предтеча, чтобы приготовить Ему путь. И дѣйствительно, не задолго до вступленія Іисуса Христа на общественное служеніе, въ пустынѣ Іудейской загремѣлъ голосъ Предтечи.

/с. 14/ Предтеча Іоаннъ не совершилъ ни одного чуда, но самъ былъ настоящее чудо. Онъ былъ послѣдній и величайшій пророкъ Ветхаго Завѣта и первый изъ пророковъ Новаго. Чудесно было его рожденіе: своимъ рожденіемъ онъ разрѣшилъ неплодіе своей престарѣлой матери и нѣмоту отца. Великъ будетъ сынъ твой предъ Господомъ, сказалъ ангелъ-благовѣстникъ, отцу его Захаріи, — онъ предъидетъ предъ Нимъ (Мессіею) съ силою Ильи, чтобы приготовить Ему путь, и исполнится Духа Святаго еще изъ чрева матери; и въ удостовѣріе сомнѣвающагося старца, связалъ ему уста нѣмотою до рожденія обѣтованнаго сына.

Предъ временемъ явленія въ мірѣ Спасителя, Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ, посланъ былъ для того, чтобы про[повѣдать міру покаяніе, то]-есть разъяснить людямъ, какъ сильно они повреждены грѣхомъ, и дать почувствовать крайнюю нужду въ небесной помощи Спасителя. Въ этомъ и состояло служеніе Предтечи Господня. Его слова къ собравшемуся на Іорданъ народу были: покайтеся, приближи бо ся царствіе Божіе. Всѣ дальнѣйшія рѣчи его клонились къ тому, чтобы развить, усилить въ людяхъ покаянныя чувства и сдѣлать ихъ плодотворными. Отъ тѣхъ людей, которые исповѣдывали грѣхи свои предъ нимъ и принимали отъ него крещеніе, въ знакъ готовности оставить порочную жизнь свою — отъ этихъ людей онъ строго требовалъ плодовъ, достойныхъ покаянія, т. е. требовалъ самыми дѣлами доказать, что оставляютъ жизнь порочную; а въ противномъ случаѣ угрожалъ имъ, какъ безплоднымъ деревьямъ, посѣченіемъ и сожженіемъ въ огнѣ неугасимомъ. «Я, говорилъ онъ, крещу васъ въ водѣ въ покаяніе; но Идущій за мною, т. е. Христосъ, сильнѣе меня; Онъ будетъ крестить васъ Духомъ Святымъ и огнемъ. Лопата Его въ рукѣ Его и Онъ очиститъ гумно Свое и соберетъ пшеницу Свою въ житницу, а солому сожжетъ огнемъ неугасимымъ» (Матѳ. 3, 11, 12). При обличеніи пороковъ людей, ихъ неготовности принять грядущаго Спасителя, Его грозное слово равно обращено было и къ простымъ людямъ и къ сильнымъ земли. Онъ смѣло обличалъ правителей и старѣйшинъ іудейскихъ въ ихъ лицемѣріи и нечестіи, онъ не убоялся говорить правду самому царю Ироду, забывшему Законъ Божій, хотя за такое обличеніе неминуемо долженъ былъ подвергнуться мученической смерти. И не однѣми сильными рѣчами преклонялъ онъ людей къ покаянію, но и самою жизнію своею, самимъ видомъ своимъ. Всѣмъ было извѣстно, что онъ великій подвижникъ и постникъ отъ юности своей, что никакіе соблазны /с. 15/ и удовольствія міра и никакія невзгоды и нападенія не могли поколебать твердости его души. Съ своимъ строгимъ лицомъ, исхудавшимъ отъ поста и загорѣвшимъ отъ зноя въ пустынѣ, въ своей бѣдной одеждѣ изъ грубаго верблюжьяго волоса, опоясанный по чресламъ кожаннымъ поясомъ, онъ стоялъ предъ собравшимся къ нему народомъ, какъ обличитель изъ другого, высшаго, невѣдомаго міра. Словомъ, все, что можно было слышать отъ св. Іоанна и видѣть въ немъ самомъ, все это сильно потрясало сердца народа и преклоняло его къ покаянію.

Если для людей, къ которымъ только приближалось царство Христово, необходима была проповѣдь Іоанна Крестителя о покаяніи, то тѣмъ болѣе она необходима для насъ, какъ уже вступившихъ въ это царство и содѣлавшихся послѣдователями Христа Спасителя. Если тогда угрожалъ страшный гнѣвъ Божій не покаявшимся и не приносящимъ добрыхъ плодовъ покаянія, то тѣмъ болѣе этотъ гнѣвъ Божій угрожаетъ намъ, когда мы не будемъ каяться во грѣхахъ и стараться загладить ихъ добрыми дѣлами, ибо мы имѣемъ менѣе извиненій предъ судомъ Божіимъ, нежели люди, жившіе предъ пришествіемъ Спасителя въ міръ. И не разъ только въ году нужно намъ прибѣгать къ Богу съ сердечнымъ сокрушеніемъ о грѣхахъ, а ежедневно оплакивать грѣхи, которыми мы оскорбляемъ Бога и удаляемъ отъ себя спасительную благодать Его. Только тогда наша исповѣдь въ великую четыредесятницу будетъ истинная, когда мы ежедневно будемъ разсматривать свою жизнь и скорбѣть предъ Богомъ о томъ, въ чемъ виноваты предъ Нимъ; только тогда наша исповѣдь предъ духовникомъ будетъ пріятна Богу, какъ плодъ всегдашняго сокрушенія о грѣхахъ и желанія исправить свою жизнь. (Сборникъ поуч., «Руководство для сельск. пастырей», 1877 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 13-15.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.