Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА КРЕЩЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
6. Проповѣдь Предтечи о покаяніи.

Бысть Іоаннъ крестяй въ пустыни, и проповѣдая крещеніе покаянія во отпущеніе грѣховъ (Марк. 1, 4).

Всѣ вы, братія, безъ сомнѣнія, благоговѣйно чтите Предтечу и Крестителя Господня Іоанна. Но вникли ли сердцемъ своимъ въ его проповѣдь, которая нѣкогда подвигла всю страну іудейскую на берега Іордана и приготовила людей къ принятію Спасителя? Не для одного своего времени, а для всѣхъ временъ онъ есть великій учитель покаянія: слово его имѣетъ дивную силу смирять сердца и располагать ихъ къ принятію спасительной благодати.

/с. 16/ Покайтеся, приближибося царствіе небесное (Мѳ. 3, 2 ) — вотъ начало проповѣди Предтечевой. Царствіе Божіе близко ко всѣмъ намъ, но отъ нашей собственной воли зависитъ то, чтобы оно къ намъ пришло, для насъ настало. Первое условіе къ принятію благодати спасенія есть покаяніе. Отложивъ гордостъ, забывъ всѣ мірскія почести и преимущества, каждый изъ насъ долженъ сознаться, что тяжко неправъ предъ Богомъ, что Господь не подастъ ему руки помощи, какъ нѣкогда Петру утопавшему, онъ погибнетъ въ безднѣ грѣховной, и въ такомъ состояніи къ Нему, единому Ходатаю нашего спасенія, долженъ устремить все сердце съ надеждою помилованія и избавленія.

Уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ: всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ и въ огнь вметаемо (Мѳ. 3, 10). Страшны эти слова: о, если бы мы чаще вспоминали ихъ! Помни каждый человѣкъ, что сѣкира гнѣва Божія лежитъ у корня твоей жизни... Одно слово, одно мановеніе Владыки — и жизнь сразится косою смерти! И тогда все кончено: послѣ смерти покаянія нѣтъ! Между спасенными и погибшими утвердится непроходимая бездна, и цѣлые вѣка безполезныхъ раскаяній и мучительныхъ страданій настанутъ для того, кто во время не хотѣлъ смириться и раскаяться.

Ему же лопата въ руцѣ его, и отребитъ гумно свое, и соберетъ пшеницу Свою въ житницу, плевы же сожжетъ огнемъ негасающимъ (Мѳ. 3, 12). Теперь Господь терпитъ и худыхъ людей наравнѣ съ добрыми, и будетъ терпѣть до второго пришествія, но тогда очиститъ Свое царство отъ всѣхъ нечестивыхъ. Никакая скверна въ немъ не потерпится. Одни только благословенные Отца Его останутся въ Его царствіи, а тѣ, которые не вняли голосу благодати, призывавшему ко спасенію, и загубили свою жизнь въ суетѣ, въ служеніи страстямъ, будутъ ввержены въ страшный геенскій огонь.

Но покаяніе, по слову великаго учителя, должно состоять не въ однихъ слезахъ и воздыханіяхъ. Сотворите плодъ достоинъ покаянія. Искренно, отъ всего сердца пожелайте отстать отъ тѣхъ беззаконій, которыя сознавала ваша совѣсть. Безъ сомнѣнія, тяжело отстать отъ дурныхъ навыковъ; страсти опутываютъ, какъ бы сѣтями, душу того, кто имъ преданъ. Но сдѣлайте усилія надъ собою, потрудитесь, приневольте себя къ дѣламъ добра и правды. Во всякомъ дѣлѣ нуженъ трудъ: можно ли безъ труда пріобрѣсть такое великое благо, какъ спасеніе нашей души? Отъ дней Іоанна Крестителя до нынѣ царство небесное /с. 17/ силою берется и употребляющіе усиліе восхищаютъ его (Мѳ. 11, 12), сказалъ Спаситель нашъ.

Показать Господу исправленіе жизни каждый можетъ въ предѣлахъ того званія, въ которое поставленъ Провидѣніемъ. Креститель не осуждаетъ должностей мытарей (сборщиковъ податей), которая была въ презрѣніи у евреевъ, а требуетъ только чтобы они не брали болѣе надлежащаго (Лук. 3, 12. 13). Воинамъ внушаетъ, чтобы они никого не обижали, не клеветали, и были довольны своимъ жалованіемъ (ст. 14). Во всякомъ общественномъ званіи христіанинъ честнымъ исполненіемъ своихъ обязанностей можетъ привлечь на себя благословеніе Божіе и спасти свою душу. Но есть дѣла, доступныя каждому званію, которыя особенно цѣнны въ очахъ правды Божіей: это дѣла милосердія. У кого двѣ одежды, говоритъ Креститель, тотъ дай неимущему, и у кого есть пища, дѣлай то же (ст. 11).

Братія! Недавно вступили мы во врата новаго года. Въ эти минуты, которыя мы такъ трепетно встрѣчаемъ, не сказала ли намъ совѣсть: надо бы обновиться душою, надо бы многое и многое оставить или измѣнить въ проведенной доселѣ жизни? Да коснется же нашего сердца проповѣдь Предтечи Господня, которою открывалось на землѣ царство спасительной благодати! (Слово прот. Петра Смирнова. Часть 2-я).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 15-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.