Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА КРЕЩЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
8. Слово въ день Богоявленія.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Галат. 3, 27).

Воспоминая празднственно Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа, нельзя не вспомнить, братія, и о нашемъ крещеніи во Христа. Ибо для того и крестился Господь нашъ во Іорданѣ, чтобъ открыть и освятить для насъ путь въ царствіе Божіе — крещеніемъ. Для того св. Церковь, празднуя Крещеніе Господне, оглашаетъ слухъ нашъ пѣніемъ словъ апостола: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, чтобы мы, воспоминая о своемъ крещеніи во Христа, старались уразумѣть сущность и силу сего св. таинства и устроять жизнь свою такъ, чтобы не вотще было для насъ и крещеніе и наше званіе христіанское. Итакъ, что даетъ намъ и чего требуетъ отъ насъ крещеніе по примѣру и во имя Господа Іисуса Христа?

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говоритъ св. апостолъ Павелъ. Въ этомъ состоитъ сущность и сила св. таинства крещенія, что посредствомъ его мы облекаемся во Христа; въ этомъ сущность и христіанскаго званія нашего, что мы, какъ облеченные во Христа, нося Его имя и Его образъ, усыновляемся Отцу небесному, дѣлаемся наслѣдниками Богу и сонаслѣдниками Христу; въ этомъ сущность и всей христіанской жизни, что, облекшись во образъ небеснаго, мы дожны уже ходить во обновленіи жизни, не по плоти прочее время житія жити, но по духу.

Намъ извѣстно, что первый человѣкъ былъ созданъ по образу Создавшаго его и потому былъ чистъ и непороченъ, святъ и богоугоденъ, безболѣзненъ и безсмертенъ, счастливъ и блаженъ. Но «завистію діаволею грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть». Грѣхъ не только лишилъ человѣка достоинства сына Божія, сдѣлавъ его преступникомъ, подлежащимъ осужденію правды Божіей, но и въ самомъ естествѣ человѣка посѣялъ сѣмена зла и разрушенія: вмѣсто начала богоподобной жизни, внесъ въ него начало противленія Богу и стремленія къ злому. Вмѣсто напечатлѣннаго въ немъ святаго закона правды, насадилъ въ немъ инъ законъ, грѣховный, противовоюющій закону ума его; вмѣсто свѣтоноснаго сознанія истины, омрачилъ разумъ его тьмою лжи и /с. 21/ заблужденія; вмѣсто чувства радости, вседовольства и блаженства, поселилъ въ сердцѣ его чувство ненасыщаемой жажды, недовольства, унынія и скорби и, такимъ образомъ, изъ сына Божія сдѣлалъ его сыномъ діавола: вы отца вашего діавола есте, говорилъ Господь о падшихъ и развращенныхъ людяхъ: и похоти отца вашего хощете творити. Отъ падшаго праотца и мы всѣ въ беззаконіяхъ зачинаемся и рождаемся во грѣхахъ; отъ осужденнаго на смерть и мы наслѣдовали осужденіе смерти.

Единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде, въ немже вси согрѣшиша (Рим. 5, 12). Нѣтъ лжи и заблужденія, которыми не увлекались бы падшіе человѣки, нѣтъ грѣха и беззаконія, которыми не осквернилась бы земля наша; но и нѣтъ страданій и бѣдствій, которыхъ не испытало бы надъ собою человѣчество.

Любовь Божія не оставила насъ въ этомъ изгнаніи изъ царства Божія, въ этомъ плѣну діавола, міродержителя тьмы вѣка сего. Въ послѣдокъ дній сихъ посла Богъ Сына Своего единороднаго, рождаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ, да всыновленіе воспріимемъ. Тако бо возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Принявъ на Себя всѣ грѣхи человѣческіе, Сынъ Божій потерпѣлъ за нихъ и всю казнь, опредѣленную правосудіемъ Божіимъ, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя, и такимъ образомъ даровалъ намъ возможность не только избавиться отъ осужденія и клятвы, но и возвратить себѣ все, чего лишились мы въ нашемъ праотцѣ. Теперь, благодаря безконечной любви Его къ намъ, мы опять можемъ быть тѣмъ, чѣмъ были, получить прежнюю честь и славу чадъ Божіихъ, взойти на высоту богоподобія, наслѣдовать вѣчное царство Божіе, вселиться въ дому Отца небеснаго, воцариться со Іисусомъ Христомъ во вѣки вѣковъ.

Чтобы возвести насъ къ сему вѣчному, блаженному и славному царствію Божію, Господь Іисусъ Христосъ утвердилъ на землѣ благодатное царство Свое — Церковь Свою святую, которой ввѣрилъ всѣ сокровища благодати Своея для просвѣщенія, обновленія, освященія и спасенія человѣковъ. Съ нею неотступно пребываетъ Онъ Самъ, яко глава и Царь ея; въ ней пребываетъ выну Всесвятый Духъ Божій со всею полнотою божественныхъ даровъ Своихъ. Въ ней-то мы и можемъ обрѣсти все, что нужно намъ для того, чтобы преобразиться изъ чадъ гнѣва и погибели въ сыновъ любви и благоволенія Отца небеснаго, въ наслѣдниковъ вѣчнаго царствія Божія на небѣ.

/с. 22/ Въ Церкви Христовой открыто сокровище свѣта и разума, премудрости и вѣдѣнія для всѣхъ приходящихъ къ ней съ вѣрою. Ибо ничего не утаилъ отъ нея Господь нашъ, какъ утаиваетъ господинъ отъ рабовъ своихъ: все сказалъ Онъ ей, какъ избранной невѣстѣ Своей. Возвѣстилъ и то, что было; не сокрылъ и того, что будетъ; повѣдалъ тайны, сокровенныя отъ вѣкъ и родовъ. Посему-то въ Церкви Христовой буее Божіе премудрѣе человѣкъ есть въ разумѣніи предметовъ духовныхъ, и немощное Божіе крѣпчае человѣкъ есть въ исполненіи заповѣдей Господнихъ, въ подвигахъ вѣры, любви и упованія, въ терпѣніи страданій и смерти за Христа.

Въ Церкви Христовой открыто для всѣхъ сокровище правды и святыни, душевнаго мира и счастія. Въ ней готово оправданіе, очищеніе и освященіе для грѣшниковъ, приходящихъ къ ней съ покаяніемъ. Въ ней подаются всѣ божественныя силы, яже къ животу и благочестію для подвизающихся въ добродѣтели. Въ ней открытъ путь къ истинному счастію и на землѣ, въ обществѣ человѣковъ. Ибо въ ней главный законъ есть любовь, которая долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидитъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла, но вся покрываетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ (1 Кор. 13, 4. 7). Въ ней главный характеръ членовъ ея — самоотверженіе, главная добродѣтель — смиреніе и терпѣніе, главное достоинство — чистота сердца, главное отличіе — ношеніе креста Христова. Посему-то, съ явленіемъ сего царства Божія на землѣ, явились неслыханныя дотолѣ добродѣтели, и грѣшная земля наша процвѣла безчисленнымъ ликомъ святыхъ Божіихъ человѣковъ.

Въ Церкви Христовой открыто для всѣхъ сокровище мира и радости о Дусѣ Святѣ: мира, превосходящаго всякъ умъ, радости, предъ которою ничтожны всѣ радости мірскія. Она состоитъ въ примиреніи нашемъ съ Богомъ, въ соединеніи съ Господомъ Іисусомъ Христомъ, въ чистой совѣсти предъ Богомъ, въ живой увѣренности въ благоволеніи Божіемъ, въ сыновнемъ дерзновеніи предъ Отцемъ небеснымъ, въ несомнѣнномъ упованіи жизни вѣчной. Бываетъ ли доволенъ человѣкъ, ищущій радости и счастія въ мірѣ? Нѣтъ: создахъ ми домы, говоритъ о себѣ человѣкъ, котораго счастію завидовали всѣ: насадихъ ми винограды и сады, притяжахъ рабы и рабыни, собрахъ ми злато и сребро, сотворихъ ми поющихъ и поющія, и все, егоже просиста очи мои, не отъяхъ отъ нихъ. Что жъ вышло? И призрѣхъ азъ на вся творенія моя, и се вся суета и произволеніе духа! (Еккл. /с. 23/ 2, 4. 7. 8. 10. 11.). Но бываетъ ли недоволенъ когда-либо истинный христіанинъ? Нѣтъ: онъ радуется и въ страданіяхъ, благодушествуетъ и въ скорбяхъ. Укоряеми благословляемъ, гоними терпимъ, хулими утѣшаемся (1 Кор. 4, 12-13) говорятъ о себѣ сыны царствія Божія.

Въ сіе-то царство Божіе призываетъ всѣхъ человѣковъ слово евангельское, чтобы всѣхъ обогатить богатствомъ сего царствія, чтобы всѣхъ помиловать и спасти. Правда, по благодати Божіей мы призваны въ сіе царство Божіе отъ самого рожденія нашего на свѣтъ. Но потому-то именно, слыша о приближеніи царства Божія, мы и обязаны обращать строгое вниманіе на самихъ себя: истинные ли мы сыны царства Божія, хотя и именуемся сынами Церкви Христовой? Хотимъ ли вѣрою во свѣтѣ лица Божія, не колеблясь никакими сомнѣніями, не влаясь всякимъ вѣтромъ ученія въ коварствѣ козней льщенія? Ощущаемъ ли внутрь себя воспѣтое псалмопѣвцемъ блаженство тѣхъ, ихже оставишася беззаконія и ихже прикрышася грѣси, — ту свободу духа, тотъ миръ и покой совѣсти, то сыновнее дерзновеніе предъ Богомъ, которые отличаютъ сыновъ Божіихъ отъ чадъ вѣка сего? Произрастаютъ ли между нами райскіе плоды царствія Божія — любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе? Обитаетъ ли въ сердцѣ нашемъ тотъ блаженнотворный миръ, то вседовольство и безстрастіе ко всему земному, то неудержимое желаніе со Христомъ быти, которые составляютъ истинное счастіе въ жизни и вѣрный залогъ нескончаемаго блаженства по смерти? Если есть въ насъ эти знаменія сыновъ царствія Божія, то оно пришло къ намъ и обитаетъ въ насъ. Если же нѣтъ, то ищите прежде всего царствія Божія.

Ищите свѣта и разума духовнаго въ благовѣстіи евангельскомъ, въ вѣщаніяхъ св. пророковъ и апостоловъ, въ высокихъ созерцаніяхъ святыхъ и богоносныхъ мужей, утверждаясь вѣрою въ познаніи Сына Божія — Спасителя человѣковъ.

Ищите оправданія во Христѣ путемъ искренняго покаянія и исповѣданія грѣховъ своихъ, цѣною слезъ и воздыханій сердечныхъ.

Ищите очищенія, освященія, обновленія и оживотворенія духа своего въ святыхъ и освящающихъ таинствахъ церковныхъ, пріемля ихъ съ вѣрою и упованіемъ, съ благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ, съ любовью къ Богу и искреннимъ желаніемъ своего спасенія.

Ищите богатства царствія Божія, не скрывая себѣ сокровищъ на земли, идѣже червь и тля тлитъ и идѣже татіе подкапываютъ и крадутъ (Мѳ. 6, 19), но скрывая себѣ сокровища на /с. 24/ небеси, обогащаясь дѣлами благими, которыя одни исходатайствуютъ намъ оправданіе на судѣ Христовомъ.

Ищите мира и радости о Дусѣ Святѣ — въ благоговѣйномъ предстояніи во храмѣ Божіемъ, въ сердечной и умиленной молитвѣ, въ благоговѣйныхъ и богомысленныхъ созерцаніяхъ.

Ищите жизни и безсмертія въ ближайшемъ общеніи со Христомъ — благоговѣйнымъ причащеніемъ плоти и крови Его.

Ищите царствія Божія. Сіе бо глаголемъ вамъ, братіе, словомъ Господнимъ, яко время прекращено есть прочее: преходитъ бо образъ вѣка сего и настаетъ образъ вѣка грядущаго; приближается царство славы, куда взойдутъ только тѣ, кои принадлежатъ нынѣ — не по имени, а по вѣрѣ и дѣламъ своимъ — къ благодатному царству Христову. Каждый день въ жизни улетаетъ невозвратно, съ каждымъ днемъ приближаемся ближе къ предлежащему намъ гробу, съ каждымъ днемъ яснѣе и громче слышится гласъ небеснаго Жениха: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, — покайтеся, приближибося царство небесное. (Дим., архіеп. Херсон.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 20-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.