Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА КРЕЩЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
12. Слово въ праздникъ Богоявленія Господня.
О томъ, что Іисусъ Христосъ есть истинный Сынъ Божій.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Одно изъ самыхъ умилительныхъ явленій смиренія Іисусова представляетъ нынѣ намъ, братія, празднующая Христова Церковь. Это крещеніе Его отъ Пророка и Предтечи Іоанна. Іисусъ Христосъ приходитъ на Іорданъ, какъ обыкновенный человѣкъ, проситъ отъ Іоанна крещенія, какъ рабъ, погружается въ водахъ, какъ имѣющій нужду въ очищеніи отъ грѣховъ. Но вотъ смиреніе Его просіяваетъ божественнымъ величіемъ и славоіо. Воды Іордана трепетно ощущаютъ, что это не сынъ падшаго Адама, а Святый и безгрѣшный, какъ предвозвѣстилъ пророкъ: «видѣша Тя воды, Боже, и убояшася» (Пс. 76, 17); Предтеча видитъ и исповѣдуетъ, что это не рабъ, а Владыка и крещаемыхъ и крестителя: «Азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ» (Матѳ. 3, 14); небо отверзается въ знаменіе того, что это Самъ Творецъ неба и земли, Духъ Святый нисхо/с. 31/дитъ, показуя, что это Тотъ, Который креститъ вѣрующихъ въ Него Духомъ Святымъ: гласъ небеснаго Отца свидѣтельствуетъ, что это Единородный и возлюбленный Сынъ Его: «сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ» (Мѳ. 3: 17).

Такъ, братія, Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, Который по милосердію Своему принялъ на Себя зракъ раба и для очищенія грѣховъ нашихъ крестился въ Іорданѣ, есть истинный Сынъ Божій.

Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій. Когда архангелъ благовѣствовалъ Дѣвѣ Маріи преестественное зачатіе, тогда объявилъ Ей, что рожденный отъ Нея Сынъ Іисусъ наречется Сыномъ Вышняго или Сыномъ Божіимъ. «Сей будетъ великій», сказалъ, «и Сынъ Вышняго наречется» (Лук. 1, 32). Небесный Отецъ божественнымъ гласомъ Своимъ дважды свидѣтельстововалъ, сперва на Іорданѣ, потомъ на Ѳаворѣ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ» (Мѳ. 3: 17, 17: 5).

Самъ Іисусъ Христосъ ясно говоритъ о Себѣ въ Евангеліи, что Онъ — Сынъ Божій, и Богъ — Его Отецъ. Такъ Онъ объявляетъ Себя Сыномъ Божіимъ исцѣленному Имъ слѣпорожденному (Ін. 9: 35), въ продолжительныхъ бесѣдахъ съ іудеями, и на судѣ въ дому первосвященника (Мѳ. 26: 63), и вездѣ именуетъ Бога Отцемъ Своимъ. Святые апостолы, еще до воскресенія Іисуса Христа, исповѣдывали Его Сыномъ Божіимъ. Петръ говоритъ ко Христу: «Ты еси Христосъ Сынъ Бога живаго» (Мѳ. 16: 16), Наѳанаилъ: «Ты еси Сынъ Божій», и всѣ ученики совокупно: «воистину Божій Сынъ еси» (Мѳ. 14, 33). Такъ они исповѣдывали и учили о Христѣ и по вознесеніи Его на небо. Апостолъ Іоаннъ Богословъ пишетъ: «сія есть заповѣдь Божія, да вѣруемъ во имя Сына Его Іисуса Христа» (1 Ін. 3: 23); «иже аще исповѣсть, яко Іисусъ есть Сынъ Божій, Богъ въ Немъ пребываетъ, и Той въ Богѣ» (Ін. 4: 15); «вѣмы, яко Сынъ Божій пріиде, и далъ есть намъ свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога истиннаго, и да будемъ во истинномъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ» (Ін. 5: 20). Такъ учила о Христѣ и вѣровала съ самыхъ временъ апостольскихъ и нынѣ неизмѣнно вѣруетъ вся Православная Христіанская Церковь, исповѣдуя Его истиннымъ Сыномъ Божіимъ.

Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій Единородный. Св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ говоритъ: «тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть» (Ін. 3: 16); «Слово плоть бысть, и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца» (Ін. 1: 14). И апостолъ Павелъ пишетъ: /с. 32/ «егда пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына Своего Единороднаго, раждаемаго отъ жены» (Гал. 4: 4). А хотя и всѣ вѣрующіе въ Бога и Господа Іисуса Христа получаютъ право именоваться сынами Божіими, какъ говоритъ евангелистъ Іоаннъ: «елицы же пріяша Его, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти вѣрующимъ во имя Его» (Ін. 1: 12); «возлюбленніи, нынѣ чада Божія есьмы» (1 Іоан. 3, 2); однако они дѣлаются таковыми не по естеству, а по благодати. «Вси вы сынове Божіи есте вѣрою о Христѣ Іисусѣ «(Гал. 3: 26), говоритъ апостолъ Павелъ. По естеству же единый истинный и Единородный Сынъ Бога Отца есть Іисусъ Христосъ.

Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій, прежде вѣкъ рожденный отъ Отца. Самъ Богъ Отецъ говоритъ къ Сыну Своему у Псалмопѣвца: «изъ чрева прежде денницы родихъ Тя» (Пс. 109: 3), и еще: «Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя» (Пс. 2: 7). Такъ и Святая Церковь исповѣдуетъ о Сынѣ Божіемъ Іисусѣ Христѣ, когда поетъ: «прежде вѣкъ отъ Отца рождшемуся Божію Слову, воплощшемуся отъ Дѣвы Маріи, пріидите поклонимся» (1 стих. на вел. веч. 2 гл.). Сынъ Божій, не какъ тварь произошелъ отъ Творца, но какъ Богъ отъ Бога, и не во времени родился, но безлѣтно, какъ свѣтъ отъ свѣта, возсіялъ отъ Отца. Посему Іисусъ Христосъ, по Божеству Своему, есть безначальнаго Отца собезначальный Сынъ, отъ Превѣчнаго Превѣчный, отъ Бога Богъ. О вѣчности Сына Божія Іисуса Христа такъ говоритъ Св. Евангелистъ Іоаннъ Богословъ: «въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово» (Ін. 1: 1); и Самъ Іисусъ Христосъ показываетъ предвѣчное Свое бытіе съ Богомъ Отцемъ, когда въ молитвенной бесѣдѣ къ Отцу Своему говоритъ: «и нынѣ прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имѣхъ у Тебе, прежде міръ не бысть» (Ін. 17: 5).

Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій, единосущный Отцу. Безлѣтно родившись отъ Бога Отца, Сынъ Божій Іисусъ Христосъ имѣетъ единое съ Богомъ Отцемъ существо, и, по единству божественнаго существа, Онъ съ Богомъ Отцемъ есть единый нераздѣльный Богъ. Самъ Іисусъ Христосъ засвидѣтельствовалъ единство Своего существа съ Богомъ Отцемъ. «Азъ и Отецъ,» говоритъ, «едино есма» (Ін. 10: 30). И Св. Церковь въ пѣсняхъ настоящаго праздника именуетъ Его соестественнымъ: «Отецъ, Его же изъ чрева отрыгну, ей, глаголетъ, сей соестественъ Сынъ сый свѣтозаренъ» (ирм. 6 пѣснь). Итакъ, Іисусъ Христосъ есть истинный Сынъ Божій, Единородный, прежде вѣкъ рожденный отъ Отца и единосущный Богу Отцу.

/с. 33/ Братія! Внемлите съ отверстою душею свидѣтельству Небеснаго Бога Отца о возлюбленномъ Сынѣ Его. Вѣруйте, что Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, принявшій зракъ раба и крестившійся въ водахъ Іорданскихъ, есть истинный Сынъ Божій. Исповѣдуйте Его божество, непостижимую премудрость, безконечную державу и силу. Возсылайте Ему вкупѣ съ Богомъ Отцемъ славу, честь и поклоненіе. «Знайте Бога истиннаго, Небеснаго Отца, и пребудьте во истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ. Сей есть истинный Богъ, и животъ вѣчный» (1 Іоан. 5, 20). Аминь. (Слово прот. Василія Нордова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 30-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.