Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА КРЕЩЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
13. Назидательные уроки изъ событія Крещенія Господня.

Пришедши на землю для спасенія рода человѣческаго и для возвѣщенія ему истины, Господь Іисусъ Христосъ до тридцати лѣтъ не начиналъ Своей народной проповѣди, потому что у евреевъ, въ то время, ранѣе этого возраста никто не могъ выступать въ качествѣ народнаго учителя и священника. Какъ простой, обыкновенный человѣкъ, жилъ Онъ съ Матерью Своею въ Назаретѣ, въ домѣ мнимаго отца Своего Іосифа-древодѣла, раздѣляя съ нимъ труды его. Такъ, долго оставался Христосъ, Сынъ Божій, въ неизвѣстности по изволенію Промысла, чтобы и народъ, слухомъ о Его рожденіи — лучше приготовить къ принятію Его, и Ему Самому, Христу, — возрасти въ полноту премудрости и благодати. Когда исполнилось Ему тридцать лѣтъ, и приближалось время божественнаго Его явленія людямъ, бысть глаголъ Божій ко Іоанну, Захаріину сыну, въ пустынѣ (Лук. 3, 2), повелѣвающій ему итти на Іорданъ и крестить народъ водою; а также и показавшій ему знаменіе, по которому онъ могъ бы узнать Мессію-Христа. И вотъ, Предтеча исходитъ на Іорданъ, проповѣдуетъ всѣмъ крещеніе покаянія, во оставленіе грѣховъ, говоритъ, что царство Божіе приблизилось, времена Мессіи настали. Всѣ устремились на Іорданъ для исповѣданія грѣховъ и принимали крещеніе отъ Іоанна. Среди народа, идущаго къ Іоанну креститься, приходитъ и Іисусъ Христосъ. Хотя Онъ, будучи безгрѣшенъ, и не имѣлъ нужды въ такомъ крещеніи, но Онъ идетъ вмѣстѣ съ другими къ Іоанну, требуетъ крещенія и принимаетъ его для того, чтобы Своимъ примѣромъ показать людямъ нужду покаянія и очищенія ихъ отъ грѣховъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ, чтобы прикосновеніемъ Своего пречистаго тѣла освятить водное естество и дать ему даръ и силу, какъ /с. 34/ внѣшнему средству и таинственному обновленію вѣрующихъ въ таинствѣ крещенія, которое Господь установилъ въ Своей новозавѣтной Церкви. При крещеніи Господа Іисуса Христа произошло великое, необычайное явленіе: когда Онъ, крестившись, выходилъ изъ воды, отверзлись небеса, и Іоаннъ увидѣлъ Духа Божія, Который сходилъ, какъ голубь на Христа, и слышанъ былъ гласъ съ неба Бога Отца: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ» (Матѳ. 3, 17).

Вотъ, братія, краткая исторія крещенія Господа нашего Іисуса Христа. Сколько въ ней назидательнаго и поучительнаго!

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, будучи святъ и безгрѣшенъ, Онъ однако крестился, дабы показать нужду крещенія. Установивъ таинство крещенія и освятивъ его собственнымъ Своимъ примѣромъ, Онъ этимъ самымъ открылъ намъ дверь къ небесному царствію и вѣчному блаженству, ибо крещеніе, по словамъ св. Кирилла іерусалимскаго, «есть смерть грѣха, возрожденіе души, одежда свѣтлая, колесница на небо, царствія ходатайство» (Поуч. гл. 16). И, дѣйствительно, нашимъ крещеніемъ отверзаются небеса, которыя до сего времени были совершенно закрыты для насъ, и Духъ Святый хотя не въ видѣ голубя, а невидимо, но все-таки сошелъ и на насъ; хотя и не слышалось съ неба гласа Отца небеснаго, но, тѣмъ не менѣе, со времени нашего крещенія, Отецъ нашъ небесный уготовалъ насъ Себѣ и мы, изъ чадъ гнѣва, сдѣлались чадами Божіими (Еф. 5, 8).

Наконецъ, совершая праздникъ крещенія Господня, святая Церковь прежде всего утверждаетъ нашу вѣру въ высочайшій и непостижимый догматъ Святой Троицы, ясно открытый только въ новомъ завѣтѣ, и этимъ указываетъ намъ, что въ дѣлѣ нашего спасенія всѣ Лица Святой Троицы принимали и принимаютъ самое живое и дѣятельное участіе.

Видите, братія, сколько назидательнаго и утѣшительнаго преподаетъ намъ св. Церковь въ празднуемомъ событіи! Мы — тварь, оскорбившая и оскорбляющая Творца своего и Господа тяжкими грѣхами; тварь, ничего, кромѣ наказанія, не заслуживающая, а между тѣмъ намъ дарована, въ крещеніи благодать, очищающая насъ отъ сквернъ грѣховныхъ, освобождающая насъ отъ отвѣтственности за нихъ и усыновляющая насъ Отцу небесному. Мы, принявъ крещеніе, возродились водою и Духомъ и сдѣлались сынами и наслѣдниками царствія Божія. Но, братія! чтобы быть вполнѣ сынами и наслѣдниками царствія Божія, должно принять не только святое крещеніе, родиться водою и Духомъ, но и облещися, по слову апостола, во Христа, т. е. жить /с. 35/ Христовою жизнію. (Сост. по проп. прилож. къ Рук. для сельскихъ паст., за 1888 г., янв. мѣсяцъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 33-35.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.