Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА КРЕЩЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
14. Облеченіе во Христа.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Въ праздникъ Крещенія Господня, въ праздникъ Іоанна Предтечи и Крестителя Господня естественно вспомнить, братія, и о нашемъ крещеніи. Святая Церковь сегодня особенно настойчиво напоминала намъ объ этомъ. Ибо и надъ нами нѣкогда были разводящаяся небеса, и надъ нами нисходилъ Духъ Святый въ водахъ крещенія и насъ нѣкогда Отецъ Небесный именовалъ возлюбленными сынами. Мы не видѣли и не слыхали этого, не видѣли и тѣ, которые окружали нашу купель крещенія: но въ томъ увѣряетъ вѣра и святая Церковь, совершающая тайну крещенія надъ вѣрующими, по вѣковѣчной заповѣди Самого Спасителя. Мы не помнимъ, когда и какъ совершено надъ нами самое крещеніе, оно совершено во дни нашего самаго начальнаго дѣтства: но что оно было, въ томъ порукою наши родители, воспріемники, наши родные и близкіе, въ томъ порукою всеобщій обычай и святая Церковь, которая не оставила бы насъ безъ этого великаго таинства.

И вотъ, сегодня Церковь напоминаетъ намъ объ этомъ, какъ бы требуя отчета и поставляя предъ нами тѣ обязанности, которыя налагаетъ на насъ крещеніе. Замѣчательно, что это она дѣлаетъ въ самые торжественные праздники, при самыхъ многолюдныхъ молитвенныхъ собраніяхъ вѣрующихъ, именно — въ Рождество, Пасху, Крещеніе, на Троицу; она и возглашаетъ многократно эти священныя слова: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.»

Вникнемъ же поближе въ эту священную пѣснь, что она значитъ и чему насъ учитъ? Пѣснь эта взята изъ слова Божія, изъ посланія св. апостола Павла (Гал. 3, 27) и по-русски, просто ее нужно передать и сказать такъ: «Тѣ, которые во Христа крестились, во Христа одѣлись.» Первая половина ея всѣмъ понятна; ясно, что здѣсь говорится о тѣхъ, кто крещенъ, о всѣхъ христіанахъ, о насъ съ вами, возлюбленные братія. Но что значитъ вторая половина пѣсни этой? Что это «во Христа одѣться?» Развѣ Христосъ — одежда? Развѣ можно Имъ или въ Него одѣться? Всякій благомыслящій пойметъ, что здѣсь дано намъ сравненіе. Такъ и Спаситель нашъ училъ притчами, уподобле/с. 36/ніями и сравненіями, такъ дѣлаетъ Церковь Божія, такъ дѣлаемъ и мы въ обыкновенныхъ разговорахъ, чтобы проще, ближе и яснѣе понять какую-либо истину. Нужно понять сравненіе Христа съ одеждою, нужно вникнуть въ смыслъ его, нужно разъяснить себѣ ту истину, которую желаетъ Церковь внушить и истолковать намъ, когда приказываетъ намъ «во Христа одѣться».

Откуда одежда и для чего она назначена? Слово Божіе разсказываетъ намъ, что одежда впервые явилась у людей послѣ того, какъ они согрѣшили въ раю. Имъ сдѣлалось стыдно наготы своей, и имъ дана была одежда изъ листъевъ смоковныхъ, чтобы сокрыть ихъ отъ этого стыда.

Посмотрите же, сколько постыднаго и позорнаго, сколько низменнаго въ нашей душевной жизни: постыдныя мысли, скверныя желанія, нечистыя похоти, позорныя дѣла. Что защититъ нась отъ всего этого? Какою одеждою покроемся? Защититъ насъ Христосъ Спаситель; одежда наша — Христосъ Спаситель. Онъ научилъ насъ отличать доброе отъ худого; Онъ повелѣлъ намъ бѣгать всего постыднаго, возлюбить правду и возненавидѣть беззаконіе; Онъ и падшимъ и грѣшнымъ даровалъ убѣжище: благодать, покаяніе и прощеніе грѣховъ, омываемыхъ въ водахъ крещенія, въ чистыхъ слезахъ исповѣди. Итакъ, если хочешь, христіанинъ, одѣться во Христа, подавляй въ себѣ все постыдное, нечистое, срамное: пусть не будетъ у тебя ни одной скрытой и тайной мысли, ни одного скрытаго и тайнаго чувства, желанія, или поступка, ничего такого, чего бы ты не могъ сказать открыто предъ Богомъ и предъ людьми.

Для чего еще дана и назначена одежда? Она защищаетъ насъ отъ многихъ враждебныхъ намъ такъ-называемыхъ стихій природы, вредныхъ для нашего тѣла и здоровья: отъ зноя, отъ стужи, отъ вреднаго вѣтра, отъ губительной сырости. И Христосъ защищаетъ насъ, какъ одежда тѣло, защищаетъ душу нашу отъ стихій міра, вредныхъ и гибельныхъ для нашей душевной жизни и нашего вѣчнаго спасенія. Сколько кругомъ насъ и въ насъ этихъ стихій міра, этихъ душевныхъ опасностей! Бурею налетаетъ на насъ гнѣвъ, ярость, ненависть; огнемъ насъ жжетъ обжорство, пьянство и блудъ; стужею и морозомъ сковываетъ насъ зависть, отчаяніе, скупость и жадность; какъ промозглая сырость губятъ навѣки душу лѣность, тунеядство, невѣріе, равнодушіе ко всему высокому и святому. Христіанинъ, ищи спасенія у Христа отъ этихъ стихій міра: Онъ укроетъ тебя въ Церкви святой, Онъ подастъ тебѣ благодатныя, высшія небесныя силы, восполняющія нашу естественную немощь, на борьбу /с. 37/ со страстями. И если мы, христіане, укроемся отъ страстей при помощи Спасителя, значитъ, мы воистину облеклись и одѣлись во Христа, по слову пѣсни церковной.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.» Одежда въ жизни обычной служитъ украшеніемъ для человѣка: въ торжественные праздники, въ великіе и памятные дни нашей жизни, или бывая въ многолюдныхъ собраніяхъ, мы стараемся надѣть лучшую одежду и ею украсить себя. И Христосъ Спаситель — наша одежда, наше свѣтлое и лучшее украшеніе, конечно, не для тѣла, а для души. Какая похвала человѣку самая высокая, почетная и святая? Часто хвалятъ человѣка: онъ уменъ, дѣльный, умѣлый, энергичный; онъ способенъ, талантливъ, геніаленъ. Но такая похвала — ничто предъ другою, высшею; высшая похвала о человѣкѣ, это сказать: «онъ истинный христіанинъ.» Такому человѣку всѣ довѣряютъ, на него всѣ положатся; около такого человѣка, истиннаго христіанина, всѣмъ хорошо, тепло, свѣтло, уютно, и онъ оставитъ по себѣ въ жизни людей самый свѣтлый слѣдъ, самую добрую и долгую память. Христіанинъ, старайся украситься Христомъ и христіанствомъ, старайся снискать похвалу и званіе истиннаго христіанина и тогда ты, по слову пѣсни церковной, облечешься во Христа. Къ этому званію стремился и святой апостолъ: «забывая заднее, — говоритъ онъ, — и простираясь впередъ стремлюсь къ цѣли, къ почести вышняго званія во Христѣ Іисусѣ» (Фил. 3, 13).

Одежда, наконецъ, отличаетъ человѣка въ обществѣ; по одеждѣ мы судимъ о полѣ, возрастѣ, званіи, должности и положеніи человѣка въ средѣ людей. О, если бы Христосъ былъ въ этомъ отношеніи нашей одеждой! О, если бы въ средѣ мусульманъ, евреевъ, невѣрующихъ, насъ сразу замѣчали, какъ христіанъ, по нашему поведенію, по словамъ, отношеніямъ къ ближнимъ, по духу любви христіанской, по силѣ и ревности вѣры. «По тому узнаютъ, что вы Мои ученики, если будете имѣть любовь между собою,» — вотъ что говоритъ намъ Спаситель (Ін. 13, 35). Этимъ сильны были древніе христіане; о нихъ именно сказано слово апостола, что «они сіяли, какъ свѣтила въ темномъ мѣстѣ» (Фил. 2, 15); они сразу и наглядно отличались отъ язычниковъ и невѣрныхъ. Въ средѣ язычниковъ, бывало, — пьянство и развратъ: христіане воздержаны, чисты и цѣломудрены; у язычниковъ — паденіе семьи, нечистота въ супружескихъ отношеніяхъ, жены мѣняютъ мужей и мужья женъ: у христіанъ — цѣломудріе, семейственность и строгость нравовъ; язычники идутъ въ театры, цирки, на шумныя и пьяныя празднества: хри/с. 38/стіане — въ церкви; язычники шумно распѣваютъ дикія и непристойныя пѣсни: христіане воспѣваютъ псалмы; у язычниковъ — ссоры, зависть, ненависть, казни, козни, кровь и убійство: у христіанъ — миръ, взаимная любовь и взаимная помощь; преступники въ тюрьмахъ — всѣ изъ язычниковъ: изъ христіанъ тамъ нѣтъ ни одного. Сами языческіе цари, наконецъ, замѣтили и сознали, что христіане — самые лучшіе отцы и матери, самые дружные братья и сестры, самые честные судьи, самые трудолюбивые работники, самые вѣрные подданные и самые честные граждане и преданные долгу воины. Такимъ образомъ, видно было сразу для всякаго, кто христіанинъ: это и значило, что древніе христіане какъ бы одѣвались во Христа.

О, если бы и у насъ, въ нашемъ разновѣрномъ и многоплеменномъ краѣ мы такъ же отличались своимъ христіанствомъ отъ всякихъ другихъ религій, если бы своимъ поведеніемъ мы ясно показывали, что принадлежимъ къ числу учениковъ Христовыхъ! Но если наши мужья и жены такъ ведутъ себя, что мусульмане сторонятся и боятся насъ; если православные русскіе люди такъ пьянствуютъ, что съ ними всѣ боятся имѣть какое-либо дѣло; если въ средѣ православныхъ царятъ ссоры, сплетни, осужденіе, взаимная подозрительность, и раздѣленіе, въ то время, какъ прочія племена дружны и сплочены; если мы, православные, холодны и равнодушны къ своей вѣрѣ, а иновѣрцы за свою вѣру стоятъ горой; если наши храмы пусты, а синагоги и мечети полны; если мы не уважаемъ своего духовенства, сочиняемъ про него разные грязные и глупые разсказы, вѣчно ссоримся съ нимъ и осуждаемъ его, а у католиковъ и лютеранъ священникъ — самое почетное и вліятельное лицо, — если все это такъ, то скажите: одѣлись ли мы во Христа? Христіане ли мы по существу, не по имени ли только мы — христіане? Если мусульмане и евреи часто говорятъ намъ: «вѣра ваша хорошая, святая и высокая, да сами вы никуда негодны», — то это значитъ, что мы совсѣмъ наги отъ христіанства и какъ бы раздѣты отъ Христа...

Отчего такъ? Оттого, что мы не живемъ съ Христомъ единою и всецѣлою жизнью. Вѣдь Онъ Самъ сказалъ: «какъ вѣтвь виноградная не приноситъ плода, если не будетъ на лозѣ, такъ и вы ничего не можете творить безъ Меня...» (Іоан. 15, 5). И въ этомъ отношеніи Христосъ — наша одежда. Одежда плотно и тѣсно облегаетъ тѣло, и самаго тѣла не видно, а видна только на человѣкѣ одежда: такъ тѣсно мы должны соединиться со Христомъ; мы должны имѣть «умъ Христовъ» (1 Кор. 2, 16), /с. 39/ какъ говоритъ апостолъ; Его ученіе и жизнь должны повториться въ насъ, Онъ Самъ долженъ въ насъ «вообразиться» (Гал. 4, 19). И тогда не будетъ въ насъ внѣшняго, естественнаго, ветхаго, грѣховнаго человѣка, а будетъ постоянно расти въ насъ человѣкъ внутренній, благодатный, новый святой, обновляемый на всякій день, созданный по Богу въ правдѣ и преподобіи истины (Еф. 44, 24). Вотъ что значитъ облечься во Христа! Торжественно и радостно, безъ укора и обличенія звучитъ пѣснь церковная: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.» Но не звучитъ ли она укоромъ и страхомъ въ нашихъ сердцахъ? Не зоветъ ли она насъ къ отчету?

Есть въ старинныхъ добрыхъ и благочестивыхъ семьяхъ обычай беречь и хранить крестильныя ризки членовъ семьи до самой смерти. Конечно, ризки не спасутъ человѣка, но образъ здѣсь исполненъ глубокаго смысла: мы должны беречь и хранить чистыми и незапятнанными одежды крещенія до послѣдняго вздоха жизни. Загрязнимъ ихъ, запятнаемъ: услышимъ тогда въ небесной вечери грозный голосъ — «какъ ты вошелъ сюда, не имѣя брачнаго одѣянія?» (Матѳ. 22, 12).

Но, братія, вѣдь мы всѣ повинны, всѣ мы измѣнили обѣтамъ крещенія, всѣ пали, всѣ загрязнили чистыя одежды крещенія. Что же намъ дѣлать? Есть ли намъ спасеніе? Не все ли погибло? Не впадаемъ ли въ отчаяніе? Есть, братія, второе рожденіе. Проповѣдью о немъ и предначалъ свое служеніе нынѣ прославляемый Іоаннъ Предтеча, исшедши на людный путь къ Іордану и взывавшій: «покайтеся, ибо приблизилось царствіе Божіе» (Мѳ. 3, 2). О немъ же прежде всего проповѣдывалъ и Самъ Господъ нашъ и Спаситель по всѣмъ градамъ и весямъ родной земли: «Покайтеся, приблизилось царствіе небесное» (Мѳ. 4, 17).

И блаженны тѣ, которые, сохранивъ обѣты крещенія, возродившись вторично въ покаяніи и всею жизнью слѣдуя Христу, могутъ безъ укора и страха, но съ радостію и упованіемъ слушать и воспѣвать вѣчную и святую пѣснь Церкви: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!» Аминь. (Поученіе въ праздникъ св. І. Предтечи, 7-го ян. 1905 г. прот. І. Восторгова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 35-39.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.