Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ ВЪ ДЕНЬ ТРЕХЪ СВЯТИТЕЛЕЙ.
16. О единомысліи въ вѣрѣ.

Въ 11-мъ вѣкѣ, въ царствованіе христолюбиваго императора Алексѣя Комнина, была великая распря въ Константинопополѣ между словеснѣйшими любомудрецами, пишетъ святитель Димитрій ростовскій въ своихъ Четьихъ-Минеяхъ, въ сказаніи о соборѣ трехъ святителей, память коихъ совершается нынѣ. Одни превозносили св. Василія Великаго, какъ учителя высокоглаголиваго, твердаго нравомъ и строгаго къ согрѣшающимъ. Другіе же ставили выше его св. Іоанна Златоуста, при своемъ необыкновенномъ краснорѣчіи отличавшагося мягкосердіемъ къ согрѣшавшимъ. А третьи, наконецъ, выше считали Григорія Богослова, краснорѣчивѣйшаго въ словѣ и глубоко понимавшаго догматы вѣры. — Въ самомъ дѣлѣ, трудно было рѣшить, кого изъ этихъ трехъ великихъ святителей считать выше другого: каждый изъ нихъ въ своемъ родѣ былъ великъ. Споры между /с. 42/ совопросниками о величіи трехъ святителей были жаркіе и довели наконецъ, многихъ изъ нихъ, до раздѣленія: одни назывались василіанами, другіе — григоріанами, а третьи — іоаннитами и видѣли другъ въ другѣ злѣйшихъ враговъ. Оскорбительна была для памяти святителей распря между вѣрующими изъ-за этихъ же самихъ святителей; тяжела была и ихъ святымъ душамъ такая рознь между вѣрующими.

И вотъ, они являются славившемуся въ то время благочестіемъ и учительностію епископу евхаитскому Іоанну, сначала каждый врознь, а потомъ и всѣ вмѣстѣ, являются не во снѣ, а на яву, и заявляютъ единодушно: «мы — едино у Господа Бога нашего; въ каждомъ изъ насъ и не было и нѣтъ ничего такого, изъ-за чего стоило бы враждовать другимъ; нѣтъ между нами ни перваго, ни второго; если назвать одного кого-нибудь изъ насъ, то за нимъ слѣдуютъ и два другіе. И потому мы просимъ тебя, повели враждующимъ изъ-за насъ прекратить споръ и не раздѣляться; ибо, какъ во время земной нашей жизни мы заботились объ единомысліи между вѣрующими, такъ и теперь у насъ единственная забота, чтобы былъ миръ и единомысліе между всѣми христіанами въ поднебесной; для этого соедини ты въ одинъ день и память о насъ, передавши вѣрующимъ, что всѣ мы — едино у Бога». Сказавши это, святые три святителя въ божественномъ сіяніи поднялись къ небесамъ, называя по имени другъ друга.

Не излишенъ и для насъ, бр., урокъ трехъ святителей съ того свѣта о единомысліи въ вѣрѣ. Какъ единъ Господь всѣхъ, такъ должна быть у всѣхъ въ мірѣ и «едина вѣра» Христова. «Аще же кто предложитъ ино благовѣствованіе, анаѳема да будетъ» (Гал. 1, 6. 9). Такъ, братія, должно быть! Но то ли мы видимъ въ дѣйствительности? Нѣтъ! Современное состояніе христіанскаго міра невольно заставляетъ недоумѣвать съ апостоломъ: «еда раздѣлися Христосъ» (1 Кор. 1, 13)? «еда превратися благовѣствованіе Христово» (Гал. 1, 7)? До того велико разновѣріе и разномысліе въ дѣлахъ вѣры, господствующее теперь! Гдѣ же причина, гдѣ источникъ тому? Разновѣріе и разномысліе въ дѣлахъ вѣры имѣютъ своимъ источникомъ то, что люди, «мнящіеся быти премудри», не понимаютъ, или не хотятъ понять, той простой истины, что «Божія никто же вѣсть, точію Духъ Божій» (1 Кор. 1, 11); воинствуя по плоти, утверждаютъ вѣру «не на силѣ Божіей, а на мудрости человѣческой» и такимъ образомъ отклоняются отъ того внутренняго начала, которое состоитъ, по слову апостола, «въ плѣненіи всякаго разума въ послушаніе Христово»(2 Кор. 10, 5).

/с. 43/ Всѣ самопроизвольно мудрствующіе въ области вѣры вносили и вносятъ въ эту область не созиданіе, а разрушеніе.

Истинная вѣра не называется, да и не можетъ называться именами даже такихъ проповѣдниковъ, каковы были Павелъ и Петръ апостолы (1 Кор. 3, 4-22). И это потому, что для вѣры никто не можетъ положить «иного основанія», кромѣ положеннаго, «еже есть Іисусъ Христосъ». Онъ есть единый Начальникъ и Совершитель вѣры и днесь, тойже и во вѣки» (Евр. 12, 2; 13. 8), и вѣра едина и неизмѣнна.

Но гдѣ же пребываетъ эта единая, гдѣ блюдется эта чистая и непорочная вѣра Христова? Въ Церкви Православной она одна во всемъ христіанскомъ мірѣ хранитъ правую вѣру, которую содержатъ, по выраженію апостольскому, «сограждане святыхъ и присніи Богу бывъ утверждены на основаніи апостоловъ и пророковъ, имѣя краеугольнымъ камнемъ Самого Іисуса Христа». Что созидалось и созидается на этомъ основаніи, то было принимаемо и пріемлется Церковію, а что строилось или нововводилось помимо того основанія, то ею было отвергаемо и отвергается. Въ Православной Церкви не было и нѣтъ отклоненія отъ истинной вѣры — излишествъ, наростовъ и усѣченій — этихъ наглядныхъ, живыхъ послѣдствій суетнаго человѣческаго мудрованія. О томъ свидѣтельствуетъ безпристрастный судъ исторіи. О томъ и сама она вслухъ всего міра возвѣщаетъ всѣмъ: «сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди» И блюдетъ сію вѣру Христову православная Церковь, блюдетъ въ чистотѣ и неповрежденности, и будетъ блюсти твердо и неизмѣнно, ибо она вѣрна тому охранительному, указанному апостоломъ, началу, которое состоитъ въ «плѣненіи всякаго разума въ послушаніе Христова».

Вѣра сообщена человѣчеству Богомъ, сообщена во всей полнотѣ и законченномъ совершенствѣ. Развитіе ея довершилось съ воплощеніемъ Сына Божія и проповѣдію апостоловъ, а болѣе и далѣе итти она не можетъ. Возможно только развитіе человѣческаго ума для усвоенія ея вѣчныхъ истинъ и приложенія ихъ къ жизни. Человѣкъ и къ Богодарованной вѣрѣ имѣетъ такое же отношеніе, какое имѣетъ и къ Богосозданному видимому міру. Но въ видимомъ мірѣ все существуетъ, подчиняясь законамъ, однажды навсегда, положеннымъ Творцемъ. Люди не нашли и не найдутъ въ мірѣ ничего новаго; они только разгадываютъ тайны природы, — мало-по-малу познавая существующее; только расширяютъ область своего вѣдѣнія, но ничего не прибавляютъ, ни убавляютъ, ни даже что-либо измѣняютъ въ существующемъ. (См. Моск. Церк. Вѣд. 1884 г. № 10).

/с. 44/ Стойте въ вѣрѣ — твердо держитесь того ученія, которое принесено съ неба Спасителемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ и распространено Его апостолами. Все, что открыто въ словѣ Божіемъ, да будетъ для насъ святою истиною, не допускающею никакого сомнѣнія, колебанія или недоумѣнія. Пусть невѣры проповѣдуютъ, что все образовалось самослучайно, что человѣкъ созданъ для однихъ чувственныхъ наслажденій, что не будетъ ни вѣчности, ни суда Божія. Предоставимъ сынамъ погибельнымъ мыслить себѣ на погибель; мы же всѣ вопросы о вѣрѣ будемъ рѣшать на основаніи и въ духѣ слова Божія. Откуда мы? кто мы? для чего живемъ? что будетъ съ нами? кто Богъ нашъ? какъ намъ вести себя въ отношеніи къ Нему? — все это ясно, просто, самымъ удовлетворяющимъ и успокаиваивающимъ образомъ рѣшено въ словѣ Божіемъ, рѣшено однажды навсегда, рѣшено такъ, какъ нигдѣ и никогда не можетъ быть рѣшено. Вотъ этого-то здраваго ученія и будемъ держаться и его противопоставлять всѣмъ новымъ и древнимъ измышленіямъ ума человѣческаго. Утверждающимъ, что всюду и всѣмъ управляетъ случай, судьба, скажемъ, по ученію Спасителя: «ни одна птица не падаетъ безъ воли Отца небеснаго»; какъ же можетъ, безъ этой воли совершиться что-нибудь въ жизни человѣка? — Противникамъ власти, проповѣдникамъ безначалія и произвола, скажемъ: «нѣсть власть, аще не отъ Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть». Проповѣдующимъ безнаказанность грѣховъ, отвергающимъ вѣчныя мученія, напомнимъ слова Спасителя о нераскаянныхъ грѣшникахъ: «и идутъ сіи въ муку вѣчную».

Вѣруя по-православному, старайтесь руководиться этою вѣрою въ отношеніи къ жизни. Мы должны испытывать себя: имѣемъ-ли мы дѣла достойныя вѣры, не отвергаемся ли поступками своими той вѣры, которую исповѣдуемъ устами. Называемся мы христіанами отъ Христа, должны испытывать себя, имѣемъ ли въ себѣ духъ Христовъ; распяли ли мы плоть свою со страстьми и похотьми, носимъ ли за Христомъ крестъ свой, — крестъ трудовъ и подвиговъ духовныхъ, крестъ скорбей и искушеній? Вѣруемъ мы во Евангеліе: должны испытывать, достойно ли живемъ Евангелія и стараемся ли стяжать блаженство нищихъ духомъ, плачущихъ, кроткихъ, алчущихъ и жаждущихъ правды, милостивыхъ, чистыхъ сердцемъ, миротворцевъ, гонимыхъ правды ради и поношаемыхъ ради имени Христова? Исповѣдуемъ и призываемъ мы Бога истиннаго, всесвятаго, всеблагаго, всеправеднаго и именуемъ Его Отцемъ нашимъ: должны испытывать, угождаемъ ли Богу чистою совѣстію, свя/с. 45/тостію и непорочностію души и тѣла, уподобляемся ли Ему, яко чада возлюбленныя Отцу своему, благостію, милосердіемъ, любовію ко всѣмъ, правдою и воздаяніемъ каждому должнаго? Слушаемъ слово Божіе: должны испытывать себя, внимаемъ ли слышанному и исправляемъ ли себя по его внушеніямъ? Исповѣдуемся во грѣхахъ во дни постовъ: должны смотрѣть, престаемъ ли отъ грѣховъ, очищаемыхъ исповѣдію? Причащаемся святыхъ таинъ Тѣла и Крови Христовыхъ: должны испытывать, обновляемся ли душами нашими послѣ св. причащенія и преуспѣваемъ ли въ благочестивой жизни? Вѣруемъ въ св. Церковь Единую, Святую, Соборную и Апостольскую: должны испытывать, повинуемся ли ея ученію и ея уставамъ, усвояемъ ли себѣ животворный и спасительный духъ Церкви и дѣлаемся ли истинными чадами ея — матери нашей, по жизни духовной и богоугодной. Чаемъ воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка: должны испытывать себя, — не пристрастны ли мы слишкомъ душею своею къ землѣ и благамъ ея и къ настоящей временной жизни такъ, какъ бы никогда съ нею не разлучаться, не предпочитаемъ ли чего бы то ни было земного и тлѣннаго небесному и вѣчному, и готовимъ ли душу свою къ переходу въ оную жизнь будущаго вѣка и къ достойному наслѣдію уготованнаго тамъ всѣмъ истиннымъ христіанамъ царствія небеснаго.

Господь да сподобитъ насъ имѣть вѣру истинную, живую, дѣятельную и войти ею въ вѣчныя обители небеснаго Царствія. (Изъ «Полнаго год. круга кр. поученій», прот. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 41-45.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.