Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА СРѢТЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
17. Отчего многіе изъ христіанъ мало пекутся о снисканіи благъ небесныхъ.

«Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ», — съ такою радостію привѣтствовалъ праведный Симеонъ наступившее время своего отшествія къ животу не старѣемому для вѣчнаго наслажденія благами, «ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша».

Какой христіанинъ не желалъ бы окончить жизнь свою такъ же мирно, съ такимъ же упованіемъ лучшей жизни въ другомъ мірѣ, какъ праведный Симеонъ Богопріимецъ? Отчего же такъ много между христіанами людей, равнодушно помышляютъ объ уповаемыхъ благахъ небесныхъ? Отчего такъ мало пекутся о снисканіи великаго наслѣдія, соблюдаемаго на небе/с. 46/сахъ? У многихъ стремленіе къ благамъ небеснымъ подавляется обиліемъ благъ земныхъ, коими наслаждаются по произволенію сердца. Богатые земными радостями, которыя легко достаются при обильныхъ средствахъ жизни, — они мало заботятся о радостяхъ неба, которыя нельзя пріобрѣсти безъ подвиговъ самоотверженія, безъ борьбы съ собою — трудной и продолжительной. Силы духа растутъ и укрѣпляются въ борьбѣ съ трудностями, въ непрерывной дѣятельности; а удобства жизни, доставляя спокойствіе, разслабляютъ душу и, прилѣпляя къ земному, ослабляютъ стремленіе къ подвигамъ и благамъ духовнымъ. И вотъ почему вмѣстѣ съ развитіемъ гражданственности, при значительныхъ успѣхахъ естествознанія, время отъ времени мысль о вѣчности затмевается, и привязанности къ земному укрѣпляются. Но земная жизнь назначена не для покоя и наслажденія, а для возращенія сокровищъ духа въ подвигахъ духовныхъ; должно опасаться, чтобы заботливымъ искателямъ удобствъ и удовольствій жизни не было сказано по смерти то же, что упоминаемому въ Евангеліи богачу: «чадо, помяни, яко воспріялъ еси благая твоя въ животѣ твоемъ» (Лук. 16, 25).

Едва ли не больше найдется такихъ людей, у которыхъ стремленіе къ благамъ небеснымъ ослабляется заботливостію о снисканіи и пріумноженіи земныхъ благъ. Постоянно озабоченные дѣлами житейскими, они не находятъ времени внимательно всмотрѣться въ земную жизнь, чтобы понять ея назначеніе. Такимъ людямъ надлежало бы внимательнѣе прислушаться къ словамъ Господа Іисуса Христа: «ищите прежде царстія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ» (Мѳ. 6, 32). Всѣ наши нужды первоначально произошли отъ утраты благъ и совершенствъ духовныхъ. Нужды законныя никогда не могутъ отклонять насъ отъ стремленія къ вѣчнымъ благамъ; если бы мы чаще помышляли и больше имѣли попеченія о благахъ небесныхъ, скорѣе бы получили помощь и въ земныхъ нуждахъ и трудахъ. «Вѣсть бо Отецъ вашъ, небесный, яко требуете сихъ всѣхъ» (Мѳ. 6, 32). Не оттого ли у насъ много нуждъ, что мало попеченія о жизни будущей, а слишкомъ много о настоящей, не оттого ли такъ много заботъ, что рѣдко думаемъ о небѣ, а слишкомъ часто о землѣ; очень мало времени посвящаемъ Богу, а очень много тратимъ для себя. Если бы взглядъ нашъ на жизнь былъ болѣе сообразенъ съ настоящимъ ея значеніемъ, то и заботъ и печалей житейскихъ было бы несравненно менѣе, и истинныхъ радостей и душевнаго спокойствія несравненно болѣе.

Не будемъ забывать того, что мы странники и пришельцы на землѣ, рано или поздно должны оставить ее. Если наше бла/с. 47/женство не здѣсь, а на небесахъ, то не будемъ терять его изъ виду теперь, чтобы не лишиться на цѣлую вѣчность. Всѣ мы имѣемъ нужду въ возбужденіи или въ подкрѣпленіи стремленія къ благамъ небеснымъ, потому что всѣ болѣе чѣмъ должно, привязаны къ земному. О чемъ говорятъ больше всего нынѣ, что дѣлаютъ, чего ищутъ? Вездѣ почти одинъ предметъ — выгоды и удобства земной жизни — какъ будто это и составляетъ цѣль нашего бытія, а о жизни вѣчной съ ея безконечными благами, за множествомъ дѣлъ земныхъ, мало досуга и подумать. Оттого-то наша жизнь такъ мало походитъ на жизнь древнихъ христіанъ, которые на землѣ жили, какъ граждане неба; оттого такъ много въ ней суетности, и такъ мало истиннаго достоинства. Если бы судить о насъ по той нерасположенности къ трудамъ и пожертвованіямъ для снисканія благъ вѣчныхъ, то можно бы подумать, что мы живемъ, яко не имущіи упованія.

Какъ возбудить стремленіе къ небесному, если оно уже подавлено, и чѣмъ укрѣпить, если оно слабо? Самое необходимое для сего средство есть постоянное общеніе съ Спасителемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ посредствомъ живой, сердечной вѣры, молитвы, таинствъ — покаянія и причащенія, посредствомъ возможно-частаго участія въ богослуженіи церковномъ. Храмъ Божій — этотъ рай земной — напомнитъ намъ своими молитвами, пѣснопѣніями, священнодѣйствіями и священными изображеніями о раѣ небесномъ. (Душ. Чт. 1869 г. ч. 1, с. 289).

Нѣкоторые изъ людей, будучи заняты мірскою суетою и дѣлами житейскими, будучи волнуемы страстями плотскими и желаніями грѣховными, такъ мало занимаются жизнію будущею, что готовы сомнѣваться въ своемъ безсмертіи, готовы не вѣрить тому, что они по смерти будутъ вѣчно жить. Впрочемъ, что удивляться, что они худо вѣруютъ въ будущую жизнь, когда имъ и то не вѣрится, что они умрутъ? Такъ бываетъ съ человѣкомъ, когда онъ живъ и здоровъ; но не такъ бываетъ съ нимъ передъ смертію. Передъ смертію плотскія страсти перестаютъ возмущать его душу; суета мірская становится для него не занимательна; онъ волею или неволею думаетъ о будущей жизни; онъ волею или неволею начинаетъ прозрѣвать душею въ міръ духовный; онъ уже видитъ невидимое, ибо тѣло — эта темница, препятствующая видѣть невидимое, — распадается, какъ ветхое, сгнившее зданіе. Оттого-то передъ смертію и тѣ вполнѣ увѣрены бываютъ въ безсмертности своей души, которые во всю жизнь старались увѣрять себя и другихъ, что душа смертна, что будущая жизнь — мечта.

/с. 48/ Страшна, мучительна, горька, убійственна бываетъ для нихъ эта увѣренность! Еслибъ предъ нами вдругъ открылась непроницаемая, глубокая бездна, въ которую мы чрезъ нѣсколько минутъ должны были бы низринуться: то какое было бы тогда наше положеніе? Въ такомъ или еще гораздо ужаснѣйшемъ положеніи бываетъ передъ смертію тотъ, кто въ жизни мало думалъ о безсмертіи своей души, кто рѣдко размышлялъ о будущей жизни. Какъ страшно, какъ убійственно для души увѣриться вдругъ въ ужасной, страшной будущности! Не будемъ, братія, доводить себя до такого положенія, будемъ постоянно приготовляться къ будущей жизни, будемъ чаще думать о небесной нашей родинѣ, будемъ изъ сей юдоли плача и скорбей заранѣе мысленно переселяться туда, — въ тотъ отрадный, покойный міръ, въ ту тихую, безмятежную страну!

Всему свое время — время готовиться, время и умирать, но готовиться на тотъ свѣтъ предъ смертію — вовсе не время. Не готовившіеся прежде къ смерти умирающіе, занятые болѣзнію, измученные страданіями, не въ силахъ бываютъ вспомнить о Богѣ, имени Божія не призываютъ, даже перекреститься забываютъ. Не то бываетъ съ тѣми, которые помнили смертный часъ: среди своей тоски смертной, едва переводя дыханіе, изъ глубины души они взываютъ къ Богу: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному; пошли мнѣ, Господи, терпѣніе; собравъ послѣднія свои силы, возводя взоры на небо, — къ Распятому, къ иконамъ святымъ, знаменуютъ себя крестомъ Его животворящимъ; и несомнѣнно облегчитъ ихъ смертныя страданія Тотъ, Кто предъ смертію такъ скорбѣлъ, что долженъ былъ воззвать къ Отцу Своему: «нынѣ душа Моя возмутися, и что реку! Отче, спаси Мя отъ часа сего». Онъ знаетъ по Себѣ, какъ тяжело умирать человѣку, оставленному Богомъ. (Поуч. прот. Р. Путятина).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 45-48.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.