Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА СРѢТЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
18. Опасно сомнѣваться въ дѣлахъ вѣры.

Когда царь Птоломей, основатель славной Александрійской библіотеки, вознамѣрился перевести книги Ветхаго Завѣта съ еврейскаго языка на греческій, тогда изъ израильтянъ выбраны были 72 мужа мудрыхъ, которые основательно знали языки еврейскій и греческій. Въ числѣ этихъ 72 мудрыхъ израильтянъ былъ нѣкто Симеонъ, мужъ праведный и благочестивый. Переводя книгу пророка Исаіи и остановившись на извѣстномъ его пророчествѣ: «се Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына» (Ис. 7, 14), онъ усумнился въ этомъ и подумавъ немного, взялъ /с. 49/ ножъ и хотѣлъ было выскоблить это мѣсто, какъ бы недостойное вѣропріятія, и слово «Дѣва» замѣнить словомъ «замужняя жена». Но вдругъ предъ нимъ явился ангелъ и, удержавъ его руку, сказалъ: «вѣруй тому, что написано; ты своими глазами увидишь исполненіе сего непостижимаго пророчества». Симеонъ оставилъ намѣреніе свое, и съ того времени началъ ожидать исполненія словъ пророка Исаіи.

И наконецъ онъ дождался. Въ Ветхомъ Завѣтѣ былъ законъ, по которому родильницы, родившія дѣтей мужескаго пола, въ продолженіе 40 дней не могли являться въ церковь (законъ этотъ соблюдается и у насъ). Въ сороковой день онѣ обязаны были явиться въ храмъ для принятія очистительной молитвы отъ священника и принесенія въ жертву двухъ горлицъ, или агнца, смотря по достатку.

Іисусъ Христосъ родился, 40-й день послѣ Его рожденія наступилъ; и вотъ Марія и Іосифъ, исполняя законъ, берутъ двухъ горлицъ и идутъ съ младенцемъ Іисусомъ въ храмъ. Въ то самое время, по внушенію Божію, и праведный Симеонъ, увидѣлъ младенца Іисуса, взялъ Его на руки и, узрѣвъ въ Немъ Утѣху израилеву, воскликнулъ: «нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ: яко видѣста очи мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей» (Лук. 3, 20. 32). И такъ слова пророка Исаіи сбылись, и ожиданіе праведнаго Симеона исполнилось; онъ срѣтилъ въ храмѣ Господа, рожденнаго отъ Пресвятой Дѣвы: потому-то и праздникъ нынѣшній названъ Срѣтеніемъ Господнимъ.

Братія христіане! ученіе нашей вѣры заключаетъ въ себѣ много таинственнаго и непостижимаго для нашего разума. Бойтесь сомнѣваться въ чемъ-либо; какъ вѣра учитъ, такъ и вѣруйте: непостижимаго нельзя постигнуть, и нѣтъ нужды постигать. Не будемъ ожидать чудеснаго явленія какого-нибудь ангела, который бы вразумилъ насъ и истолковалъ намъ то, чего не понимаемъ: у насъ есть ангелъ, вѣрный наставникъ и толкователь — св. Церковь, ея будемъ слушаться, ей будемъ вѣрить во всемъ.

Праведный Симеонъ предъ смертію увидѣлъ исполненіе непостижимаго таинства, въ которомъ однажды дерзнулъ было усумниться. Предъ смертію, братія, и у насъ откроются глаза, и мы узнаемъ то, чего теперь не хотимъ знать, и мы тогда убѣдимся въ томъ, въ чемъ теперь сомнѣваемся. Да, предъ смертью узнаемъ и убѣдимся, что по ту сторону гроба есть другая жизнь — вѣчная, о которой мы такъ мало заботимся; предъ смертію /с. 50/ узнаемъ и убѣдимся, что въ будущей жизни грѣшниковъ ожидаютъ мученія — вѣчныя, которыхъ теперь такъ мало боимся; предъ смертію узнаемъ и убѣдимся, что есть правосудный Богъ, воздающій каждому по дѣламъ, Котораго мы теперь такъ мало страшимся; ясно узнаемъ и вполнѣ убѣдимся тогда во всемъ, чему учитъ насъ св. Церковь, которой мы такъ мало слушаемся! но, увы! можетъ быть не на радость откроются тогда наши глаза. Праведный Симеонъ узрѣлъ предъ смертію спасеніе, а грѣшникъ узритъ тогда свою погибель; сердце Симеона наполнилось утѣшеніемъ, а сердце грѣшника наполнится отчаяніемъ; Симеонъ предъ смертію говорилъ: иду съ миромъ, — а грѣшникъ принужденъ будетъ сказать: иду съ трепетомъ, ожидая мученій во адѣ. О, Господи! дай намъ прежде конца покаяться; не допусти насъ умереть во грѣхахъ; пошли намъ такую смерть, какою умеръ праведный Симеонъ; открой теперь пока намъ наши глаза, чтобы мы видѣли и страшились Твоего страшнаго суда. Аминь. (Сост. по поуч. прот. Родіона Путятина).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 48-50.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.