Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА СРѢТЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
19. О безсмертіи души.

Праведному старцу Симеону было обѣщано Богомъ — «не видѣти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня». Когда же ему была открыта Духомъ Божіимъ близость его смерти, онъ съ великою радостію встрѣтилъ ее. Тронутый лицезрѣніемъ принесеннаго въ храмъ Богомладенца, и исполненный духовной радости о близости смерти, онъ воскликнулъ: «нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ».

Отчего же праведный старецъ Симеонъ такъ восхищался мыслію о близости смерти? Оттого, конечно, что, живя во времени, онъ ни о чемъ столько не помышлялъ, какъ о будущей жизни по смерти. Такъ живая вѣра въ безсмертіе души и будущее воскресеніе мертвыхъ есть единственная опора для человѣка среди скорбей и напастей міра сего. Но чѣмъ можно убѣдиться въ дѣйствительности безсмертія души человѣческой?

Что душа человѣческая безсмертна, въ томъ убѣждаетъ насъ Слово Божіе. Изъ множества изреченій о семъ въ Ветхомъ Завѣтѣ укажемъ на нѣкоторыя. Такъ Екклесіастъ говоритъ: «возвратися персть въ землю, якоже бѣ, и духъ возвратися къ Богу, иже даде его» (Екк. 12, 7); «праведникъ, аще постигнетъ скончатися въ покои будетъ» (Прем. 4, 7). Новый Завѣтъ весь, можно сказать, есть утвержденіе нашей надежды на будущее /с. 51/ воскресеніе: «Не убойтеся отъ убивающихъ тѣло», учитъ Господь, «души же не могущихъ убити» (Мѳ. 10, 28). «Аще кто слово Мое соблюдетъ, смерти не имать видѣти во вѣки» (Ін. 8, 51). Такія и подобныя изреченія Слова Божія не ясно ли доказываютъ ту истину, что мы странники и пришельцы на землѣ, «не имамы здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ» (Евр. 13, 14).

Истину безсмертія души человѣческой долженъ признать и самый здравый смыслъ. Обратите вниманіе на свойства души человѣческой, и вы увидите, какъ ясно отражается въ ней истина безсмертія ея. Какъ обширенъ кругъ ея познаній! Какой обширный запасъ заключаетъ въ себѣ память! Какое безконечное пространство въ одинъ мигъ пробѣгаетъ воображеніе! Какіе высокіе предметы объемлетъ и объясняетъ разсудокъ! И что особенно удивительно, чѣмъ обильнѣе кругъ познаній человѣка, тѣмъ большая пробуждается въ душѣ его жажда къ пріобрѣтенію ихъ. Что означаетъ эта ничѣмъ неутолимая жажда къ пріобрѣтенію познаній въ человѣкѣ, какъ не то, что полное насыщеніе души познаніями должно быть тамъ, за гробомъ, гдѣ все «увидимъ лицемъ къ лицу» (1 Кор. 13, 12).

А желанія души не такъ же ли неизмѣримы, какъ ея познанія? Посмотрите внимательно на человѣка, чего ищетъ его сердце, къ чему стремится оно; отчего душа его ничѣмъ въ мірѣ не насыщается? Иной имѣетъ всѣ возможныя наслажденія на землѣ, и однако опять чего то ищетъ и не находитъ. Это доказываетъ ту истину, что душа наша въ мірѣ семъ ничѣмъ не можетъ удовлетворить своей внутренней жаждѣ къ блаженству. Для чего же Богъ пробудилъ въ душѣ человѣческой такую ненасытимую жажду, какъ не для того, чтобы чрезъ то указать ему на другую лучшую жизнь, чтобы человѣкъ не останавливался на удовольствіяхъ временныхъ, а приготовлялъ себя къ наслѣдію царства небеснаго. Вотъ что означаютъ слова Давида: «насыщуся, внегда явитимися славѣ Твоей!» (Пс. 16, 15).

Если обратить вниманіе на самую жизнь человѣка въ мірѣ семъ, то и въ ней можно найти сильное доказательство безсмертія души его. Въ чемъ проходитъ большая часть нашей жизни? Не въ скорбяхъ ли и бѣдствіяхъ? Тотъ борется съ болѣзнями; другого гнетутъ несчастія; иной томится подъ тяжестію бѣдности и лишеній; и трудно сыскать человѣка, который бы могъ сказать: «я счастливъ». Какъ же теперь объяснить себѣ цѣль бытія человѣческаго на землѣ, если отнять отъ души его безсмертіе? Слово Божіе разрѣшаетъ это недоумѣніе, когда уста/с. 52/ми апостола говоритъ: «вѣмы, яко аще земная наша храмина тѣла разорится, созданіе отъ Бога имамы, — храмину нерукотворену, вѣчну на небесѣхъ» (2 Кор. 5. 1).

Теперь мы нерѣдко видимъ, что добрые люди терпятъ различнаго рода несчастія, а злые благоденствуютъ. «Не ублажай беззаконниковъ, смотря на здѣшнее ихъ наслажденіе, но всплачь объ нихъ ради будущей ихъ муки; а праведника не называй несчастнымъ здѣшняго ради убожества его, но ублажи его ради наслѣдія будущихъ вѣчныхъ благъ», говоритъ Златоустъ. (Бес. о воскрес. мертвыхъ). «Кратковременное легко страданіе наше производитъ въ безмѣрномъ преизбыткѣ вѣчную славу на небѣ», говоритъ апостолъ (2 Кор. 4, 17).

И намъ ли сомнѣваться въ безсмертіи души своей, когда цѣлые сонмы праведниковъ, исповѣдниковъ, мучениковъ своею блаженною кончиною доказали уже истину безсмертія! Они потому и не боялись «отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити», что боялись Бога «могущаго и душу и тѣло погубити въ геенѣ», какъ говоритъ св. Евангеліе (Матѳ. 10, 28-29).

Такъ все увѣряетъ насъ въ томъ, что душа наша сотворена Богомъ не для настоящей временной жизни, что мы на землѣ только «странники и пришельцы». Будемъ же чаще размышлять о сей высокой истинѣ безсмертія души человѣческой, дабы среди удовольствій міра, когда либо не забыться до излишней привязанности къ нимъ, или среди скорбей и напастей не предаться отчаянію. Мысль о жизни будущей пусть постоянно предносится предъ очами нашими. Бѣденъ ли кто? Не скорби среди лишеній, помня, что благодушно претерпѣвающимъ бѣдность и нищету, обѣщано царствіе небесное. Богатъ ли кто? Не превозносись богатсвомъ, помня, что оно можетъ сдѣлать тебя нищимъ въ будущей жизни. Несчастенъ ли кто? Не смущайся временною скорбію, помня, что плачущіе здѣсь на землѣ, утѣшатся на небѣ. Счастливъ ли кто? Не предавайся излишней радости помня, что смѣющимся на землѣ горе возвѣщается на небѣ. Словомъ — всегда и вездѣ помышляй о будущей вѣчной жизни безсмертной души твоей. Тогда никакія скорби не устрашатъ тебя; тогда, хотя бы самая смерть внезапно предстала предъ очи твои, ты безъ страха скажешь, подобно праведному Симеону Богопріимцу: «нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ». (Слово прот. Романовскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 50-52.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.