Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА СРѢТЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
20. Почему праведный Симеонъ не боялся смерти.

Воспоминая Срѣтеніе Господа нашего Іисуса Христа въ храмѣ іерусалимскомъ, св. Церковь ублажаетъ и тѣхъ лицъ, которые участвовали въ этомъ евангельскомъ событіи первыхъ дней земной жизни Богомладенца. Когда прошло сорокъ дней отъ рожденія Спасителя, Богоматерь и Іосифъ принесли младенца Іисуса въ іерусалимскій храмъ, чтобы представить Его предъ Господа. Здѣсь встрѣтили ихъ праведный Симеонъ съ пророчицею Анною и открыто возвѣстили всѣмъ о наступленіи спасенія чрезъ рожденіе Единороднаго Сына Божія. По свидѣтельству евангелія, Симеонъ былъ мужъ праведный и благочестивый, чающій утѣшенія Израилева, и Духъ Святый былъ на немъ. Этотъ святой старецъ благоговѣйно служилъ Богу и вѣрно исполнялъ всѣ обязанности къ своимъ ближнимъ. За свою святую и богоугодную жизнь онъ удостоился особеннаго благоволенія Божія: ему обѣщано было Духомъ Святымъ, что онъ не умретъ, пока не увидитъ Христа Господня. Сколько лѣтъ праведный Симеонъ ожидалъ этого радостнаго обѣщанія, намъ неизвѣстно. Но, судя по его словамъ, не малое время ему пришлось ожидать Утѣхи Израилевой, такъ что онъ смотрѣлъ на смерть, какъ на отрадный предѣлъ своего многотруднаго и долголѣтняго странствованія на землѣ. Наконецъ въ одинъ день онъ, по внушенію Духа Божія, приходитъ въ храмъ и встрѣчаетъ Богомладенца вмѣстѣ съ преблагословенною Маріею и праведнымъ Іосифомъ. Тогда Симеонъ, принявъ на свои руки Младенца Іисуса, прославляя Бога, возгласилъ: «нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ». Здѣсь же присутствовала и пророчица Анна, вдова лѣтъ около восьмидесяти четырехъ, которая не отходила отъ храма, постомъ и молитвою служа Богу день и ночь. И она вмѣстѣ съ Симеономъ восхваляла Господа и говорила о явленіи Спасителя всѣмъ, ожидавшимъ въ Іерусалимѣ Его пришествія.

Въ лицѣ св. праведныхъ Симеона Богопріимца и пророчицы Анны представляется намъ примѣръ долголѣтней жизни, увѣнчанный мирною кончиною. Кто изъ насъ не желалъ бы достигнутъ такого безстрашія при разставаніи съ земною жизнію, какое проявилъ праведный Симеонъ? Всѣ мы должны рано или поздно умереть. О, если бы Господь сподобилъ и насъ, при кончинѣ дней своихъ, въ нелицемѣрной совѣсти спокойно сказать: «Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, съ миромъ!» И св. Цер/с. 54/ковь наша при ежедневныхъ богослуженіяхъ проситъ для насъ у Господа «христіанскія кончины живота нашего непостыдны, мирны и добраго отвѣта на страшномъ судищѣ Христовѣ». Между тѣмъ многіе ли изъ насъ умираютъ спокойно? Не всѣ ли мы трепещемъ при одномъ воспоминаніи о смерти? Отчего же праведный Симеонъ не боялся смерти? Гдѣ тайна его безстрашія?

Часть этой тайны сказываетъ самъ Симеонъ: «яко видѣста», взываетъ онъ ко Господу, «очи мои спасеніе Твое!» т. е., какъ бы такъ говорилъ праведникъ: мнѣ нечего уже дѣлать на землѣ, ибо я видѣлъ все — Спасителя и самое спасеніе; увидѣвъ Его, мнѣ нечего страшиться и за предѣлами земли; ибо съ Нимъ — всемогущимъ Спасителемъ моимъ, «аще пойду и посредѣ сѣни смертной, не убоюся зла». Но тутъ, братія, какъ я сказалъ, только часть тайны Симеоновой, а не вся тайна. Спасеніе, видѣнное Симеономъ, видѣли очами своими многіе изъ современниковъ Симеона, видѣли гораздо болѣе и долѣе Симеона; однако же мы не видимъ въ евангеліи, чтобы кто другой, кромѣ Симеона, сказалъ: «нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, съ миромъ».

Другую часть тайны мирной кончины Симеона, умолчанной имъ по смиренію, открываетъ евангелистъ, когда изображаетъ лице Симеона: «человѣкъ сей» говоритъ онъ о Симеонѣ, «бѣ праведенъ и благочестивъ, чая Утѣхи Израилевы, Духъ бѣ Святъ въ немъ, и бѣ ему обѣщанно Духомъ Святымъ не видѣти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня» (Лук. 2, 25. 26), т. е. въ Симеонѣ былъ цѣлый соборъ добродѣтелей: любовь къ ближнимъ питала въ немъ любовь къ Богу и страхъ Божій; страхъ и любовь къ Богу укрѣпляли вѣру въ Искупителя, привлекли Духа Святаго; Духъ Святый удостоилъ его откровеній и далъ возможпость увидѣть Спасителя; лицезрѣніе Спасителя изгнало страхъ смерти; — и Симеонъ отходитъ съ миромъ туда, куда другіе не могутъ и воззрѣть безъ трепета!

Такимъ образомъ, вотъ святая тайна Симеонова! Вотъ какъ дошелъ онъ до драгоцѣнной возможности — умереть въ мирѣ! Кто хочетъ смерти Симеоновой, тотъ иди путемъ Симеоновымъ: будь праведенъ и благочестивъ, вѣруй въ Искупителя, старайся содѣлаться жилищемъ Духа Святаго, и удостоишься лице-зрѣнія своего Спасителя.

Господь видимо является у одра почти каждаго болящаго — въ Тѣлѣ и Крови Своей. Хотя бы симъ Богоявленіемъ мы умѣли пользоваться! Хотя бы здѣсь спѣшили принимать Господа и озариться свѣтомъ лица Его, прежде нежели померкнетъ /с. 55/ свѣтъ въ очахъ, — отверзли для Него уста и сердце, прежде нежели они заключатся навсегда болѣзнію! А то что бываетъ? Смотрятъ на священника, несущаго чашу жизни, какъ на ангела смерти, и потому стараются, какъ можно долѣе, не видѣть его! Пріемлютъ Тѣло и Кровь Господа, когда уже не могутъ ничего принимать. «Даждь ми, Господи, даже до конечнаго моего издыханія неосужденно воспріимати часть святынь Твоихъ въ Духа Святаго общеніе, въ напутіе живота вѣчнаго, и въ благопріятенъ отвѣтъ на страшнѣмъ судищи Твоемъ, яко да и азъ со всѣми избранными Твоими общникъ буду нетлѣнныхъ Твоихъ благъ, яже уготовалъ еси любящимъ Тя, Господи! въ нихже препрославленъ еси во вѣки». (Мол. 1-я ко причащенію). (Сост. по проп. Иннокентія, архіеп. херсонскаго, и др. источниковъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 53-55.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.