Церковный календарь
Новости


2017-05-24 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе въ день свт. Германа Константинопольского (1965)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (3-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (2-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (1-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 7-я (1925)
2017-05-24 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 6-я (1925)
2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Два слова на память свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1965)
2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. ап. Симона Зилота (1965)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Что есть истина? (1975)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Въ чемъ значеніе Русской Зарубежной Церкви? (1975)
2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 7-й седмицы. Отданіе Вознесенія (1864)
2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (2-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (1-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. пророка Исаіи. (1965)
2017-05-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматъ о Церкви въ современномъ мірѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА БЛАГОВѢЩЕНІЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.
22. Благовѣщеніе Архангела Пресвятой Дѣвѣ Маріи.

Тайна воплощенія Сына Божія, отъ вѣка предопредѣленная въ Божественномъ Совѣтѣ, возвѣщается Дѣвѣ Маріи. Перенесемся мысленно въ Назаретъ и приникнемъ внимательно къ тому, что совершилось въ немъ въ эти великія минуты.

Чудная Дѣва изъ храма Іерусалимскаго, гдѣ Она получила Свое воспитаніе, вынесла благочестивый навыкъ занимать и питать Свою душу чтеніемъ Слова Божія. Предъ Нею книга пророка Исаіи, и та именно страница, гдѣ говорится о рожденіи Богочеловѣка отъ Дѣвы. При чтеніи сего пророчества, столь утѣшительнаго для каждаго Израильтянина, возбуждается обитавшая въ сердцѣ ея вѣра въ грядущаго Мессію и любовь къ Нему. Рѣдкая іудеянка, особенно изъ избраннаго племени Давидова, въ то время не предавалась надеждѣ о рожденіи отъ нея Мессіи, потому-то такъ высоко цѣнили іудейскія жены чадородіе. Но Святая Дѣва не дерзаетъ думать о такой близости къ Богу, Она молится о томъ, чтобы Ей было даровано видѣть блаженную мать Его и послужить Ей въ качествѣ рабыни. При такихъ благоговѣйныхъ мысляхъ и чувствахъ является Ей Архангелъ Гавріилъ и говоритъ, что Она-то и есть преблагословенная Богомъ: «Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою: Благословенна Ты въ женахъ». Такое необычайное привѣтствіе производитъ въ сердцѣ Маріи смущеніе. «Она же смутися и помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе», т. е. чтобы значило такое привѣтствіе. Принять ли его? Но Она боялась превозношенія. Отверг/с. 58/нуть? Но Она страшилась оскорбить и посланника и Пославшаго невѣріемъ. Въ трудныя мгновенія Она ищетъ помощи въ благочестивомъ размышленіи, обдумываетъ Свое положеніе и рѣшается пождать еще, что скажетъ о Ней Богъ.

Архангелъ спѣшитъ возвратить душѣ Ея миръ и тишину. «Не бойся, Маріамъ: обрѣла еси благодать отъ Бога». И въ умиротворенную душу Ея, какъ въ сосудъ, вполнѣ приготовленный и открытый, полными струями изливается откровеніе великой Божественной Тайны; «се, зачнеши во чревѣ», продолжаетъ благовѣствовать Ей Архангелъ, «и родиши Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ: Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго наречется: и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида отца Его: и воцарится въ дому Іаковли во вѣки и царствію Его не будетъ конца».

Великая воля Божія открыта; но въ душѣ Маріи возникаетъ вопросъ: какъ можно зачать и родить безъ мужа; вопросъ естественнаго недоумѣнія, а не отъ невѣрія любопытства происходящій. Какъ мудрая, Она желала узнать, по возможности, образъ настоящаго событія. «Како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю», вопрошаетъ Она благовѣстника. Въ отвѣтъ на это вливается въ душу Ея новый потокъ истины и свѣта: «Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій».

Тайна Божія открылась, по возможности, вполнѣ; но Архангелъ не отходитъ. Чего еще ждетъ онъ? Недостаточно было, чтобы Марія безпрекословно внимала небесной вѣсти: надобно было, чтобы съ словомъ Божественнаго благовѣстія соединилось слово Ея согласія. Для того, чтобы вызвать это желаемое слово, Архангелъ указываетъ Маріи на примѣръ Ея родственницы, престарѣлой Елисаветы, которая зачала сына, когда уже прошло время естественнаго дѣторожденія; указываетъ на чудеса всемогущества Божія. «Се Елисаветъ южика Твоя, и та зачатъ сына въ старости своей: яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ». Марія выражаетъ всецѣлую преданность волѣ Божіей съ полнымъ смиреніемъ и вѣрою въ совершеніе непостижимаго таинства воплощенія Бога Слова: «Се, раба Господня: буди Мнѣ по глаголу твоему!» Въ моментъ такой великой вѣры въ непостижимое совершилось наитіе и осѣненіе Дѣвы Святымъ Духомъ и совершилось неизреченное и непостижимое таинство зачатія Мессіи Іисуса. Дѣло Предвѣчнаго Совѣта совершилось; всесовершенная о насъ воля Божія возвѣщена и принята, небесное порученіе исполнено: «и отыде отъ Нея Ангелъ».

/с. 59/ Господь нашъ Іисусъ Христосъ Сынъ Божій въ Священномъ Писаніи называется Бисеромъ. Драгоцѣнный бисеръ есть камень, образовавшійся изъ плотей; потому что бисеръ происходитъ изъ раковинъ. Бисеръ не отъ сообщенія раковинъ происходитъ, но отъ срастворенія молніи и воды. Бисеръ раждается какъ существо, но не раждаетъ другого, подобнаго себѣ камня; раждается бисеръ, а не живое существо живущее въ раковинѣ; раждается, а не какъ духъ является въ какомъ либо образѣ. Такъ и Христосъ зачатъ Дѣвою безъ плотскаго услажденія. Святый Духъ изъ состава Дѣвы образовалъ воспріятое Богомъ. Сынъ Божій родился отъ Маріи человѣкомъ. Уразумѣй чинъ молніи и воды, и удивляйся, какъ несовершенная плоть служитъ бисеру, и увѣруешь, что Христосъ дѣйствительно родился отъ Дѣвы Маріи. Живущее въ раковинѣ, огонь-молнія и вода, породило камень, который дороже многихъ тысящъ золота. Такъ и Марія родила Божество, несравненное со всею тварью. Раковина, зачавшая бисеръ не чревоболѣла, такъ и Пречистая Дѣва зачала нерастлѣнно, и родила не болѣвши. Родился Сынъ безъ плотскаго сѣмени. Какія великія тайны! Какіе пренебесные догматы: Дѣва и Матерь! («Воскр. Бесѣды», 1872 г.).

Созерцая вѣрою великое таинство, нынѣ явленное, — таинство воплощенія Сына Божія, не знаешь, братія, чему болѣе удивляться; тому ли, до какой степени истощилъ, умалилъ Себя Богъ, принявъ зракъ раба, содѣлавшись человѣкомъ (Филип. 2, 7); или тому, до какой степени возвысилась человѣческая природа чрезъ это истощаніе Божества.

Она изумительно возвысилась, прежде всего, въ Лицѣ Самого воплотившагося Господа. Сынъ Божій принялъ на Себя человѣческое естество навсегда, и принялъ въ единство Своей Божеской Ипостаси, такъ что, хотя въ Немъ нынѣ два естества — Божеское и человѣческое, но они соединены въ Немъ нераздѣльно и составляютъ одно Лице, одну Ипостась Божескую. Онъ и по воплощеніи и въ естествѣ человѣческомъ, есть все Тотъ же единый истинный Сынъ Божій и истинный Богъ, какимъ былъ въ воплощеніи. Вслѣдствіе такого Ипостаснаго соединенія во Христѣ двухъ естествъ, человѣчество въ Немъ пріобщилось Божеству и обожилось, т. е., усвоило отъ Божества все, что способно было усвоить, не теряя своей ограниченности и человѣческихъ свойствъ, обогатилось отъ Божества и премудростію, и святостію, и животворною силою, и другими Божественными совершенствами. Вслѣдъ за тѣмъ обоженное въ лицѣ Господа Іисуса человѣчество содѣлалось въ Немъ причастнымъ и Божескаго /с. 60/ поклоненія. Нынѣ Онъ возсѣдитъ на престолѣ славы одесную Бога Отца въ Своемъ человѣческомъ естествѣ; нынѣ Ему уже во плоти, «дадеся всяка власть на небеси и на земли» (Мѳ. 28, 18); нынѣ Ему и въ человѣческомъ естествѣ покланяется, какъ Богу, «всяко колѣно небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ» (Фил. 2, 10). Что-жъ, скажете, можетъ быть выше того, чего удостоилась во Христѣ наша человѣческая природа?

Если не до такой, то все же до изумительной степени возвысилась наша природа и въ лицѣ Пресвятой Дѣвы Маріи, родившей Господа. Она родила Его, безъ сомнѣнія, не по Божеству, а по человѣчеству. Но такъ какъ человѣчество во Христѣ съ самой минуты Его зачатія нераздѣльно и неразлучно соединилось съ Божествомъ въ одну Божескую Его Ипостась: то значитъ, что Пресвятая Дѣва и зачала, и носила въ утробѣ, и родила истиннаго Сына Божія, истиннаго Бога. Слѣдовательно есть воистину Богородица. А удостоившись быть Матерію Господа, Творца всего существующаго, Она естественно возвысилась чрезъ то надъ всѣми Его созданіями не только земными, но и небесными и по достоинству исповѣдуется честнѣйшею херувимъ, и славнѣйшею, безъ сравненія, серафимъ, т. е. самыхъ высшихъ сотворенныхъ духовъ. Она есть первая по Богѣ, есть Царица неба и земли!

Если не до такой, то все же до изумительной степени можетъ возвышаться человѣческая природа и въ каждомъ изъ людей, которые только вѣруютъ въ воплотившагося Сына Божія. Тогда какъ одна изъ дщерей человѣческихъ удостоилась быть Матерію Господа, всѣ мы, вѣрующіе въ Него, удостаиваемся быть братіями Его, сынами Отца. Его небеснаго, причастниками Святаго Духа. Въ таинствѣ Крещенія мы рождаемся отъ Бога, облекаемся во Христа. Чрезъ таинство Мѵропомазанія пріемлемъ въ себя Духа Святаго. Чрезъ таинство Евхаристіи пріискреннѣ соединяемся со Христомъ, такъ что Онъ въ насъ пребываетъ, а мы въ Немъ (Ін. 4, 15). И если послѣ этого мы живемъ благочестиво, по-христіански, то мы болѣе и болѣе воображаемъ въ себѣ Христа (Гал. 4, 19) и не ктому живемъ мы, а живетъ въ насъ Христосъ. «Нынѣ чада Божія есмы», братія Единороднаго Сына Божія (1 Ін. 3, 2), «наслѣдники Богу, снаслѣдники Христу» (Рим. 8, 17), «мы воцаримся съ Нимъ» (2 Тим. 2, 12) и совозсядемъ съ Нимъ на престолѣ славы Его.

Присовокуплять ли, братія, нравственное наставленіе? Оно всякому очевидно. Если до такой степени возвысилась наша природа въ Лицѣ воплотившагося нынѣ Господа и Его Пречи/с. 61/стой Матери и можетъ возвышаться въ каждомъ изъ насъ; — то научимся уважать свою природу и вести себя сообразно съ ея высокимъ достоинствомъ. Будемъ твердо помнить, что она дѣйствительно возвышается въ однихъ праведникахъ, истинныхъ христіанахъ, чрезъ ихъ благочестіе, и тогда какъ первые, всходя по степенямъ нравственныхъ совершенствъ, войдутъ наконецъ на небо, чтобы тамъ царствовать со Христомъ, послѣдніе, постепенно ниспадая, ниспадутъ наконецъ въ бездну ада, чтобы тамъ вѣчно мучиться съ діаволомъ. (Сост. изъ «Слова и Рѣчи» Макарія, митр. Московскаго, т. 2, и др. источниковъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 57-61.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.